-Tock@
Виктория
56 лет
Красноярск
На фото дедов дом. 2012 год
Дед Роман и баба Ксения.
Это родители моего отца. Жили они, как и баба Тася, в Шушенском, только в другом микрорайоне. Там стояли свои дома. Дед не на земле жить не хотел. Дом стоит и сейчас, а вот бабули с дедом в живых уже нет.
Начала писать и вдруг поняла, про бабу Ксеню много не расскажу. Она как-то в дедовой тени была. Внуков трое, я и сестры отцовской сын с дочерью. Надюха старше меня на 6 лет, Вовка на год моложе. Бабушка нас любила, баловала как могла. В постели можно было валяться хоть до обеда. Ставни прикроет, что бы солнце не мешало. Вкусняшек всяких в русской печи наготовит. Мы с брательником чуть не дрались из-за молодой картошки. Бабуля накопает маленькую, с ноготь величиной, зажарит. Она на языке лопается. Да с молоком деревенским…. Корову они не держали, нам внукам молоко брали у соседки напротив. А какие колбасы бабуля готовила… Чего только не навертит и в печи натомит. Дед привозил эти колбасы к Новому году.
Огород был здоровенный, но особо работать не заставляли. Хочешь – делай! Помню первый раз полоть вызвалась. Приехала городская. Ну и выполола всю морковку. Ох и досталось мне от деда. Бабушка только руками всплеснула: «Что ж ты, девка, наробила!». Беларусска по национальности, говорок особый. Дед украинец. Отец как-то рассказывал, как они с бабушкой познакомились, но я чего-то запамятовала. Надо будет спросить при случае. Родня поговаривала, что бабуля себе возраст убавила. Мол, старше деда была. Правда или нет - не знаю, не выглядела старше это точно. Ростом была невысокая, кругленькая, уютная такая и не особо разговорчивая.
Дед был очень рукастый. Даже не знаю чего он не умел. Меня всему учил. Помню как дрова кололи. Я хоть и маленькая, но упёртая – дай деда я сама. Дал топор, ухохотался на мою колку глядючи. Мы, говорит, внуча, такими темпами до зимы колоть будем. Потом рукой махнул и второй топор достал, коли уж если хочешь. Вообще дед любил, что бы у него всё было самое, самое. Свиней откармливал огромных. Куры несли двухжелтковые яйца. А с петухом вообще курьёз случился. Пришёл сосед, попросил петуха, дед дал. Через некоторое время сосед обратно бежит, забирай Роман петуха, он мне кур подавил. Дед возвращается с петухом и говорит – да разве ж это куры, цыпушки мелкие и стоило таких разводить…
Пёс был здоровый. Рэм. Немецкая овчарка с длиннющей родословной. К себе подпускал только деда и меня. Залезу к нему в будку, уборку затею, он рядом сидит – чихает. Или с цепи спущу, пока дедушка с бабушкой днём придремлют, и носимся с ним по двору. Дед увидал однажды, всыпал. Рэмка же тебя играючи одной лапой придавит. Приходят к деду из милиции, просят кобеля для вязки. Дед сходил, посмотрел – нет, говорит, не дам. Суки у них мелковаты, как с петухом получится….
Ещё помню в магазине мороженное на вес продавали. Мы с братом в огороде возимся и поглядываем, возьмёт ли дед кастрюльку с собой. Из огорода видно когда дед возвращается, мы дотяпываем быстренько и наперегонки деда встречать. Он хитрил иногда, заедет с другой стороны, кастрюльку в холодильник поставит и типа нету ничего. Правда на наши огорчённые физиономии долго смотреть не мог, сдавался.
Говорят в молодые годы пил крепко. Когда с японской войны вернулся. Танкистом был. Насмотрелся много. Но на моей памяти не выпивал, даже пиво.
Умер от рака, я уезжала в город, провожал, а через неделю его парализовало. Было тяжко видеть его таким. Бабушка прожила долго. Плохо видела, но письма писала регулярно. Не так давно наткнулась на пачку, перечитывала. Добрые, хорошие письма.
Их давно нет, письма мне писать некому…