Обрядовая кухня славян

Фея Зима

Ирина

53 года
Курган (Южное Зауралье)
ПИЩА В ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ

Начну именно с этого печального события, потому что именно с ним мне совсем недавно пришлось столкнуться.

В славянской культуре всячески подчёркивается, что между миром живых и миром мёртвых существует своеобразная грань, которую нелегко преодолеть. Похоронно-поминальные трапезы должны подготовить умершего к такому переходу. Вместе с покойником происходит несколько трапез, во время которых изменяется его статус. Во время последних трапез (поминальных) он уже окончательно причисляется к миру мёртвых.

В похоронно-поминальные обряды включается несколько видов трапез:
- трапеза во время ночного бдения около покойника;
- ритуальное угощение гробовщика, обмывальщиц, плакальщиц, могильщиков (это угощение обязательно происходит отдельно, так как все эти люди слишком тесно связаны с миром мёртвых);
- трапеза на могиле во время похорон;
- поминки в день похорон в доме;
- «бужение» покойника на следующее утро на могиле;
- поминальные трапезы на девятый, сороковой дни и в годовщину смерти;
- трапезы на кладбище в родительские дни (задушины, дзяды, радуницы и т.п.).

Особыми видами похоронно-поминальных трапез является «кормление» покойника. В начале ритуалов он ещё не перешёл полностью в мир мёртвых, поэтому для него «накрывается» отдельный стол: стакан со спиртным как символ огненной воды, через которую осуществлялся переход в мир мёртвых, и хлеб как символ земли и земной пищи, пищи вообще. Остальные пищевые пожертвования являются своеобразным выделением «доли» покойника (но уже именно покойника, окончательно ушедшего в мир мёртвых). Северные славяне обязательно клали в гроб кусок хлеба с солью, говоря при этом: «Хлеб-соль с собой – нас не беспокой». В других областях восточного славянства хлеб оставляли на могиле. Повсеместно распространено пожертвование хлеба нищим, странникам, угощение детей хлебом, намазанным мёдом или политым маковым молоком. Мелких птиц (воробьёв, жаворонков, дроздов, соловьёв и др.) славяне считали связанными с душами умерших, поэтому птицы являлись своеобразными заместителями покойника. Так что «покормите птиц зимой» - это неспроста. Это тоже часть обряда, связанная с культом «родителей» и Рода.

Пищевой код похоронно-поминальных трапез связан с культами земли (хлеб, соль, сладкая каша, кутья), огня (блины, булочки с символами погребального костра или в форме погребального костра), воды (спиртное, кисель / компот, маковое молоко) и «родителей» (мёд, любимые блюда покойника).

Если поминальные трапезы на кладбище ограничивались в основном хлебом, кутьёй и спиртным, то поминальный обед в доме после похорон должен быть более обильным.

Поминальный обед начинался с трёх ложек кутьи.

Кутья, или коливо, - сладкая рассыпчатая каша с изюмом и (иногда) орехами, сваренная из целых зёрен риса или пшеницы. Сейчас это блюдо считается христианским, но вряд ли оно закрепилось в наших традициях, если бы не имело более древних корней. Оба названия пришли к нам из греческого языка, в котором КУТЬЯ (koukia) означает зерно, а КОЛИВО (kollibo) – древнегреческий обычай поминальных подношений из зерна и фруктов. В то же время традиционным поминальным блюдом древних славян была вязкая сладкая каша, политая мёдом или маковым молоком. В эту кашу тоже очень часто добавляли доступные фрукты. Вероятно, современная кутья – это некая смесь греческого колива и славянской языческой поминальной каши. Кстати, саму вязкую пшённую кашу с мёдом до сих пор в некоторых местностях подают на поминальный стол вместе с кутьёй.
Рецептов приготовления кутьи существует несколько (но нужно помнить, что не всякая кутья является чисто поминальным блюдом, кутью подают также в Рождество, Крещение, на Новый год, готовят её и для Мороза – чтобы его задобрить). В зависимости от предназначения кутьи различались и продукты, которые в неё входили.

 
13 Июл 2008 20:20

Страница 1 из 2