Были и мифы Петербурга
Сообщение | Автор | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
28 Май 2014 20:16
|
Ираф
Тольятти |
|||||
Танюша, как замечательно опять встретится с твоими великолепными рассказами про Петербург.Ая и не знала про этот театр, благодаря тебе теперь знаю.Ждем продолжения.
Спасибо. |
||||||
03 Июн 2014 9:51
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
Ира, большое спасибо за такие слова |
||||||
03 Июн 2014 9:51
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
От Летнего сада к саду Зимнему
Начало: Троицкий мост http://forum.say7.info/post3701903.html#3701903 Начало Дворцовой набережной http://forum.say7.info/post3789114.html#3789114 Мраморный дворец http://forum.say7.info/post3851086.html#3851086 Рядом с Мраморным дворцом http://forum.say7.info/post3885521.html#3885521 Ново-Михайловский дворец http://forum.say7.info/post3915928.html#3915928 Мошков переулок и дома рядом с ним. Дворцовая набережная, дом 20 http://forum.say7.info/post4109126.html#4109126 и http://forum.say7.info/post4152177.html#4152177 Дворцовая набережная, дома 22 и 24 http://forum.say7.info/post4333797.html#4333797 ДОМ УЧЕНЫХ. http://forum.say7.info/post4508317.html#4508317 и http://forum.say7.info/post4516536.html#4516536 Эрмитажный театр. http://forum.say7.info/post4628514.html#4628514 Зимняя канавка Зимняя канавка со стороны Невы. Зимняя канавка со стороны Миллионной улицы. Зимняя канавка с Первого Зимнего моста. Зимняя канавка завораживает строгой красотой. Зимний дворец Петра 1, на территории которого сейчас расположен Эрмитажный театр, стоял не вплотную к воде, а царь желал заходить в дом прямо с лодки. Тогда между Невой и Мойкой был прокопан новый канал. Канал назвали Зимней канавкой от расположенного рядом Зимнего Дворца Петра Первого. Через маленькую Зимнюю канавку, длина которой всего 228 метров , перекинуто 3 моста: Первый Зимний, Второй Зимний и Эрмитажный. Изящные мостики Зимней канавки часто называют "горбатыми" за их форму. Очертания мостов через Зимнюю канавку повторяют изгиб арки - перехода из одного здания Эрмитажа в другое. Эрмитажный мост навис над Зимней канавкой вблизи невского берега. Эрмитажный мост Набережную Зимней канавки облицевали гранитом и поставили красивую ограду. Силуэт звеньев решетки напоминает очертание окон и дверей дворцов и культовых построек эпохи Возрождения. ОГРАДА набережной Зимней канавки. Гранитные спуски к воде очень узкие. Гранитный спуск к воде Зимней канавки. Сколько смотрю, а сердце замирает от красоты. Невероятно, как театральные декорации! Зимняя канавка в народе зовется «Лизина канавка». По сюжету оперы Петра Ильича Чайковского "Пиковая дама", в финале Лиза бросается в воды Зимней канавки, не дождавшись Германа. Поэтому второе популярное название Зимней канавки - "Лизина канавка". Этот прекрасный вид, открывающийся на Неву с аркой над Зимней канавкой, мы видим на сцене Мариинского театра в трагической сцене последнего свидания Лизы и Германа в опере П.И.Чайковского "Пиковая дама". В петербургской газете за 1868 год было напечатано: “Вчера, 12 октября, во втором часу пополудни с моста через Зимнюю канавку бросилась в воду женщина. Самоубийцей была некая Юлия Перова, снимавшая угол на Мещанской улице. Судя по всему, на роковой шаг она решилась из-за неразделенной любви, ибо в руках она сжимала дагеротип молодого человека, вероятно, ее возлюбленного”. Заметка произвела сильное впечатление на П. И. Чайковского. Работая над оперой на сюжет пушкинской “Пиковой дамы”, композитор попросил своего брата, Модеста, вставить в уже законченное им либретто сцену самоубийства Лизы на Зимней канавке. К письму с этой просьбой, отправленному из Флоренции, Петр Ильич приложил вырезку из петербургской газеты. Накануне премьеры композитор подолгу гулял вдоль Зимней канавки, а в дневнике вновь и вновь возвращался к размышлениям о собственной смерти. Зимняя канавка зимой. На Зимнюю канавку лучше смотреть со стороны Миллионной улицы и из окон Лоджий Рафаэля в Эрмитаже. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Лоджии Рафаэля - это длинная величественная галерея, освещенная большими окнами, из которых открывается вид на Зимнюю канавку и Эрмитажный театр. Галерея была создана по заказу императрицы Екатерины Великой (1783 - 1792) архитектором Кваренги и является копией знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце. Все поверхности, стены и своды потолка покрыты копиями фресок Рафаэля, выполненными на холсте. Герб Ватикана заменен российским двуглавым орлом. Екатерина 2 писала: «На Лоджии чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть». Летом по Зимней канавке активное движение: Зимняя канавка. Акварель И.Урениуса.1815 г. Старинная открытка. |
||||||
03 Июн 2014 12:29
|
Ираф
Тольятти |
|||||
Как прекрасен этот мир!!!
Спасибо |
||||||
03 Июн 2014 13:49
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
04 Июн 2014 21:51
|
Le11DI
Казахстан-Германия |
|||||
Спасибо Татьяна за очередной рассказ, очень интересно, особенно для тех, кто ещё ни разу не был в Питере.
[URL=http://[censored smayliki]/smilie-884272551.html][/URL] |
||||||
05 Июн 2014 1:12
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
06 Июн 2014 1:21
|
Zovik
57 лет Иваново |
|||||
Татьяна, прими пожалуйста очередное спасибо, глуболчайшее!!!!!!!! Слов нет высказать как я туда хочу. В этом году за многие годы первый раз пропущу поездку в родной и такой близкий по духу Город. Смотрю с упоением, очень познавательные и глубокие коментарии. Какой большой самозабвенный труд. Всегда радость почитать и посмотреть. |
||||||
07 Июн 2014 0:34
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
Марина, дорогая! Спасибо за любовь к нашему городу. |
||||||
07 Июн 2014 0:34
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
6 июня отмечают День русского языка и день рождения Александра Сергеевича Пушкина.
«Княгиня ночи» Хочется вспомнить Е.Голицыну – известную под прозваниями «princesse Nocturne» («ночная княгиня») и «princesse Minuit» («княгиня полуночи»), — одну из красивейших женщин своего времени, хозяйку литературного салона, большую патриотку, которую очень уважал и любил Пушкин. Художник Йозеф Грасси, 1800/1802 гг. Поздними вечерами, когда во многих домах уже тушили свечи, ярко светились окна во дворце княгини Евдокии Ивановны Голицыной на Большой Миллионной (сегодня его можно увидеть в перестроенном виде под номером 30) – рядом с Зимней канавкой. Миллионная, дом 30. В ее гостиной собиралось избранное общество, состоящее в основном из поэтов и ученых. Вся обстановка создавала настроение чего-то необычного, даже таинственного... Таинственность атмосферы усугублялась тем, что Голицына принимала только ночью... Говорили, что еще в детстве цыганка нагадала ей смерть в ночи, и она решила обмануть предсказание, не дать застать себя врасплох: днем спать, ночью бодрствовать. Но как бы там ни было, за ней навсегда сохранилось имя Princesse Nocturne (Ночной княгини)... В своем салоне она не начинала прием ранее 10 часов вечера. Голицына отличалась с юных лет независимостью, ее поведение часто шокировало людей, принадлежащих к высшему свету. На одном из вечеров в особняке княгини Голицыной Грибоедов впервые читал «Горе от ума». Е.И.Голицына. Пушкин увлекся этой красивейшей женщиной и часто посещал ее дом. Существует специальное посвящение его оды «Вольность» Голицыной. И даже в письмах из ссылки он вспоминает эту незаурядную женщину. Лучшей характеристикой для ночной княгини послужат стихи Пушкина, написанные в 1817 году: Краев чужих неопытный любитель И своего всегдашний обвинитель, Я говорил: в отечестве моем Где верный ум, где гений мы найдем? Где гражданин с душою благородной, Возвышенной и пламенно свободной? Где женщина — не с хладной красотой, Но с пламенной, пленительной, живой? Где разговор найду непринужденный, Блистательный, веселый, просвещенный? С кем можно быть не хладным, не пустым? Отечество почти я ненавидел — Но я вчера Голицыну увидел И примирен с отечеством моим. Портрет Е. И. Голицыной. Художник А.Е.Егоров В 1814 году княгиня обратилась к русскому дворянству с предложением воздвигнуть в Москве памятник в честь избавления России от иноземного нашествия и сама приготовила для этого памятника знамя, затем переданное в Александро-Невскую лавру. Вот что писала она в сопроводительной записи: "Наполеон должен был видеть, что война, состоящая в набегах, требует бесчисленных издержек... Он призвал ныне мщение всех народов на злосчастную Францию, которая... более достойна нашего сожаления, чем ненависти. Россияне, не упиваясь ядом злобы, задушили в сердце Империи своей гидру... Такая слава превыше всякой славы... И так изнуренная Европа может ли теперь противостоять России, сему юному исполину, озаренному силою и добродетелью?.. Да сохранит нас Бог от внутренних неустройств, и тогда никакая иноземная власть не сможет поколебать нашего могущества... На стенах кремлевских, там, где возносилось знамя вражеское, да водрузится ныне сие священное знамя великого народа русского… В начале 1818 года Пушкин послал Голицыной свою оду "Вольность" со специальным посвящением: Кн.Голицыной, посылая ей оду "Вольность" Простой воспитанник природы, Так я, бывало, воспевал Мечту прекрасную свободы И ею сладостно дышал. Но вас я вижу, вам внимаю, И что же?.. слабый человек!.. Свободу потеряв навек, Неволю сердцем обожаю. Посвящая Голицыной оду "Вольность", Пушкин выразил уважение и доверие княгине, разделяющей его высокие идеалы. Отправленный Александром в южную ссылку, Пушкин не забывает эту незаурядную женщину. "Вдали камина кн. Голицыной замерзнешь и под небом Италии", - пишет он в 1821 году. Пушкин в 1835 году приобретает для своей библиотеки книгу "Анализ силы", написанную княгиней и вышедшую во Франции. Рецензенты называют книгу "замечательным подвигом мышления". Сочинение княгини Голицыной многих поражало смелостью, широтой идей, глубиной философской мысли... Известны три стихотворения Александра Сергеевича, обращённые к княгине Голицыной: "Краёв чужих неопытный любитель...", второе было приложено к оде «Вольность» и «К ***» Не спрашивай, зачем унылой думой Среди любви я часто омрачен, Зачем на все подъемлю взор угрюмый, Зачем не мил мне сладкой жизни сон; Не спрашивай, зачем душой остылой Я разлюбил веселую любовь И никого не называю милой: Кто раз любил, уж не полюбит вновь; Кто счастье знал, тот не узнает счастья, На краткий миг блаженство нам дано: От юности, от нег и сладострастья Останется уныние одно. Голицына скончалась в 1850 года в Петербурге. Ее похоронили в Александро-Невской лавре рядом со своим возлюбленным Михаилом Долгоруковым и по ее завещанию написали на надгробной плите: "Прошу православных русских и приходящих здесь помолиться за рабу Божию, дабы услышал Господь мои теплые молитвы у престола Всевышнего для сохранения духа Русского". Эту фразу придумала сама княгиня. |
||||||
07 Июн 2014 14:20
|
vltava
|
|||||
07 Июн 2014 21:21
|
Rozalinda
|
|||||
таненка
Татьяна, добрый вечер! Какая княгина Голицина красивая... |
||||||
08 Июн 2014 0:40
|
nalina
Самара |
|||||
Можно ли утверждать, что она была счастлива? Брак с нелюбимым, невозможность связать судьбу с тем единственным, кого она по настоящему любила всю свою жизнь, его гибель, отсутствие детей, а затем старость и полное забвение. Те, кто когда то были у её ног, ушли раньше её, а для следующего поколения она стала всего лишь помешанной старухой. |
||||||
09 Июн 2014 11:19
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
«Черные, выразительные глаза, густые темные волосы, падающие на плечи извивистыми локонами, южный матовый колорит лица, улыбка добродушная и грациозная: придайте к тому голос, произношения, необыкновенно мягкие и благозвучные – и вы составите себе приблизительное понятие о внешности ее. Вообще красота ее отзывалась чем-то пластическим, напоминавшим древнее греческое изваяние. В ней ничто не обнаруживало обдуманной озабоченности, житейской женской изворотливости и суетливости. Напротив, в ней было что-то ясное, спокойное, скорее ленивое, бесстрастное».
Брак Дуни Измайловой, происходившей из знатной дворянской семьи, с князем С.М. Голицыным, известным московским богачом, устроил Павел I. Когда Голицын посватался и получил отказ, он отправился к государю Павлу Петровичу просить содействия. Павел велел Дуне принять предложение Голицына, которого она умоляла отказаться от нее. Свадьбу устроили против воли девушки. Невеста очень эмоционально прореагировала на таинство венчания: едва к ней приблизился жених, она упала в обморок. Причем в такой глубокий, что свадебную церемонию пришлось на некоторое время отложить. Но, в конце концов, Евдокии пришлось сочетаться узами брака с камергером Сергеем Михайловичем Голицыным. Свадьба состоялась, но семейной жизни не получилось: Голицын жил в Москве, Евдокия — в Петербурге. На одном из светских раутов Евдокия Голицына встретила статного красавца Михаила Долгорукова, незаурядного человека, любимца парижской знати и настоящего патриота своей родины. В 16 лет он участвовал в военном походе на Кавказе, сражался в Персии, затем служил в Грузии. В начале 1800 года князь был отправлен в Париж. Красивый и всесторонне образованный, он был очень остроумен, галантен и учтив, особенно при обращении с дамами. Очень скоро он стал всеобщим любимцем самых значительных салонов Парижа. Долгорукий пользовался восхищением первых дам французского двора – его ценили Жозефина Бонапарт, Каролина Мюрат, г-жа Сталь. Сам Бонапарт захотел лично познакомиться с человеком, от которого парижанки сходят с ума. Юный князь вел беседы с таким достоинством и был таким интересным собеседником, что Наполеон уделял ему достаточно много внимания и получил лестную оценку Бонапарта. В 20 лет Долгоруков уже имел чин полковника. Любовь Евдокии и Михаила Долгорукого была счастливой и взаимной, но недолгой. Их страсть была настолько всепоглощающей, что Евдокия тут же написала мужу, прося у него разрешение на развод. Но Сергей Михайлович, памятуя прежние обиды, развода жене не дал. Тогда она назло законному супругу и всему свету в открытую начала жить с Михаилом Петровичем, рассчитывая на то, что со временем все образуется. Храбрый офицер не боялся ни пуль, ни штыков. Интересы родины Долгорукий был готов отстаивать до последнего. Смерть всё время стояла рядом с ним. Михаил Петрович был тяжело ранен в битве под Аустерлицем (1805 г.), но, несмотря ни на что, не покинул поле боя. И так всю свою короткую жизнь Михаил Петрович блистал не только в светских салонах, но и на поле боя, и считался одним из самых бесстрашных офицеров. 15 октября 1808 князь Михаил Долгорукий погиб. После гибели князя Долгорукова, Евдокия Голицына очень страдала и сохранила память о возлюбленном навеки. |
||||||
12 Июн 2014 21:37
|
Ираф
Тольятти |
|||||
Татьяна, спасибочки за очередную историческую "вкусняшку".Захожу к тебе пореже, все лето живем на даче без интернета,изредка появляемся дома,но к тебе всегда в первую очередь...
Спасибо. |
||||||
12 Июн 2014 23:20
|
nalina
Самара |
|||||
Спасибо. Танечка! Как же мало мы знаем о самом Павле 1. В
|
||||||
21 Июн 2014 1:19
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
Да, Галя, ты права. |
||||||
21 Июн 2014 1:22
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
«Через культуру будете иметь Свет!» Н.К.Рерих.
Рерихи в Петербурге. В 2014 году исполняется 140 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 135 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих, 95 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха. Они родились в Санкт-Петербурге и много мест связано с их именами. Николай Константинович Рерих (1874- 1947) Николай Константинович Рерих —русский художник и писатель, мыслитель и ученый, путешественник и общественный деятель, великий борец за культуру. Николай Константинович большую часть жизни прожил в Петербурге - 42 года. Здесь он родился. Здесь прошли его детство и юность. Всё связано с Васильевским островом. Здесь он учился в Академии художеств и университете. Здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом. В Петербурге он создал свои замечательные живописные работы, принесшие ему известность. Здесь он общался со многими выдающимися деятелями русской культуры - художниками, поэтами, учеными. Дом, в котором родился Николай Рерих. Васильевский остров, 6 линия, дом 1. Здание Академии художеств справа. Вот и солнышко появилось. Андреевский собор (официальное название — собор святого апостола Андрея Первозванного) — действующий православный собор на Васильевском острове, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-ой линии. Здесь крестили Н.К. Рериха. Андреевский собор Государственный Музей-институт семьи Рерихов в Санкт Петербурге. Васильевский остров, 18-я линия, д.1 Духовником семьи Рерихов был сам Иоанн Кронштадский. Он благословил Рериха на изучение истории и художества, на большие труды для России. Б.М.Кустодиев. Рерих. Русский музей. В Альбоме сестер-художниц Шнейдер, изданном в Лондоне под названием «Исповедь» имеются ответы Николая Константиновича Рериха на анкету. (Альбом был начат в 1886 году, а последняя его страница заполнена в 1906 году. Свои ответы в альбоме оставили восемьдесят человек) Вот вопросы и ответы на них, данные Рерихом: Наиболее ценимая Вами добродетель - без покоя. Наиболее ценимые Вами черты в мужчине - талант, определенная цель. Наиболее ценимые Вами черты в женщине - женственность. Ваше любимое занятие - работа. Ваша собственная характеристика - странник. Ваше представление о счастье - найти свой путь. Ваше представление о несчастье - быть непонятым. Ваш любимый цвет и цветок - лиловый (ультрамарин, краплак, индийская желтая). Если бы Вы не были тем, кто вы есть, кем бы вы хотели быть? - путешественником-писателем. Где бы Вы хотели жить? - на Родине. Ваши любимые поэты - А.Толстой. Ваши любимые писатели - Л.Толстой, Гоголь. Ваши любимые художники и композиторы - Бетховен, Вагнер, Глинка, Бородин, Римский-Корсаков, В.Васнецов. Ваши любимые герои в реальной жизни - Леонардо да Винчи. Схимник. Ваши любимые героини в реальной жизни - Рерих поставил прочерк, оставив вопрос без ответа. Ваши любимые литературные герои - Дон Кихот. Ваши любимые литературные героини - Также поставлен прочерк. Ваша любимая еда и питье - квас, ростбиф (увы) недожаренный. Ваши любимые имена - Елена, Татьяна, Нина, Ингегерда, Роман, Ростислав, Арсений. Самый неприятный недостаток в людях - пошлость и самодовольство. К каким недостаткам Вы относитесь наиболее терпимо? - увлечение (аффект). Ваше любимое изречение – «Вперед, без оглядки!» Рерих сделал эту запись 31 мая 1900 года. Ему шел двадцать шестой год. «Если не художник - то «путешественник-писатель».- Николай Константинович впоследствии соединил в себе и то и другое. А.Я.Головин. Н.К.Рерих. Мечтая о прекрасном будущем человечества, Рерих активно проводил в жизнь свои взгляды. Это был великий труженик. Он оставил огромное художественное наследие – более семи тысяч картин, много эскизов театральных декораций, настенных росписей, мозаик. Рерих - автор своеобразных аллегорических произведений в стихах и прозе. Рериху была ненавистна война. Художник выступил инициатором Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, во время войн и междоусобиц - знаменитого «Пакта Рериха», который был подписан всеми ведущими странами. Рерих для продвижения нового мирового порядка через культуру выдвинул Знамя мира и культурный Пакт мира. Знамя белое, с тремя красными шарами в центре, символизирующими искусство, науку и религию. Они заключены в круг, указывающий на их скрытое единство. Это символ олицетворяет также прошлое, настоящее и будущее, которые все заключены в окружность вечности. Знамя Рериха. Николай Рерих описывает созданный им знак и его символику:: «… предложенный флаг есть символ всего Мира, не одной страны, но всего цивилизованного Мира. Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединённые амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения. Хотя мы не знаем, когда именно это Знамя будет развеваться над всеми культурными памятниками, но несомненно, что семя уже взросло. Оно уже привлекло внимание больших умов и устремляется от сердца к сердцу, пробуждая еще раз среди людских множеств идею Мира и Доброжелательства.» «Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры.» В своем многообразном творчестве художник воплотил идеалы добра, любви и разума и остался верен этим идеалам до конца своих дней. Многие из его картин оказались пророческими. Н.К.Рерих. Гонец.. Восстал род на род. Дипломной работой Николая Рериха стала картина «Гонец», которую приобрел для своей коллекции Павел Михайлович Третьяков. Познакомившись с замыслом всей серии, Третьяков одобрил его и хотел приобрести все последующие произведения для своей галереи. Но он вскоре умер, и работы, написанные позже, разошлись по разным собраниям. Стасов порекомендовал Николаю Рериху познакомиться со Львом Толстым: «Непременно вы должны побывать у Толстого… пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники». Встреча действительно состоялась, и Толстой дал юному Рериху совет на всю жизнь: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше – жизнь все снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет!» Незабываемое впечатление произвели на Николая Рериха слова Л.Толстого. Много раз на протяжении жизни великий художник вспоминал это напутствие Льва Николаевича Толстого. Неоднократно в письмах своим последователям и ученикам, в «Листах дневника» подчёркивал: «Рулите выше!» Впоследствии, так же, как Лев Николаевич, Николай Константинович будет отлучен от церкви за свои религиозные убеждения. В 1905 году Н.Рерих создает эскизы майоликовых панно для украшения фасада дома Страхового общества «Россия» на ул.Большая Морская, дом 35. Майоликовый фриз дома, созданный по эскизам Н.К.Рериха. Фасад дома украшен треугольными вставками и майоликовым фризом под карнизом на тему походов древнерусского войска. По эскизам Н.Рериха созданы надгробия Куинджи и Римского-Корсакова в Александро-Невской Лавре. Памятник А.И.Куинджи по эскизу Н.К.Рериха в Александро-Невской Лавре. Памятник Н.А.Римскому-Корсакову по эскизу Н.К.Рериха в Александро-Невской Лавре. В течение восьми лет, с 1906 по 1913г., Рерих работал над украшением шести православных храмов. Для церкви «На пороховых заводах» близ Шлиссельбурга, Покровской церкви в Пархомовке, Троицкого собора Почаевской лавры и Святодуховской церкви в Талашкине им были созданы эскизы мозаик, для церкви Казанской Божьей Матери в Перми – иконостас, а для часовни Святой Анастасии в Пскове и талашкинской церкви – эскизы стенописи. Буддийский храм в Санкт-Петербурге ( «Дацан Гунзэчойнэй») — самый северный в мире буддийский храм. «Гунзэчойнэй» в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника». Витражи храма изготовлены Николаем Рерихом. Художник изобразил на них восемь благих буддийских символов Картины Рериха можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. Говорят, что в России нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам. В Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание - построен целый музей, чтобы поместить в нем шедевры одного художника еще при его жизни. Русский музей обладает крупнейшим собранием живописного наследия Николая Рериха, насчитывающим около 430 работ. Елена Ивановна Рерих писала о картинах Николая Константиновича: "Истинно Свет и красота души его запечатлена в его картинах, Они имеют дар целительный" Николай Рерих был патриотом и не хотел покидать свою страну. Его эмиграция оказалась вынужденной. В 1916 году из-за болезни легких по настоянию врачей художник вместе с семьей – женой Еленой и двумя сыновьями – переехал в Финляндию. После революции 1917 года граница закрылась и Рерих оказался отрезанным. Так начался его путь эмигранта. Три десятилетия Рерих прожил за рубежом (сначала в Америке, затем в экспедициях по Центральной Азии и Индии, а последние двадцать лет - в Индии). Но всю жизнь он сохранял русское гражданство, гордился им и не променял его ни на какое другое. С.Н.Рерих. Портрет Н.К.Рерих на фоне гор. Он путешествовал повсюду, не только по России, Европе и Новому Свету, но также по Азии, и его длительные экспедиции прошли через Среднюю Азию, Монголию, Тибет, Китай и Японию. В 1928 г. в Индии Рерихами создается Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», а в 1942 г. в Нью-Йорке по инициативе Н.К. Рериха, Американо-русская культурная ассоциация, где Николай Константинович избирается почетным Президентом. Находясь в Индии, Николай Константинович Рерих с самых первых дней Второй мировой войны использует все возможности, чтобы помочь России. Вместе с младшим сыном Святославом Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд советского Красного Креста и Красной Армии. Пишет статьи в газетах, выступает по радио в поддержку советского народа. В годы войны художник в своём творчестве вновь обращается к теме Родины. В этот период он создаёт ряд картин — «Поход Игоря», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», «Богатыри проснулись» и другие, в которых использует образы русской истории и предрекает победу русского народа над фашизмом. В 1945 г. в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 г., Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года он умирает. Памятный камень на месте кремации Н.К Рериха. Индия. По завещанию Рериха его прах был развеян. В долине Кулу на месте погребального костра установили большой прямоугольный камень с надписью: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир». Н.К.Рерих - единственный русский, которого индусы наградили званием «Махариши», что в переводе с санскрита означает «великий мудрец». C. Н. Рерих. Портрет Н. К. Рериха. Неутомимый борец за культуру Рерих писал: -Культура есть молот будущего. -Культура есть прежде всего человеческое делание во имя осознанного добра Света, Блага. -Ничто так не близко культуре как чувство любви, осознание прекрасного и сердечное устремление к подвигу. Любить значит прощать, прощать значит понять. Памятник Н.К.Рериху в Санкт-Петербурге, сад Василеостровец. …Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своём. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский в своей целине необозримой выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!». — Н. К. Рерих. «Не замай!» 10 июня 1940 года Н.К.Рерих Святые Борис и Глеб. Русский музей. Одна из последних картин Н.К.Рериха. Н.К.Рерих. Помни. Рерих писал труды по древней философии и этике. Он был очень многогранным человеком и также писал стихотворения. Вестник, мой вестник! Ты стоишь и улыбаешься. И не знаешь, что ты принес мне. Ты принес мне дар исцеленья. Каждая слеза моя исцелит немощи мира. Но, Владыко, откуда мне взять столько слез и которой из немощей мира отдать мне первый поток? Вестник, мой вестник, ты стоишь и улыбаешься. Нет ли у тебя приказа лечить несчастье улыбкой? Рерих Николай Константинович Продолжение: http://forum.say7.info/post4673530.html#4673530 |
||||||
21 Июн 2014 2:25
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
Начало http://forum.say7.info/post4673432.html#4673432
Фамилия Рерих имеет скандинавское происхождение. «Ре» или «ру» на скандинавских языках — «слава», а «рих» — богатый. Значит, Рерих — «славой богатый». В этом роду мужество почиталось наряду с высоким образованием. Известен случай, когда прадед Н.К. Рериха смел прекословить Петру I, когда тот отдал приказ снести церковь, ставшую оплотом врага. Церковь была спасена от разрушения. Значение фамилии полностью подтвердили все члены семьи Рерихов. Елена Ивановна разделяла с Николаем Константиновичем все его мысли и принимала участие в его работе. Философ и автор книг, Елена Ивановна Рерих , жена Николая Константиновича (1879 - 1955) Многие из ее мыслей воплощены в его полотнах, много книг он посвятил ей. «Дружно проходили мы всякие препоны и препятствия обращались в возможности» – писал Николай Константинович о своем браке уже на склоне лет. «Посвящал я книги мои: Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Художник называл жену «Лада моя», боготворил ее не только за красоту и душевное тепло, но и за мужество, и силу духа. Ее духовное влияние на всех членов семьи Рерих было огромным. Елена Ивановна Рерих появилась на свет в Санкт-Петербурге в семье знаменитого архитектора Ивана Шапошникова и его жены, правнучки Кутузова. Елена росла способной девочкой — неожиданностью для родных оказалось то, что она в 4 года самостоятельно научилась читать, к семи годам она умела читать и писать на трёх языках. Больше всего её привлекали литература и рисование. Она удивляла окружающих своими выдающимися способностями, будь то игра на фортепиано, рисование или интерес к философским трудам из отцовской библиотеки. С детства ее пленяли горы Азии и, затаив дыхание, она слушала семейные предания о знаменитом путешественнике графе Воронцове, который после возвращения из Гималаев подарил ее деду резной кинжал. Елена Ивановна о своих предках рассказывала, что прадед её отца приехал в Россию при Петре Великом. Во время посещения Петром Прибалтийского края прадед отца состоял бургомистром города Риги и преподнес Петру Великому шапку Мономаха. Довольный оказанным приёмом, император подарил прадеду свой походный кубок и жалованную грамоту, предложил ему переехать в Россию и принять русское подданство с новой фамилией — Шапошников. Дом, в котором родилась Елена Шапошникова. Сергиевская улица, дом 16, в настоящее время: ул. Чайковского,18 Дом №16 на Сергиевской улице был построен в 1876–1877 годах по проекту архитектора И.И.Шапошникова, ее отца, и принадлежал домовладелице Е.Л.Осоргиной. Кроме трехэтажного лицевого корпуса, выходящего на улицу, дом имел три дворовых флигеля. В одном из них жила семья Шапошниковых . Дом, в котором родилась Елена Ивановна, прилегал к собору Святого Сергия Радонежского, располагавшемуся на углу с Литейным проспектом, где её и крестили. Так, под сенью Заступника Земли Русской начался путь женщины, передавшей миру Учение Живой Этики. Церковь не сохранилась. К Сергию Радонежскому Елена Ивановна всю жизнь относилась с особым почитанием. В 1934 г. под псевдонимом Н. Яровская она напишет большой очерк-исследование «Преподобный Сергий Радонежский» и составит книгу о нём. Девочке дали превосходное домашнее образование. В 16 лет девушка окончила с золотой медалью гимназию, параллельно получив образование в музыкальной школе. Женственная, привлекательная, образованная девушка, по мнению всех её знавших, должна была стать великой пианисткой. Елена Ивановна Рерих. 1900. Санкт-Петербург Необыкновенная девочка со временем стала очаровательной женщиной и человеком с сильным характером. Другу их семьи Н. В. Шишиной Елена Ивановна запомнилась такой: "Высокого роста, стройная, очень пропорционально сложенная. Полная изящества, женственности, грации и какого-то внутреннего обаяния всего ее облика, она невольно притягивала к себе все взоры. У нее были роскошные светло-каштановые, с золотым отливом, волосы и пышная прическа, высокая, по моде того времени; прелестный небольшой ротик, жемчужные зубы и ямочки на щеках; когда она улыбалась, а улыбалась она часто, все лицо ее освещалось теплом и лаской. Но что было самое притягательное в ее лице - это ее глаза, темно-карие, почти черные, миндалевидные, продолговатые, как бывают у испанок, но с другим выражением. Это были лучезарные очи с длинными ресницами, как опахала, и необычайно мягким, теплым, излучающим какое-то сияние взглядом". А вот что пишет Наталья Владимировна о первой встрече Елены Шапошниковой с Николаем Рерихом, который называл потом ее, свою жену, "спутницей, другиней и вдохновительницей". Елена с матерью часто проводили лето в имении родственника, князя Путятина, руководителя "Общества археологов". Однажды вся семья отправилась в деревенскую баньку, построенную на краю парка, у озера. "Елена Ивановна первая вернулась и, проходя через переднюю, увидела в углу сидящего человека; она машинально взглянула на него и прошла мимо, приняв его за охотника... но этот скромно сидящий человек с огромным удивлением перед ее красотой поглядел на девушку. Она шла с распущенными после мытья волосами, которые, как длинная пелерина, окутывали сверху донизу ее стан. Вернувшись из бани, вся семья села за стол ужинать, и тут только Елена Ивановна вспомнила о том, что в передней "сидит какой-то человек, приехавший, должно быть, по делу к дяде". Спохватившись, пошли к нему, пригласили к столу. Это был невзрачно одетый, в охотничьих высоких сапогах, куртке и фуражке, человек, скромно назвавший свою фамилию - Рерих. Из разговоров выяснилось, что он и есть знаменитый в то время художник Рерих, чьи картины уже были в Третьяковской галерее в Москве и на выставках картин Петербурга, и что приехал он к старому князю-археологу по делам археологических раскопок, производимых в этой местности". Рерих несколько дней прогостил в усадьбе Путятина и за эти дни решилась судьба Елены Ивановны. Она встретила свою единственную и взаимную любовь. Николай Рерих уехал в Москву уже счастливым женихом. Церковь Академии художеств Санкт-Петербурга, где состоялся обряд венчания. На протяжении всей жизни они поддерживали друг друга, идя рука об руку в любви и согласии. Это был союз двух единомышленников. Елена была для супруга Музой и вдохновительницей, помогала в создании картин и написании книг. Сыновья Рерихов — Юрий и Святослав — стали известными людьми: Юрий — учёным-востоковедом, а Святослав — художником и общественным деятелем. Воспитанием и образованием детей занималась Елена, успевая при этом глубоко вникать во все сферы работы мужа, поддерживая его начинания. Сопровождая мужа в путешествиях по древним русским городам, Елена фотографировала памятники, фрески, орнаменты, монастыри. Собранные семейством предметы старины и произведения искусства впоследствии были переданы Эрмитажу. Алтай. Пики и перевалы, названные в честь семьи Рерихов Вместе с мужем она участвует в героической Трансгималайской экспедиции. Уникальная экспедиция позволила осуществить исследования, усовершенствовать и дополнить географические карты, обнаружить неизвестные манускрипты и собрать интереснейшие лингвистические материалы. Елена Рерих стала единственной женщиной, которая сумела преодолеть весь путь — более 25 тысяч километров сложнейшего маршрута. После окончания экспедиции Рерихи остались жить в Индии, у подножия Гималаев. Они основали "Урусвати" — Институт Гималайских исследований, почётным Президентом которого стала Елена. Вся дальнейшая жизнь Е. И. Рерих была отдана созданию международного института, целями которого были: изучение космических лучей и магнитных явлений Вселенной, охрана биосферы, поиски эффективных методов лечения на основе малоизвестных препаратов тибетской медицины и многое другое. Институт был построен на каменистом берегу реки Биас, где, по преданию, древний мудрец Вьяси создал Махабхарату. А в фундамент его были заложены собранные в окрестностях камни из развалин субурганов и священных храмов. В Индии была завершена основная часть 14-томного фундаментального труда Агни-Йога (Живая Этика). На титульных листах этих книг отсутствует имя автора, поскольку Елена Ивановна считала, что изложенная в них Сокровенная Мудрость не может являться авторской собственностью. Себя же она считала автором трех книг, вышедших под разными псевдонимами: «Основы буддизма» (1927 г.), «Криптограммы Востока» (1929 г.), «Знамя Преподобного Сергия Радонежского» (1934 г.). Занималась Елена Ивановна и переводами. Ею переведены на русский язык выдержки из книги «Письма Махатм к Синнету» («Чаша Востока»), а также два тома «Тайной Доктрины» Елены Петровны Блаватской. Последние годы Елена Ивановна провела в Калимпонге в доме с садом и видом на Качеджангу: отсюда она руководила деятельностью миролюбивых и созидательных сил во всех концах света. За неделю до своего ухода из нашего мира, она сообщила о его дате сыновьям. И ошиблась только на сутки. Говорят, что той ночью в долине бушевала гроза. Валентин Серов. Е.И.Рерих.1909 г. Афоризмы Е.И.Рерих: Люди умеют наносить без ножа раны, и такие раны залечивать трудно Не уменьшение пищи, но лишение сна подрывает организм. Ведь человеку немного нужно. Люди мало понимают, что нельзя грязными руками браться за чистое дело. Без преемственности поколений, где бы была эволюция? Недоверие и сомнение в своих способностях подтачивает все силы и здоровье. Среди безрадостного окружения труднее всего удержать радость. Н.К.Рерих завещал своей стране все, что он создал. Поэтому когда не стало вдовы художника Елены Рерих, их сын Юрий вернулся из Индии в Советский Союз и привез с собой все отцовское наследие. Юрий Николаевич Рерих (1902 - 1960) Юрий Николаевич Рерих — выдающийся русский востоковед, лингвист, филолог, искусствовед, этнограф, путешественник — внес огромный вклад в мировую тибетологию, индологию и монголоведение. У Юрия Николаевича оказался удивительный дар: он понимал почти все языки Мира, а десятки языков знал в совершенстве. Он принимает деятельное участие в Транс-Гималайской Экспедиции (Ладак, Синьцзян, Монголия, Китай и Тибет, Алтай)., организованной его отцом, Н.К. Рерихом в 1923-1928 гг. Несмотря на молодые годы, Юрий Николаевич Рерих отвечал за безопасность экспедиции, а его прекрасное знание тибетского, монгольского и хинди (считается, что в общей сложности Ю. Н. Рерих владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками и диалектами) позволило ему без труда общаться с местным населением. С 1928 г. и до начала второй мировой войны Юрий Николаевич является директором Гималайского Института научных исследований «Урусвати», работа которого была направлена на изучение Востока и формирование науки Будущего. В 1941 году, во время начала войны, телеграфировал советскому послу в Лондоне с просьбой зачислить его добровольцем в ряды Красной Армии. В сфере общественной деятельности он принимает самое активное участие в пропаганде Пакта Рериха (Пакта Культуры) и борьбе за его ратификацию. Осенью 1957 года Ю.Н. Рерих возвращается на Родину и возглавляет сектор истории философии и религии Индии в Институте Востоковедения АН СССР, в Москве. Именно ему принадлежит неоценимая заслуга возвращения Родине творческого наследия Н.К. Рериха — великого русского художника, мыслителя и общественного деятеля. Е.М.Примаков ( академик РАН:, председатель Правительства РФ в 1998 — 1999 гг, лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности за 2013 год) говорит: Мне довелось работать в Институте востоковедения, когда там развивались принципы наследия Юрия Николаевича Рериха, старшего сына Николая Константиновича Рериха, — этого тоже поистине великого человека. Ведь он создал 2000-страничный – это был труд всей его жизни — тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями. Это основополагающий труд мировой буддологии, такого труда больше нет. Юрий Николаевич возродил изучение буддизма, а также тибетологию, которая у нас была до его приезда в состоянии абсолютно не востребованной.<…> Ю.Н.Рерих. Сосны на берегу. Юрий Николаевич умер в Москве 21 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Его именем названа третья вершина Алтая в отроге Катунского хребта, вблизи священной горы Белухи, — между пиками имени Н.К. Рериха и Урусвати. Второй сын Николая и Елены Рерих, Святослав, остался жить в Индии, стал художником, продолжателем дела отца. Род Рерихов прервался: ни у Юрия, ни у Святослава детей не родилось. Святослав Николаевич Рерих (1904 - 1993) С.Н.Рерих родился в Петербурге. Учился в гимназии К.И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал младшего сына с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где Святослав Николаевич изучал историю и культуру Руси, одновременно продолжая занятия живописью. С.Н.Рерих. Автопортрет. С.Рерих. Гималаи. С.Рерих. Поднималась луна. Наряду с пейзажами, пишет много портретов: портреты его отца — Н.К. Рериха, премьер-министра Индии — Джавахарлала Неру и жены Святослава Николаевича — Девики Рани-Рерих. Одним из самых прекрасных является портрет его матушки — Елены Ивановны Рерих, женщины исключительной духовной и физической красоты С.Н.Рерих. Портрет отца 1937 год. С.Н.Рерих. Портрет отца 1944 г. Е.И.Рерих.Портрет кисти С.Н. Рериха. С.Н.Рерих. Е.И.Рерих. С.Н.Рерих. Дж.Неру. В Институте «Урусвати» С.Н. Рерих возглавляет отделы народного искусства и народной фармакопеи. Ведет он и большую просветительскую работу, а в дальнейшем руководит Школой Искусства в Бангалоре и одновременно проводит свои персональные выставки. В 1989 г., по инициативе Святослава Николаевича в СССР создан Советский Фонд Рерихов, в основу которого было положено изучение и распространение жизненно важных для людей Знаний. В 1991 г. Святослав Николаевич передал Советскому фонду Рерихов (СФР) бесценные для человечества архивы родителей и брата, хранившиеся в Индии. В 2011 году, на вручении премии имени Николая Рериха, Леонид Михайлович Рошаль сказал: Рерих для меня — это огромное преклонение перед человеком-гуманистом, который все время искал, который имел планы, осуществлял планы. Во всем у него была идея объединять людей и противиться всему тому недоброму, что есть в мире. Е.М.Примаков, в дни празднования 125 годовщины со дня рождения Н.К.Рериха: Я думаю, что в мире больше не было аналогичной семьи, каждый из членов которой представлял бы собой огромную творческую, гениальную величину. Я имею в виду и Юрия Николаевича, который, вернувшись в Россию, работал в Институте востоковедения. Каждый член этой семьи представлял собой целый мир в искусстве, в великом мировом творчестве. Юрий ГАГАРИН, космонавт. Из бортжурнала. 12 апреля 1961 года Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха. В Санкт-Петербурге в Русском музее в эти дни проходит выставка «Николай Рерих. 1874–1947» Афиша выставки. Рерих Н.К. Картина «Помни». “Где бы я ни был, но свет исходит из России” Н.К.Рерих. Завет Николая Рериха: Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. … Полюбите Родину всеми силами — и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты. Шире дорогу! Идёт строитель! Идёт народ русский! Посмотрите: http://www.youtube.com/watch?v=1sI4myi5QMc Да уж, Рерих один из самых мистических персонажей Питера. |
||||||
21 Июн 2014 3:37
|
Le11DI
Казахстан-Германия |
|||||
Какой рассказ о Елене ,
а какая любовь!!, можно позавидовать: """«Посвящал я книги мои: Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице». Художник называл жену «Лада моя»"" ИЛИ ЭТО "На протяжении всей жизни они поддерживали друг друга, идя рука об руку в любви и согласии. Это был союз двух единомышленников. Елена была для супруга Музой и вдохновительницей, помогала в создании картин и написании книг. " Афоризмы тоже очень понравились: "Люди умеют наносить без ножа раны, и такие раны залечивать трудно." Как точно подмечено. Спасибо Татьяна, за очередной "урок" для читателей, и за такое дополнение его фотографиями, бесподобно!! |
||||||
21 Июн 2014 19:26
|
Ираф
Тольятти |
|||||
Татьяна,спасибо за такую прекрасную работу по творчеству семьи Рерих.Поразил ответ ...Счастье-найти свой путь.Несколько раз перечитала - какой глубокий смысл, как верно сказано.
СПАСИБО |
||||||
22 Июн 2014 0:06
|
nalina
Самара |
|||||
Спасибо, Танечка! Картины Рерихов несут очень сильную энергетику. У нс в художественной галерее "Радуга" есть зал, посвящённый Рерихам, где находятся копии их картин и личные вещи. Картины буквально завораживают, от них невозможно оторваться. Почему то при этом начинает болеть голова, при чём не только у меня. Несмотря на это, пройти мимо невозможно. Картины как бы притягивают.
|
||||||
23 Июн 2014 2:33
|
таненка
санкт-петербург |
|||||
Le11DI
Ираф nalina Людмила, Ирина, Галина! Дорогие мои друзья, СПАСИБО!!! Для меня очень много значит, что Вы есть. Желаю Вам здоровья и жизненных сил. |
||||||
24 Июн 2014 13:26
|
Rozalinda
|
|||||
таненка
Дорогая Татьяночка!!! хочу выразить огромную благодарность за подарок, и за все остальное ! и за твою тему,и за все -все остальное !!!! Спасибо тебе большое !!! А этот тортик(хоть и виртуальный) к чаю... |
||||||
24 Июн 2014 13:26
|
Rozalinda
|
|||||
|