Памятные даты.

Тина2

Валентина

76 лет
Москва
Сегодня День рождения Муслима Магомаева


17августа 1942г- 28октября 2008г

Муслим Магомедович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье.
Его назвали в честь деда - так он стал полным его тезкой.
Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку.
Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку.
Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества.
В Горийской семинарии дед научился игре на гобое, играл в оркестре, состоявшем из учащихся, а в 18 лет заменял дирижера, создал оркестр и хор из своих учеников, организовывал концерты, где исполнялись народные песни и его собственные сочинения, выступал как солист-скрипач.
С 1911 года дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки.
В настоящее время его имя носит Бакинская филармония.

Младший сын деда Муслима - Магомет Магомаев, отец Муслима, был очень одаренным человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны.


Муслим с мамой

Мать Муслима, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: ее отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Когда Магомет Муслимович ушел на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп.

Дом дяди Джамала навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.
Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования.
Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.


Муслим играет в нарды с дядей Джамалом

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант.
Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни".
Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху.
На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.
Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре.
Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа.
Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной.
Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог.
Кроме школы она работала в городском драматическом театре.
Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр.
Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования.
Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма "Молодой Карузо", в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако.
На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран.
Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно.
Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.
Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини.
Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии.
Брал клавиры и пел все подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам.



К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов.
Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.
На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева.
Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории
На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя, а с его сыном Поладом они играли в одном дворе.
Вместе с ребятами из дома Муслим создал тайное общество меломанов, слушали вокальные записи, джазовую музыку.
Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд. Муслим обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля.
Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.
Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне.
Он приходил заниматься к ней домой, и на эти уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец Бакинского оперного театра.
Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич.
Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки.
Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать.
Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром:
Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы.
Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог.
Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать,
и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген.
Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов.
С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник".

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась.
В настоящее время Марина живет в Америке - до самой кончины она была очень близким Муслиму Магометовичу человеком. У Муслима Магометовича были дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценил это.

Марина Магомаева и её муж Александр Козловский

Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу.
Его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки.
В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах.
После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир".
А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение.
После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года.
В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана.
Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов.
Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны".
Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей,

http://www.youtube.com/watch?v=rnu8juScPPk

и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали.
Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.
Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения,
но самым дорогим для певца стал отзыв билетеров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке:
"Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание".
После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского.
10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей.
Желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль, в зале люди стоят в проходах.
Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков.
Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни.
Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников.
Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев"
.Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров.
Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.".
Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость
. В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком.
В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи.
Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером.
Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Дальнейшую биографию Муслима Магомаева вы все более- менее знаете и пересказывать я ее не буду-места не хватит.

А здесь мне хотелось рассказать о становлении певца-Муслима Магомаева.

Если кто-то хочет прочитать полную, хорошо написанную, биографию Маэстро.
напишите мне в личку, я дам вам ссылку.
У нас здесь ссылки в постах давать нельзя.


Скрнчался Муслим Магомаев 25 октября 2008года
и захоронен в Баку.

РС Может кто-то найдет самую первую запись Муслима « Бухенвальдский набат», с того самого концерта…. Я не смогла.
Если вдруг…киньте в личку, я заменю.

 
17 Авг 2011 10:56

Страница 1 из 13