Gveret

Anna
81 год
Израиль-Белоруссия
Я пыталась в "Одноклассниках " найти соучеников,
но пока не получается. Втот год ввели
одинадцатый класс. Я закончила музыкальную школу
и поступила в музыкальное училище после 9-го класса.
Тогда разрешалось всем ,кто учится в художественном ,
музыкальном и балетном училищах заканчивать
параллельно вечернюю школу. Мы были последними,
кому разрешалось так получить аттестат.
Со мной учились в вечерней еще три человека
из нашего училища ,трое из них были медалистами -
Таня Кисель и Зина Мазовка - золотые ,а я серебрянная.
Мы с Таней пошли на матфак .
Я благодаря Генадию Зиновьевичу. На экзамене доказывала
теорему по его методу и удивила педагогов.
Но самое главное я не рассказала,что много болела,
потому ,что у меня был врожденный порок сердца.
Генадий Зиновьевич часто меня посещал и обьяснял
новый материал. Ни одной контрольной я не пропустила,
только писала дома и спуску мне он не давал.
Летом класс решил поехать в Москву и Генадий Зиновьевич
договорился на одном заводе,что мы будем разгружать
машины с щебенкой,а заработанные деньги оплатят поездку.
У меня было больное сердце и родители хотели внести эти
деньги ,но ребята решили выполнять дополнительную норму
за меня. Мою семью это потрясло.
В Москву я не поехала ,поступала в музучилище .
Но все это было благодаря моему учителю. Он научил нас
понятиям - долг и совесть .А был из элитной семьи .
Мог учить только математике и все.
Мне ещё раз повезло, в вечерней школе я встретила
завуча и учительницу русского языка,литературы
Таисию Матвеевну Назарову.
Она учила нас мыслить и расуждать,иметь свое мнение.
Познавать литературу не через образы ,а через её
событийные явления.
Мы никогда не писали таких сочинений,как в дневной школе :
"образ Печерина" или "образ Екатерины в "Грозе".
Мы писали о своем отношении к разным писателям и героям,
может даже отличном от учебников,но своем.
У неё я стала печататься в комсомольских изданиях
и не пошла на журналистику,только потому ,что туда после школы
не принимали . А эта профессия мне очень нравилась.
Ведь дед и папа у меня были журналистами.
Уже учась в университете ,я продолжала печататься в
многотиражке и ,иногда,делать передачи на радио.
В год окончания 1-й посменной рабочей школы были
отменены льготы медалистам . Мы сдавали все экзамены.
Это был 1961 г.
Судьбы обоих любимых учителей тесно переплелись.
В те дни 1977 года ,когда был суд над моим Генадием ,
хоронили Таисию Матвеевну Назарову.
Много было у меня учителей,но эти два человека
помогли мне построить свою жизнь и я старалась
прожить её так,чтоб им за меня не было стыдно.
Через много лет моя дочь перешла в школу №19 г.Минска,
в математический класс. Класс Александра Марковича
Фельдмана. У него были классы лучшие в Минске.
Из 30 человек - 17 медалистов и призеров олимпиад.
Сидя на первом классном собрании я увидела ,как повезло моей
девочке. Учитель очень мне напоминал моего Генадия
Зиновьевича. Он тоже был классным,а класс имел высокий
интеллектуальный потенциал .
Пока не забыла,хочу добавить еще некоторые
свои воспоминания.
Мой отец был военным журналистом. Мы приехали
в Минск в конце 1949 года поднимать газету Белорусского
военного округа. Я тогда была очень маленькой.
Нам дали квартиру в военном доме по ул Броневой пер.4
Район был в руинах. Напротив стоял большой кирпичный
дом - военная гостиница. На каждом этаже длинный коридор,
оканчивающийся огромной общей кухней и вдоль коридора
комнаты. В них жили офицеры младшего военного состава
с семьями и мои будущие одноклассники.
Рядом огромный жилой барак - бывшие немецкие конюшни.
Штаб Тыла.
Район восстанавливался. Построили напротив нищего
барака улицу двухэтажных котеджей,где жили по две,
чаще по одной семье министров Белорусского правительства.
Нищета и роскошь рядом. А возле моего дома ,напротив,
к 1-му сентября 1951 г построили женскую общеобразовательную
школу №10. И я той осенью пошла в первый класс.
Вот ничего из этого времени не помню,только учительницу
Татьяну Павловну .Из учениц - Тому Иванову из военной
гостиницы . Но в 1954 г. к нам пришли мальчики,
а в 1959 г. ввели одиннадцатый класс,производственную практику
в швейном ателье и мы открыли литературный журнал
"Юность безмятежная".
Сейчас никак не вспомню,почему меня сделали редактором этого
журнала ? У меня по сочинениям были одни тройки,я не хотела
писать об образах ,а высказывала свое мнение о каждом герое или
произведении . Была строптивой ученицей.
На нашу практику приходил наш стильный Генадий.
Он садился на высокий стул с ножницами в руках,
а мы подходили по очереди,он распарывал на наших
платьях вытачки. В моду вошли платья-колокольчики
на накрахмаленых юбках .Мы все копировали Бриджит Бордо.
Так утягивались,что дышать не могли,а он порол наши
произведения.
Хорошо помню,что шитье мне не давалось,особенно освоение
производственной швейной машины. У мамы была ручная.
И Генадий Зиновьевич часто вздыхал,стоя у моего стола.
Смешно,но сейчас я обшиваю своих внучек,раньше шила для
дочки.
Прошло 20 лет .Я столько лет не была в моей школе ,вдруг
в 1979 г мне позвонили. Я уже была ведущим инженер-
программистом,дочке 2 года.
Незнакомый голос пригласил меня в мою школу на 20-летие
литературного журнала. Кто-то меня помнил и нашел,
хотя за эти годы сменились адреса и телефоны.
Я пришла в незнакомую уже школу. В президиуме сидели солдатики,
молодые женщины - все окончили школу после меня.
Не помню ,что я рассказывала о себе. Помню выставку
журнала,который жил до сих пор. И три мои номера.
Рукописные и оформленные моими одноклассниками.
А в зале сидЕЛИ притихшие ученики и мой любимый Генадий.
После вечера зашла в его кабинет.
"Генадий Зиновьевич,Вас не удивило,что я поступила на матфак
университета ? Я у Вас не была отличницей".
Он ответил :"Нет! Не удивило.Я всегда знал,что дал вам всем
твердые знания. А как вы смогли их применить было уже
вашим делом. Но почему Ты не учительница,а программист ?".
Я по глупой молодости думала ,что он пришел в школу,потому,
что не было другой работы.
Ну как такой умный ,модный,блестящий молодой человек
и в школе ? А он был настоящим учителем по призванию.
Многие не выдерживали его натиска,переходили в другие
школы.Там получали пятерки,но все поступили!
А еще он сказал,что всегда следил за мной. Я в студенческие
годы подрабатывала репетитором,готовила детей к поступлению
в вузы. Многие были его учениками. И он знал,что я их готовила.
Мы все уже пенсионеры ,наверное,многие уехали,может
нет у них компьютеров или не интересуются. Только я не могу
найти своих бывших одноклассников ни из школы №10,ни из
1-й посменной школы рабочей молодежи,которой давно нет.
Простите,получилось длинно ,но эмоции и воспоминания меня
захлестнули.