Фея Зима
Ирина
53 года
Курган (Южное Зауралье)
Обрядовая кухня славян
Наша жизнь полна событиями и многие из них в славянской традиции обросли определёнными обрядами. Одни из них восходят к глубокой языческой древности, другие возникли под влиянием христианства (у некоторых славянских народов – под влиянием ислама), третьи – под влиянием атеизма XX века, а некоторые сложились уже в эру информационных технологий. Внешние признаки обрядов могут варьироваться на разных территориях, но суть их остаётся прежней – мы стремимся оградить себя от воздействия потусторонних сил (в данном случае не тех, которые находятся по ту сторону монитора))) ), стремимся «задобрить» духов.
Многие обряды славян связаны с основными славянскими языческими культами, которые, несколько изменившись, перешли и в христианство. Главными культами славян были культы огня (небесного и земного), воды, земли и Рода (родителей, мёртвых). Культ воздуха всегда был второстепенным и воплощался в основном в особом отношении к ветру, но не более того. Второстепенным было и поклонение тотемным животным (если только они не символизировали огонь (конь, петух), воду, землю или Рода (олениха, корова, медведь)). Второстепенным было и поклонение священным деревьям, и поклонение камням и др.
Во многих славянских обрядах поклонение трём стихиям и Роду переплетаются. Иногда в обрядах один из культов доминирует, а остальные проявляются лишь в отголосках. Так, например, в обряде масленицы (изначально языческом) основным является культ огня небесного (солнца), а второстепенными – культ Рода и земли; в обрядах праздника Ивана Купалы основными являются культы воды и огня, второстепенным – культ Рода; в обрядах дня Карачуна (Рождества) основными являются культы Рода (рождение и смерть) и земли, второстепенными – культы огня и воды.
Многие славянские обряды сопровождались особой трапезой, в которой либо само блюдо, либо продукты, из которого оно приготовлено, символизировали ту или иную стихию, «кормление» родителей.(1) Например, яйца, целые зёрна пшеницы или других злаков символизировали землю, блины – солнце, огонь небесный (просто кощунством выглядели в связи с этим бледные резиновые квадратные блины советской эпохи), мёд, молоко (особенно маковое) – обильную, сладкую жизнь в Вирии – славянском рае, каша – продолжение рода, плодородие вообще, обрядовая выпечка в зависимости от формы символизировала и огонь домашний, и огонь небесный (солнце), и жизнь, плодородие (через культ земли), и смерть – погребальный огонь и т.д. Одно и то же блюдо могло быть составляющим нескольких обрядов.
1. Под родителями понимались все умершие своей смертью или погибшие на поле брани, в отличие от «заложных» - самоубийц, утопленников и т.п.