Город Сергия Радонежского - моя Родина

t a s m i

Татьяна


Подмосковье, г. Сергиев Посад
Виртуальный тур по Лавре
https://stsl.ru/streetview/
Внутри по этой ссылке можно посмотреть ВИДЕО о главных храмах Лавры, это очень красиво ...




Свято-Троицкая Сергиева Лавра с высоты птичьего полёта...

Фото



Это - в летнее время.
Фото


Фото


Фото


Фото


Фото


Фото


Фото


Фото


Фото


Фото


А это - зимой.
Фото


Фото






Уважаемые гости !

Я хочу вам рассказать о своём родном городе, Сергиевом Посаде.
Здесь вы сможете узнать о роли Троице-Сериевой Лавры в истории великих русских сражений, о самоотверженных русских воинах...
Будет рассказано о жизни преподобного Сергия Радонежского, вы познакомитесь с историей, святынями, архитектурой и достопримечательностями одной из самых знаменитых русских обителей...
(В нижеприведённом материале я использовала следующую литературу: Памятники древнего искусства (Троице-Сергиева Лавра), изданные путеводители и др.)

Самое особенное в моём городе – это Троице-Сергиева Лавра, являющаяся историческим ядром Сергиева Посада.

История города Сергиев Посад и история Троице-Сергиевой Лавры тесно связаны.
Начало истории города относится ко времени основания самого монастыря (позднее становится Лаврой) Преподобным Сергием Радонежским, который считается не только основателем, но и покровителем города.
Поэтому я здесь очень кратко попытаюсь рассказать об основных достопримечательностях и города, и самой Троице-Сергиевой Лавры.

Возможно, некоторые скажут, что обо всём этом можно ознакомиться на соответствующих сайтах в интернете, в книгах и т.д. Но искать подобный материал очень трудоёмко, а здесь (только для желающих) в доходчивой форме будет изложено от древних времен до наших дней.

Кроме того, это может поможет кому-то при индивидуальном посещении г.Сергиева Посада быстрее сориентироваться и получить возможность дополнительно ознакомиться с достопримечательностями города, которые не всегда входят в тему обычных экскурсий и паломнических поездок.

В далёкие 90-е годы из города уехала в Германию знакомая - сотрудница с семьёй, а может и ещё кто-то уехал... из Сергиева Посада. И я надеюсь, что вдруг случайно они прочитают эти странички, или кто-то из их детей, и им будет очень приятно, очень надеюсь...

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
(без этого обзора нельзя перейти к просмотру фотографий архитектурного ансамбля Лавры)

Фото


История монастыря – это часть истории Русской православной Церкви, и , соответственно, история России.

Преподобный Сергий (при крещении Варфоломей) родился близ г.Ростова Великого в 1314 г. в боярской семье, вынужденной в период княжеских междоусобиц переселиться в село Радонежское (это 12 км от Сергиева-Посада).
Он отказался от женитьбы, т.к. выбрал монашеский путь, и отправился в 1337 г.на поиски пустынного места. На горе Маковец (где сейчас стоит Лавра) он и его брат остановились и срубили келью , посвятив её Святой Троице. Слух о монахе-отшельнике постепенно привлёк на Маковец монашествующих, которые сами себе строили кельи и обеспечивали себя всем необходимым. Вокруг тогда шумел первобытный лес.

Фото


Так постепенно возник Троицкий монастырь. Сергий стал игуменом этого монастыря, был рукоположен в сан священника и поставлен на игуменство в 1354 г. в Переславле-Залесском.
По благословлению Константинопольского Патриарха Филофея при митрополите Алексии в монастыре был введён Устав общежития (как у Афонских монахов). Троицкие монахи поддерживали с ними постоянную духовную связь.

Сергий Радонежский скончался в 1392 г. и был погребен в деревянной Троицкой церкви.
(справочно: родители Сергия Радонежского захоронены в Покровском женском монастыре г.Хотьково - близ Сергиева Посада)

Вокруг пустынного монастыря постепенно возникла Троице-Сергиева Лавра и сам город с его ремёслами.
Ещё при жизни Сергия вокруг монастыря стали селиться крестьяне, возникали первые сёла – основа будущего города. Оживлённая дорога мимо монастыря из Москвы в Ярославль способствовала развитию торговли.
Развитию поселений помогло развернувшиеся в ХVI в. работы по перестройке монастыря, когда были привлечены крестьяне с соседних земель.
В результате вокруг монастыря возникло семь слобод: Иконная, Поварская, Конюшенная и Тележная, Пушкарская и Стрелецкая, названия которых отражали занятия большинства их жителей, и слобода Служняя (в ней жили «чиновничьи люди»).

Благодарность современников и потомков заслужила МИРОТВОРЧЕСКАЯ деятельность игумена Сергия , благодаря которым были предотвращены многие междоусобицы, сохранены от разорения многие города и сёла, была заложена основа для будущего объединения русских земель.

Так, Сергий Радонежский, выполняя сложные дипломатические поручения Московского князя и митрополита Алексия , в период междуусобиц «замирял» князей.

Преподобный предсказал победу Дмитрию Донскому в его знаменитой битве на Куликовом поле в 1380 г.

Он присутствовал, как духовник, при составлении ЗАВЕЩАНИЯ великого князя, ВПЕРВЫЕ предусматривающего соблюдения принципа ЕДИНОДЕРЖАВИЯ. Проще говоря, Дмитрий Донской и игумен Сергий Радонежский стояли у ИСТОКОВ единодержавного Русского государства.

Монастырь стал любимым МЕСТОМ МОЛЕНИЯ великокняжеской семьи. Постепенно сложилась политика ПРЕЕМСТВЕННОГО ПОКРОВИТЕЛЬСТВА к нему со стороны великокняжеской власти.

После того, как Преподобный Сергий в 1447 г. был канонизирован, стало ТРАДИЦИЕЙ важные государственные или семейные дела совершать ПОСЛЕ ПОСЕЩЕНИЯ ОБИТЕЛИ.

Стало обычаем КРЕСТИТЬ НАСЛЕДНИКОВ великокняжеского престола в Троице-Сергиевом монастыре.

К мощам Сергия неоднократно приезжала С МОЛИТВОЙ О ДАРОВАНИИ СЫНА великая княгиня Софья Палеолог (жена Ивана Ш). Впоследствии она родила сына (в будущем великий князь Василий Ш) , он был торжественно крещён в Троицком монастыре.
Неоднократно приезжали в монастырь с «молением о чадородии» великий князь Василий Ш и его жена Соломония Сабурова.

Царь Иоанн Грозный ПРАЗДНОВАЛ и ОПЛАКИВАЛ в Троицком монастыре важные события своей и государственной жизни, пополняя щедрыми подарками монастырскую Ризницу.

Почти все царские приношения сохранились до настоящего времени.

Первый царь из династии Романовых , Михаил Фёдорович, перед вступлением на престол почти неделю пробыл в монастыре, где ПОЛУЧИЛ БЛАГОСЛОВЕНИЕ на российский престол, после чего был венчан на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XVII века монастырь оказался в центре важнейших государственных событий. Его стены использовали в качестве защиты уже от ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ.
В 1682 г. за стенами монастыря укрылись юный Пётр вместе с братом Иваном и царевной Софьей, напуганные восставшими стрельцами. А семь лет спустя , начав борьбу за власть , Пётр также обратился к защите монастыря.
Первые Указы Петра были объявлены с крыльца ЦАРСКИХ хором (царские хоромы предназначались для приёма царской семьи, теперь на этом месте стоят царские чертоги, которые будут показаны отдельно). А в монастырских подвалах пытали сторонников Софьи и тут же на площади перед монастырём вершили над ними суд.

Эти события ещё больше подняли значение Троицкого монастыря, утвердив его авторитет в качестве ПЕРВОЙ ЦАРСКОЙ обители.

Пётр I хотел перенести мощи Преподобного Сергия и богатой Ризницы в новый строящийся монастырь около С.Петербурга, но не успел. При Анне Иоанновне строительство этого монастыря было приостановлено.
При ней в монастыре вводится Соборное управление. Ею была учреждена Троицкая Духовная семинария, разместившаяся в 1742 г. в нижнем этаже Царских чертогов. По её специальному указу начинается строительство новой колокольни.

Приезды императриц Елизаветы Петровны , Екатерины II и императора
Павла I – «ко гробу Преподобного Сергия» после коронации в Москве , на празднования Памятных Дат Чудотворца, проходили уже с большей пышностью, чем раньше.

В этот период монастырь – в зените своей славы и богатства, он владел земельными угодьями в 43 уездах России, ему принадлежало около 105 000 душ крестьян мужского пола (для сравнения Александро-Невская Лавра имела 23 130 душ).

В 1745 г. был разработан Генеральный план перестройки монастыря. Особое внимание императрицы уделялось древней площади перед Троицким собором. В это время вся территория монастыря сплошь была занята захоронениями, несмотря на указ Петра о ликвидации кладбищ в монастырях, захоронения продолжались.

Перестройку монастыря ускорил страшный пожар в 1746 г.(деревянные сооружения, кровля на башнях, церквях и келлиях – были всегда бедствием для обители во время частых пожаров). Подобное разорение для монастыря было сравнимо лишь с польской осадой в начале XVII века.

Троицкая крепость была хорошо вооружена. Здесь были собственные мастерские по изготовлению оружия. Её кузнецы-оружейники славились своим искусством.

Монастырь середины XVIII века представлял одну из сильнейших крепостей страны, надёжно прикрывая северные подходы к столице; его арсенал служил своеобразным хранилищем оружия государственного масштаба.

Укрепления крепости производили большое впечатление на иностранцев.
«Этот монастырь не имеет себе ничего подобного не только в стране Московской , но и во всем мире» -писал Сирийский путешественник и писатель, архидиакон Павел Алеппский (1655 г), сын антиохийского патриарха Макария (сопровождал его в путешествии в Россию).

Троицкая крепость служила образцом при строительстве других укреплённых монастырей. Так, приступая к строительству стен Кирилло-Белозерского монастыря в 1654 г., власти его писали царю, что им «…желательно, чтобы велено было в Кирилловом монастыре новый камены город впредь строить таким образом, как у Троицы в Сергиевом монастыре город строен…». Они высылали к троице мастеров для досмотру «городового каменного дела…»

Архитектурный ансамбль Троицкого монастыря послужил образцом при сооружении Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1650-1651 гг), оказал также влияние на строившийся в 1652-1659 гг Валдайский Иверский монастырь и ряд других монастырей.

Лавра - не только архитектурный и исторический памятник мирового значения, но и крупный действующий православный мужской монастырь в России .

Здесь расположен один из старейших ЦЕНТРОВ духовного образования Русской Православной Церкви - Московская Духовная Академия и Семинария.

В 1971, 1988, 1990 гг. в Лавре проходили поместные соборы Русской Православной церкви. На них были канонизированы и причислены к лику святых насельники монастыря (Максим Грек, Андрей Рублёв и др.)

С 2009 г. священноархимандритом Лавры является Патриарх Кирилл (эту церковную должность всегда занимают Патриархи Русской Православной церкви, а до введения Патриаршества – занимали Московские митрополиты).
Патриарх присутствует на всех богослужениях Троице-Сергиевой Лавры в её ПРЕСТОЛЬНЫЕ праздники (день Святой Троицы и в дни памяти Преподобного Сергия – 18 июля и 8 октября). Об этом я расскажу отдельно.

По благословению Святейшего Патриарха монастырём управляет Наместник – Высокопреосвященный Феогност (Гузиков), архиепископ Сергиево-Посадский.

В монастырской Ризнице хранится всемирно известное собрание произведений православного искусства .
(вклады и подарки царей, особ царского дома, бояр на все случаи, в т.ч. на помин души, за право быть захороненным в стенах обители... - см. п.24).

ПЕРВЫЕ ПОЖАЛОВАНИЯ в Троицкую обитель поступили ещё при жизни Сергия Радонежского. Документальные сведения о вкладах подтверждает вкладная книга, начинающаяся с указания вкладов «государей царей и великих князей», первым в этой книге упоминается Дмитрий Донской. Преподобный Сергий был духовником Московского князя Дмитрия Донского и крестным отцом его сыновей Юрия и Петра. Крупными вкладчиками были великий князь Василий I, князья Юрий Дмитриевич Звенигородский, Владимир Андреевич Серпуховской и Боровский.

С Московским Великокняжеским домом связано большое количество хранящихся в монастырской Ризнице СЕМЕЙНЫХ РЕЛИКВИЙ И РОДОВЫХ СВЯТЫНЬ.

Во время наступления наполеоновского войска сокровища Лавровской Ризницы были вывезены в Вологду. Там она вместе с сокровищами московских монастырей и соборов дожидалась изгнания французов.

За семь столетий истории пустынный скит превратился в поражающую своей красотой Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Монастырь украшали знаменитые зодчие, живописцы.

В монастыре работали великие ИКОНОПИСЦЫ Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Симон Ушаков.

В обители жили ПИСАТЕЛИ и КНИЖНИКИ Исаакий Молчальник, Епифаний Премудрый, Максим Грек (был приглашён из афонского Ватопедского монастыря для исправления перевода богослужебных книг) и др.

В стенах Лавры творили выдающиеся ИСТОРИКИ и ФИЛОСОФЫ: Е.Е.Голубинский, В.О.Ключевский, священник Павел Флоренский.

В скриптории монастыря трудились ПЕРЕПИСЧИКИ книг. Он становится одним из ведущих ЦЕНТРОВ грамотности и книгописания.

В число МОНАСТЫРСКИХ ИНОКОВ входили ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗНАТНЫХ княжеских, боярских и купеческих семей. Многие из них стали выдающими людьми своего времени и сыграли немалую роль в истории Церкви и Русского государства.

Славу монастыря приумножили его ЗНАМЕНИТЫЕ НАСЕЛЬНИКИ, ставшие духовными светилами России, это ВЫДАЮЩИЕСЯ ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ: митрополиты Платон (Левшин), Филарет (Дроздов), Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Августин (Виноградский) и др.

Платон (Левшин) – духовник Екатерины II, придворный проповедник и законоучитель наследника российского престола (Павла), много сделал для украшения монастыря, он почти заново перестроил всю Лавру.

Благодаря святителю Филарету (Дроздову), руководившему обителью 46 лет, были основаны в 3-х километрах к востоку от Лавры Успенский Гефсиманский скит (1844) и пустынь Святого Параклита (1861).

Почётное наименование «Лавра» было присвоено монастырю при императрице Елизавете Петровне в 1744 г.

Её деятельность имела великое просветительское значение для народа. Всё это привлекало богомольцев, число которых росло и к 1900 г. достигло одного миллиона в год.
Священник и религиозный философ отец Павел Флоренский написал известные слова: «Чтобы понять Россию, нужно понять Лавру».

Во все времена Троицкий монастырь помогал властям во время войн, проявлял попечение о больных и обездоленных. Во время войн Лавра оказывала огромную помощь действующей армии (денежные средства, бельё, медикаменты).

К концу XIX века Лавра имела 2 гостиницы, 87 торговых лавок, магазины, конный двор, трактир, Странноприимный дом, были учреждены больница и богодельня, процветали художественные мастерские, серебряная мастерская при ризнице, иконописная мастерская , типография.

Троице-Сергиева Лавра - памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

А в 2014 г. Православная Церковь будет отмечать 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия, одного из самых почитаемых русских святых , и , в связи с этим, в Лавре и городе намечаются большие мероприятия , в т.ч. по реставрации Лавры , по реконструкции и строительству социально значимых объектов в городе.

ОСТАНОВЛЮСЬ КРАТКО О ТРАГИЧЕСКОЙ СУДЬБЕ ЛАВРЫ В АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ.
После 1917 г. – самый тяжёлый период для Лавры, она была национализирована, были опечатаны все храмы, произведено вскрытие мощей Преподобного Сергия Радонежского, а оставшиеся монастырские иноки переведены в Гефсиманский скит. Многих репрессировали и расстреляли.

В монастырских зданиях и стенах долгие годы были размещены гражданские объекты, жили люди, находились театр и учебные заведения светского характера.

Были уничтожены древние колокола – «Царь-колокол», «Годунов», «Корноухий».

Но в 1946 г. решением Правительства Троице-Сергиеву Лавру открывают.
Первое богослужение прошло в Пасху 1946 г. Постепенно в Лавру стали возвращаться монахи.

В 1948 г. возобновили свою работу Московские Духовные Академия и Семинария.

Начиная с 1956 года гражданские объекты и жители постепенно начали выселяться.
В 1991 г. Лавре начинают возвращать и др.объекты, находящиеся вне стен монастыря.
Так возвращено здание «Старой Лаврской гостиницы» , в здании , где находилась городская милиция, теперь Вознесенская гостиница.
Возвращено здание больницы (сейчас там располагается Семинария) и т.д.

ОБЗОР СТАРОЙ ЧАСТИ ГОРОДА, ОКРУЖАЮЩЕЙ ЛАВРУ.

В 1764 г. выходит указ Екатерина II о секуляризации монастырского землевладения и Лавра потеряла все свои владения с их жителями.
Троицкие сёла и слободы перешли в ведение Государственной коллегии экономии. Крестьянам Троицких слобод разрешалось, по желанию, записываться в купеческое или мещанское сословие . Отдельные жители оставались и в звании крестьян, часть из которых поступило на службу Лавры, но уже в качестве её «штатных служителей».

А в 1782 г. Троицкие поселения объявлены «Сергиевским Посадом».

Сергиев Посад (с 1930-1990гг. носил название г.Загорск) известен , как город игрушек.
Посадские мещане занимались кустарным игрушечным промыслом.
Ещё в «Историческом описании Российской коммерции» за 1786 год написано, что многие жители посада «упражняются в рукоделии, делают и продают разные крашенные и писанные деревянные вещи : ларчики, чашки, детские игрушки и тому подобное…» .

Но в 50-х годах город начал уже развиваться, как промышленный центр, появились крупные заводы и фабрики, облик города за эти годы совершенно изменился.

Теперь я покажу старую часть города и начну с вокзала.

Ж/Д ВОКЗАЛ.
Фото

Впервые построен в 1862 г. в связи строительством Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги – первая в Российской империи .

Одним из первых пассажиров стал Московский митрополит Филарет (Дроздов).

Железная дорога значительно облегчила путешествие паломников в Лавру (всего 66 км от Москвы). До этого паломники ходили пешком, пеший путь занимал 2-4 дня. Так совершил паломничество 16-летний М.Ю. Лермонтов в 1830 г.

Кстати, шоссе, соединившее Сергиев Посад с Москвой, было проложено в 1845 г.

ПАМЯТНИК С.И. МАМОНТОВУ (1999).
Русский предприниматель и меценат. Занимался строительством железных дорог, в т.ч. до Сергиева Посада. Его имение Абрамцево (недалеко от Сергиева посада) в 1870—1890 годах стало центром художественной жизни России, где жили и работали художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Похоронен в Абрамцеве.
Фото


УЛИЦА СЕРГИЕВСКАЯ.
(недавно была Вокзальной, теперь ей возвращено первоначальное название) .
Начинается от вокзала и ведёт к СМОТРОВОЙ ПЛОЩАДКЕ на Блинной горке и далее к Лавре.
Фото


СМОТРОВАЯ ПЛОЩАДКА НА БЛИННОЙ ГОРКЕ.
(многие экскурсии начинаются отсюда).
Откуда открывается вид на Троице-Сергиевскую Лавру (монастырь).

Такое название она получила из-за того, под горой находился каменный Блинный двор, находящийся на половине пути между ж/д станцией и Лаврой. Сергиевский Посад славился «Троицкими блинами», их было великое множество и разных…. Малолетние зазывалы встречали богомольцев и уговаривали их зайти в эти блинные.
Фото


Вот здесь в низине, под блинной горкой находился "Блинный двор".
(с этой горки, мы девчонки в детстве катались на лыжах и санках, я жила недалеко)
Фото

Фото


ЯРМАРКИ У СТЕН ЛАВРЫ.
Продолжая традиции старого Посада, вдоль юго-восточной части монастыря раскинулись торговые ряды с игрушками.

Вот продукция Сергиево-Посадской фабрики игрушек.
Фото

Фото


Работы местных художников.
Фото

Фото

Фото


Изделия разных кустарей.
Фото

Фото


Работы Богородских резчиков по дереву (недалеко от Посада) .
Фото


А это гобелен с видами Лавры, выполненный Ивановскими мастерами (засняла на всякий случай).
Фото


ОКРЕСТНОСТИ СТАРОГО ГОРОДА.
Вот они такие уютные старинные улочки, расположенные на склонах холмов вокруг Лавры.
Фото

Фото

Фото



Бывшая Ильинская слобода (теперь улицы Ильинская, Пушкарская и др., с приходской церковью в честь Ильи Пророка).
Фото

Фото


Бывшая Служняя слобода (теперь Овражный пер. и др.), с неё просматривается Колокольня монастыря, стоящая на возвышенном месте.
Фото

Фото


МУЗЕЙ – КОННЫЙ ДВОР.
Конный двор был построен для хозяйственных нужд в 1790 году на северном берегу Белого пруда.
В советские времена там располагались жилые помещения для гражданских лиц города.
Сейчас здание возвращено Лавре, сюда не так давно был вынесен из стен монастыря (где он располагался в советские времена) Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Фото


МУЗЕЙ ИГРУШКИ.
Основатель Н.Д. Бартрам, начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х.
Переведён из Москвы в 1931 г. Находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом (пруд также был выкопан монахами монастыря). В музее собраны русская и западноевропейская игрушка XIX - начала XX века, русская народная игрушка, игрушки стран Востока…
(кто живёт в Подмосковье - обратите на это внимание, это была бы очень полезная, информационно-воспитательная экскурсия для детей...)
Фото

Фото


Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


Музей стоит на холме… Очень красивое место.
Фото


С высоты просматриваются:
южная сторона Лавры, перед ней стена Пафнутьевского сада.
Фото


Келарский пруд и Ильинская слобода с Ильинской церковью.
Фото

Фото


КРАСНОГОРСКАЯ ПЛОЩАДЬ - центр города.
Фото

Здесь исстари располагались ярмарки, тянулись торговые ряды, активно шла торговля приезжими крестьянами, ремесленниками…

СТАРЫЙ СЕРГИЕВ ПОСАД – запечетлён в картине местного художника, члена союза художников России В.Ю.Багрова. Здесь видна ярмарка, торговые ряды и т.д.
Фото


ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ КРЕСТЬЯНСКОГО БЫТА «Жили-Были» (на Валовой улице).
Организован тем же художником В.Ю.Багровым.
Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


ДВОРЕЦ КУЛЬТУРА им.ГАГАРИНА.
Построен в 50-е годы прошлого столетия. Культурный центр города. Имеет два зала – большой и малый.
Большой зал имеет редкостную акустику, что привлекает известных Московских артистов.
Фото


ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ В ЧЕСТЬ ПОГИБШИХ НА ВОЙНЕ 1941-1945гг .
Фото


ДОМ П.А.ФЛОРЕНСКОГО (1882-1937).
Русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный. С 1918 г - учёный секретарь Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, написал ряд работ по древнерусскому искусству.
Фото


Также в Сергиевом Посаде с 1926 по 1937 гг. жил писатель-натуралист М.М.ПРИШВИН (фото пока нет).

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ.

1.ОБЩАЯ ПАНОРАМА Троице-Сергиевой Лавры.
Вид с юго-востока со смотровой площадки Блинной горы.
Фото

Фото

Фото

Фото


2.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВХОД. СВЯТЫЕ ВОРОТА.
Фото

Фото


Росписи внутри арки Святых ворот.
Фото

Фото


Дворик внутри между Святыми воротами и Надвратной церковью.
Фото


Внутри дворика, слева как входишь, находится "МОНАСТЫРСКАЯ ТРАПЕЗА", там лучшие монастырские коврижки (постные), они выпекаются в ПЯТНИЦКОЙ БАШНЕ, а коврижки, продающиеся в других местах- совсем другие (в городе несколько мест их производства).



3.АРКА ПОД НАДВРАТНОЙ ЦЕРКОВЬЮ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (1692-1699) г.
Пройдя арку Святых ворот , входим во внутренний дворик (слева монастырская трапеза) и далее арка под Надвратной церковью (дворик образовался в результате расширения монастыря и перенесения крепостных стен).
Фото


Росписи внутри арки под Надвратной церковью.
Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


Живопись в этих арках выполнена на сюжеты жития Сергия Радонежского.


Далее мой рассказ ведётся в хронологической последовательности строительства храмов, находящихся на территории Лавры.

4.ТРОИЦКИЙ СОБОР (1422 г).
Центром всего монастыря является собор в честь Живоначальной Троицы.
Фото

Фото

Фото


В начале был деревянным, каменный собор возводился при содействии сына Дм.Донского - Звенигородского и Галицкого князя Юрия Дмитриевича, крестника Преподобного.

Собор особенно почитался московскими князьями.
Именно здесь, у гроба Сергия, торжественным «крестоцелованием» скрепляли они свои договоры и союзы, совершали молебны перед военными походами и по возвращении из них.

Собор долгое время служил «крещальней» для наследников московского престола - в нём был крещен Василий III (1489), его сын Иван IY (1530), прозванный в народе Иван Грозный, который, в свою очередь, крестил здесь своих сыновей.

Иконостас собора уникален, создавался специально для этого храма в XV веке. Иконы и фрески выполнены артелью мастеров под руководством Андрея Рублёва и Даниила Чёрного в 1425-1427 гг.
Фото

Фото

Фото


Главная храмовая икона «Троица» - работа Андрея Рублёва, самое известное в мире произведение русской иконописи, хранится в Третьяковне, в храме – копия (выполненная Н.А.Барановым), находится справа от Царских врат в 1-м (местном) ряду иконостаса.
Фото


Кроме того, 2-й, 3-й и 4-й ряды иконостаса выполнены учениками А.Рублёва.

Очередь к мощам (здесь немного видно икону-копию "Троица" - справа от Царских врат).
Фото


В храме погребены мощи Сергия Радонежского, к ним постоянный поток верующих. Здесь ежедневно совершаются богослужения, здесь новые иноки принимают постриг.

Именно здесь в День Святой Троицы и в дни памяти Преподобного (18 июля и 8 октября) совершает службу Патриарх Московский и всея Руси. А 18 июля и 8 октября после службы проходит молебен на Соборной площади при всём народе, зрелище незабываемое, я хожу на эти молебны уже 20 лет. Приезжают паломники со всей России, с Украины, Белоруссии… , гости из других стран.

Почти через 50 лет после Троицкого собора была построена Трапезная и Поварня, название которых говорит за себя (находилась, где сейчас Смоленская церковь, севернее Колокольни).
Была перестроена в конце XVII века (но уже стоит она на другом месте), фото ниже…

5. ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО НИКОНА РАДОНЕЖСКОГО
(НИКОНОВСКИЙ ПРЕДЕЛ) (1548).

Сооружена церковь над гробом Никона, похороненного у южной стены Троицкого собора. Это ученик Сергия, который много сделал для монастыря в годы своего правления после смерти Сергия.

Обычно предел закрыт, металлическая дверь туда находится рядом с гробом Сергия (как спустишься со ступенек от раки) , никакого объявления на двери нет, но туда можно попасть, если немного подождать, и, когда туда пойдут священники и т.д., гости монастыря, можно попроситься, никому не отказали.

30 ноября, в день памяти Никона, с утра бываем молебен , после туда пускают всех желающих.

Попав в Никоновский предел, попадаешь и в Серапионову палатку , выходишь оттуда уже с противоположной стороны Троицкого собора.
Фото


6.СЕРАПИОНОВА ПАЛАТКА (1559, 1783).
(слева от Никоновского предела, зелёные стены)
Возведено над захоронением святителя Новгородского Серапиона, игумена монастыря. На этом месте находилась келлия Сергия Радонежского.
Фото


Это место хранения многих святынь Лавры, в т.ч. ковчег с ризой Пресвятой Богородицы, ковчег с частицей мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с мощами Вифлеемского младенца и многие , многие другие святыни верующих.
Фото

Фото


Попасть туда можно также как и в Никоновский предел, они доступны одновременно оба при посещении.

Я попала в Серапионову палатку 30 ноября 2011 г, когда накануне было объявлено по центральному телевидению (многие не успевали поклониться частичке пояса Богородицы, привезённой с Ватопедского монастыря Афона, в храме Христа Спасителя-Москва), что в Сергивом Посаде, в Лавре есть частичка ризы Богородицы, находящейся в Серапионовой палатке. Мы никто не знали , какие там хранятся сокровища. Внутри красота неописуемая.

Фото


Вот в голубом ларце (в середине) находится частичка РИЗЫ БОГОРОДИЦЫ.

7.ДУХОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1476 г).
Фото

Фото


Имея Троицкий собор и Трапезную, монастырю не хватало звонницы. Приглашённые для её строительства прославленные мастера Пскова построили гордость монастырского ансамбля оригинальное , необычно стройное сооружение – храм , в основании главы которого располагалась звонница.
Это и есть Духовская церковь. Со временем она обросла пристройками, которые изменили её первоначальный вид.

Является древнейшим сохранившимся сооружением подобного типа и помогает составить представление о первоначальной звоннице Московского кремля – церкви Иоанна Лествичника (1329 г) , которая располагалась на месте колокольни Ивана Великого.

Во время осады монастыря польско-литовскими захватчиками (в начале XVII века) защитники крепости с высоты этой церкви наблюдали и сообщали о приближении врагов.

Сейчас она скромно, стоит между Трапезной и Успенским собором.

У её стен небольшой Некрополь.
Фото


Кстати, некрополь Троицкого монастыря имеет около тысячи двухсот захоронений первых иноков и представителей древнейших русских княжеских и боярских родов. Благодаря мощному культурному слою, образовавшемуся за 700 лет, погребения располагаются на трёх, а кое-где и на четырёх археологических уровнях.
В Духовской церкви находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина) , в ней был похоронен святитель Московский Филарет (Дроздов) , сейчас он перенесён в храм Христа Спасителя в Москве, и др. видные деятели Церкви.

Иконостас.
Фото

Фото

Фото


8. УСПЕНСКИЙ СОБОР (1559).
Заложен при Иване Грозном, с семьёй присутствовал при его закладке.
Строительство собора из-за пожара в монастыре в 1564 г. затянулось до 1585 г. Освящен был уже после смерти Грозного.
Первоначально стены не имели росписи. Только в 1684 г. живопись, сохранившаяся до наших дней, была выполнена троицкими и ярославскими живописцами во главе с Дм. Григорьевым.

Цетральный вход - вид с запада.
Фото


Вид с юга (служебный вход) - вверху изображение Владимирской Божией Матери.
Фото

Фото


Вид с востока.
Фото

Фото

Фото



Вид с севера.
Фото

Фото


С разных сторон.
Фото

Фото

Фото


Иконостас.
Фото

Фото

Фото


В соборе , с южной стороны, находится первоначальная деревянная рака Сергия Радонежского, мощи в Троицком соборе были положены в серебряную гробницу.

Здесь также находятся мощи Максима Грека, святителя Иннокентия, надгробие Марфы Старицкой, надгробие архиепископов Рязанского Моисея и Московского Августина и т.д.

Успенский собор (1559-1585 г) по своему типу повторяет главный храм Московского Кремля, а по размерам даже несколько превосходит его.

Слева от входа в Успенский собор находится усыпальница Годуновых.
Фото


9.ЦЕРКОВЬ-КРИПТА ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ.
Была устроена в подклете Успенского собора на средства московской купеческой вдовы Е.Лялиной.
Здесь погребены Патриархи Алексий I (Симанский, 1970 г.) и Пимен (Извеков, 1990 г.).
Здесь совершаются молебны с водосвятием.
Фото

Фото


10.НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯ (1690).
Фото


Также в стиле русского барокко. Расположена на восточной стороне Соборной площади, рядом с Успенским собором.
В 1644 г. при ремонте западной паперти Успенского собора неожиданно из земли потекла ключевая вода, она помогла выздороветь больному монаху.
Вначале здесь поставили деревянную келлию. Настоящая часовня очень красиво вписывается в общий архитектурный ансамбль из грандиозных зданий. Внутри часовни – чаша и из креста струящаяся вода. Внутри часовня была впервые расписана фресками в XIX веке.

Рядом с Надкладезной часовней в 1872 г возведена изящная ШАТРОВАЯ СЕНЬ с куполом и крестом, под ней небольшой бассейн для освещения воды (работает только в летнее время). Вода, поступающая из Святого источника в Надкладезной часовне, стекает с горизонтальной перекладины креста в чашу.
Фото


11.БОЛЬНИЧНЫЕ ПАЛАТЫ С ШАТРОВОЙ ЦЕРКОВЬЮ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ (1635-1637).
Построены во имя преподобного Зосимы и Савватия Соловецких – памятник защитникам монастыря. Расположены в северо-западной части монастыря.
В настоящее время там расположены покои наместника Лавры.
Фото

Фото


12.ТРАПЕЗНАЯ (уже новая) С ЦЕРКОВЬЮ СЕРГИЯ (1686-1692).
Построена по повелению двух царствующих братьев Иоанна и Петра на месте царицыных палат и монастырского кладбища. Освящение проходило ко дню 300-летия представления Преподобного Сергия в присутствии всего царствующего дома Патриархом Адрианом, об этом имеется надпись у входа в трапезную.
Имеется 2 входа – «Церковный» и «Главный», они соединены галереей (гульбищем).
Фото

Фото

Фото


Является одним из выдающихся произведений русского зодчества конца XVII века в стиле русского «нарышкинского» барокко.

С ГЛАВНОГО парадного крыльца (не показано - идёт реставрация) зачитывались государственные указы, цари и церковные иерархи приветствовали и благословляли народ.

Сейчас идёт реставрация трапезной и "главный" вход был закрыт. И поэтому в день Крещения (19 января) для посетителей был открыт "церковный" вход, прямо в Церковь Сергия (обычно она только для служебного входа), я и попала туда , когда пришла за водой.
Мне открылась церковь , пышное и великолепное убранство которой я не могу ни с чем сравнить. Сохранилась лепнина стен и свода, конца XVII века , необыкновенной красоты.

Иконостас в церкви Сергия , после разобранного в 1919 г. , установлен в
1948 г. новый уже, из Московской церкви Николая Чудотворца на Ильинке (1688). Он великолепен.
Фото


С правой стороны от ЦЕРКОВНОГО входа на стене видна икона Сергию Радонежскому и его ученику Никону.
Фото


После открытия монастыря в 1946 г трапезная стала использоваться как продолжение храма. Здесь хорошо видно гульбище.
Фото

Фото

Над каждым окном изображение апостолов.

В самой трапезной иконы для иконостаса выполнены в стиле «фряжского» письма изографом Оружейной палаты Московского Кремля.
Площадь трапезной палаты (510 кв.м) самое большое в России бесстолпное помещение , перекрытое сводами и поддерживаемое железными тягами (для сравнения трапезные Симонова монастыря – 338 кв.м, в Новодевичьем – 390 кв.м)

Это мой самый любимый храм, всегда, как появляется возможность, хожу именно в него, он просторный и удобный. Но сейчас он работает не всегда, из-за реставрации.

13.ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (1693-1699).
Фото

Фото


Построена также в стиле русского барокко, имеет много общего с Трапезным храмом.
Возведена на месте разобранной надвратной Церкви во имя Сергия Радонежского на деньги купца и мецената Г.Д.Строганова (когда была освящена церковь в честь Сергия в трапезном храме, освятили новую Надвратную церковь уже в честь Иоанна Предтечи).

До XVI века на этом месте были Святые ворота, но после перенесения восточной стены монастыря к востоку, образовался внутренний дворик между новыми Святыми вратами и Надвратной церковью и поэтому , зайдя в Лавру проходишь 2 арки.

В Надвратной церкви проводится чин «отчитки» (православное название экзорцизма) архимандрит Герман, настоятель Церкви Петра и Павла (приезжают к нему со всей России).

14.ЦАРСКИЕ ЧЕРТОГИ (1690).
Фото


Также в стиле русского барокко. Построено на месте прежнего деревянного царского дворца. Главный элемент архитектурной отделки – череда нарядных сдвоенных окон.
С 1814 г. здесь располагается Московская Духовная Академия (в прошлом Славяно-греко-латинская академия). Для обучения в ней было велено собрать до 200 человек (в основном из числа детей священно- и церковнослужителей).
В настоящее время занятия студентов Академии проходят классом корпусе (жёлтое здание пристроенное к Царским чертогам).

А это их библиотека.
Фото


Возглавляет Академию Архиепископ Верейский Евгений - он ректор Московских духовных школ, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви.

В чертогах с 1742 г. располагалась и Троицкая семинария (учреждена Анной Иоанновной, открылась уже после неё). В ней преподавали также изобразительное искусство и пение.
Сейчас семинария находится в другом месте (см. п.22 Семинарский корпус).

В настоящее время в левой стороне Чертогов находится Церковно-археологический музей Академии имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (крупнейший церковный музей в России, о нём можно прочитать ниже - см. п.25).
Фото


А в правой части Чертогов находится Покровский академический храм, который в часы богослужений открыт для всех.
Фото


Главная особенность этого храма – замечательное церковное пение хоров Академии, Семинарии и Регентской школы, которые считаются одними из лучших в России.

15.ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ ЯВЛЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ (МИХЕЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ) (1734).
Фото


Построена на месте погребения Михея Радонежского ближайшего ученика и келейника Преподобного Сергия. Стоит у западного крыла главного крыльца Трапезного храма. В ней рака с мощами Преподобного Михея Радонежского. Иконостас XVIII века из домовой церкви митрополита Платона (Левшина). Я никогда там не была.

16.КОЛОКОЛЬНЯ (1740-1770).
Фото

Фото

Фото

Фото


Начато строительство по указу императрицы Анны Иоанновны, о строительстве которой очень хлопотал настоятель монастыря, духовник императрицы, Варлаам (Высоцкий). Достроена она была уже при Елизавете Петровне.

Высота колокольни 88 м , самая высокая в России (в Новодевичьем монастыре – 72 м, а колокольня Ивана Великого в Московском Кремле – 81 м). По древним традициям высота колокольни олицетворяла величие обители, символизировала «лествицу к Богу» , стремление к духовному совершенствованию.

В ней было до 50 колоколов, часть в 1930 г. была сброшена. В 1999-2001 гг. и позднее колокольня была отреставрирована, были отлиты 3 самых больших благовестных колоколов - «Царь-колокол», «Годунов», «Корноухий».
Возобновились знаменитые лаврские звоны, славившиеся красотой и силой звучания.

17.ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1745-1748).
Построена в северо-западной части монастыря (напротив Больничных палат), на месте древней поварни XV века (которая была построена вместе с первой трапезной через 50 лет после Троицкого собора, я пишу об этом ранее).
На фасаде древнейшей поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрия» (Смоленская). Поэтому эта церковь имеет такое название.
Деньги на строительство пожертвовал граф А.Г.Разумовский. Освещение происходило в присутствии Елизаветы Петровны и придворных.
Фото


18.МИТРОПОЛИЧЬИ ПОКОИ (XV-XVII вв).
Фото

Расположены в юго-западной части территории Лавры. Фасад был обновлён в 1778 г.
Предназначены для пребывания митрополитов во время их приезда в Лавру, сейчас здесь останавливается Патриарх.
Название покоев осталось прежним , т.е. «Митрополичьи покои », так как во время их строительства (XV в.) Патриаршества в России ещё не было, управление Церковью происходило из Константинополя (Патриаршество было учреждено в 1589 году).
С балкона Митрополичьих покоев Патриарх всегда приветствует народ, когда он прибывает в Лавру по случаю престольных праздников.

19.СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ. ОБЕЛИСК. СЕНЬ НАД КРЕСТОМ (1792).
Фото


В центре СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ по инициативе митрополита Платона (Левшина) возведён Памятный Обелиск к 400-летию представления Преподобного Сергия Радонежского.
С четырёх сторон колонны обелиска расположены доски с надписями, «возвещающими славу монастыря»:
*о благословении Преподобным Сергием князя Дм.Донского на ратный подвиг (1380),
*о героической защите монастыря от поляков (1608-1610),
*о спасении жизни царя Петра I в стенах обители во время стрелецких бунтов (1682 г., 1689 г.).
Фото


20.КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ .
В XVI веке Москва принимает решительные меры по созданию единой общегосударственной системы обороны. В эту систему включается и Троицкий Монастырь, расположенный на магистрале , связывавшей Москву с северными областями страны. Он подвергается решительной перестройке – расширяется его территория, деревянную ограду сменяет каменная с большим числом башен.
Строительство крепостных стен, начатое в 1540 г., продолжалось 10 лет, для строительства было привлечено население ряда окрестных уездов.

Иван Грозный несколько раз посещал монастырь, наблюдая за ходом работ. По окончании строительства по просьбе монастырских властей крестьянам Переяславского, Дмитровского и Радонежского уездов вменялось в обязанность поддерживать крепостные сооружения Троицкого монастыря, для чего они были освобождены от строения и починки других «городов» (эти мастеровые люди в дальнейшем станут коренным населением будущего города).

В результате этих мер Троицкий монастырь превратился в сильную крепость. Протяженность крепостных стен – 1,5 км, высота -5,5-6 м, ширина 3,3-3,5 м (в дальнейшем увеличены до 6 м).

Крепостные сооружения монастыря выдержали не одну осаду в смутное время (1608-1612) , в т.ч. одна осада длилась 18 месяцев. Это укрепило авторитет монастыря и подчеркнул его значение в качестве первоклассной военной крепости.

Сразу же после этого в монастырь стали стекаться огромные средства в виде пожертвований. Необычайно быстро растут размеры его земельных угодий , увеличивается число крепостных крестьян.
Монастырское хозяйство не только восстанавливается , но и расширяется...

Крепостные стены и большинство башен дошли до наших дней, сохранив в основном облик, полученный в то время.

КРЕПОСТНЫЕ СТЕНЫ С ЮГА-ВОСТОКА , в т.ч. ПЯТНИЦКАЯ БАШНЯ.
Фото


С ЮГА.
Фото


С СЕВЕРА, в т.ч. ЗВОНКОВАЯ БАШНЯ.
Фото


С СЕВЕРА, в т.ч. КАЛИЧЬЯ и ПЛОТНИЧЬЯ БАШНИ.
Фото


С СЕВЕРО-ЗАПАДА, в т.ч. ПЛОТНИЧЬЯ БАШНЯ.
Фото

Фото


С ЗАПАДА.
Фото


С ЗАПАДА , правее видна красная Переходная стена, ведущая к Семинарскому корпусу.
Фото


С ВОСТОКА.
У стены сравнительно недавно поставлен памятник Сергию Радонежскому.
Фото



УЗЛАМИ обороны крепости были 12-ть БАШЕН.
Вот некоторые из них (показываю не все, т.к. до некоторых нельзя добраться, чтобы заснять...).

ПЛОТНИЦКАЯ БАШНЯ на севере-западе (XVII век ).
Фото

Рядом находился плотничий двор, отсюда и название.

ВОДЯНАЯ БАШНЯ (Издательская сейчас) (XVII век ).
(фото изнутри монастыря)
Фото

Рядом расположена арка Водяных ворот, которая открывали выход к речке, сейчас здесь оптовый магазин православной литературы.

КАЛИЧЬЯ БАШНЯ или КОНЮШЕННАЯ (1651).
(фото изнутри монастыря)
Фото

Расположена над воротами, которые открывали путь из монастыря на другой берег оврага, где располагались хозяйственные службы и конюший двор (этот район находится за источником Саввы Сторожевского, кто был там).

ЖИТНИЦКАЯ (УТОЧЬЯ БАШНЯ) (XVII век).
Самая нарядная. По преданию с этой башни Пётр I стрелял уток в белом пруду (пруд выкопали монахи, наряду с другими - келарским)
Фото

Фото


ЗВОНКОВАЯ БАШНЯ (XVI- XVII век ).
Находится в северной стене. Рядом находилась семинария в Царских чертогах и располагался колокол, оповещающий студентов о начале и окончании занятий, поэтому башня получила в простонародье такое название.
Фото


ПИВНАЯ БАШНЯ (XVI- XVII век ).
Западная сторона крепости, проходящая по крутому склону холма, имеет одну Пивную башню с ледниками.
Имеет квадратную форму, на снимке справа, самая крайняя. В настоящее время здесь размещается экспозиция музея «Ризница Троице-Сергиевой Лавры».
Фото


С юга монастыря раньше были монастырские огороды, сейчас южная и западная части стен окружена Пафнутьевским садом (раньше здесь был городской парк, а теперь всё возвращено Лавре). Поэтому снимки некоторых башен нельзя было сделать вблизи, а с юга вообще не подойти.

Увидеть эти стены и башни очень просто, кто путешествует на машине самостоятельно, не доезжая Лавры (не поднимаясь к монастырю), повернуть влево (на ул.Ильинскую) и далее вдоль Пафнутьевого сада (справа он будет). Таким образом можно доехать до источника (см.ниже).

21.ИСТОЧНИК САВВЫ СТРОЖЕВСКОГО (ученика Преподобного Сергия).
Этой же дорогой доезжаешь и до источника. Далее дорога приведёт к церкви Петра и Павла (будет показана отдельно).
Фото

Фото

А , если пешком добиратьсяи, то выйдя из монастыря, идёшь налево к Уточьей башне, обогнуть её, и вдоль северной стены через мост выходишь к источнику.

22.СЕМИНАРСКИЙ КОРПУС (1893-1896).
Фото

Фото

Фото


Находится с западной стороны Лавры, через овраг. Здание первоначально возведено для лаврской больницы-богодельни. В атеистические времена здесь была районная больница.
Одновременно был возведён Переходный корпус , соединивший её с западной стеной Лавры. Здесь располагалась типография.
В 1989 г. здание передано Московской Духовной академии. Здесь сейчас располагается Московская Духовная Семинария и Регентская школа МДА.
В центре здания имеется храм во имя преподобного Иоанна Лествичника. Он отреставрирован и расписан силами студентов Иконописной школы монастыря.

ПАФНУТЬЕВСКИЙ САД.
Фрагмент ограды с южной стороны.

Фото


23.КРАСНОГОРСКАЯ ЧАСОВНЯ (1709).
Фото

Возведена на Красногорской площади (напротив Святых ворот) на том месте, куда был поставлен гроб Преподобного Сергия, вынесенный из монастыря во время пожара.
Сейчас здесь заказывают экскурсии.

24.МОНАСТЫРСКАЯ РИЗНИЦА.
Драгоценные вклады великих и удельных князей, русских царей и императоров, представителей высшей знати: уникальные коллекции лицевого (пришло в Х веке из Византии...) и орнаментального шитья, иконописи (редкие иконы...) и ювелирного искусства (изделия из золота и серебра), мелкой пластики.
Фото

Вход рядом со входом в Троицкий собор (вход платный).

25.ЦЕРКОВНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
Церковно-археологический музей — собрание предметов церковной старины, иконописи, религиозной живописи, графики, нумизматики, рукописных и старопечатных книг при Московской Православной Духовной Академии.
В церковном музее представлены византийские и русские иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и старопечатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью православных подвижников благочестия, иерархов и церковных деятелей.

Начало коллекции относят к 1814 г., когда в собственность Академии поступили два портрета императриц Елизаветы и Екатерины II. А к середине XIX в. Академия уже имела неплохую нумизматическую коллекцию.

Выдающийся историк и археограф, ректор Академии протоиерей Александр Васильевич Горский поддержал идею создания академического музея, высказанную известным церковным историком Е. Е. Голубинским, и в 1871 г одно из помещений библиотеки Академии было приспособлено для экспонирования небольшой коллекции монет, древних икон, картин, а также книг, поступивших из собрания библиотеки Святейшего Синода.

В 1892 г. музей был переведён в помещение бывших Царских чертогов.

В связи с закрытием Московской Духовной Академии в 1917 г. музей прекратил своё существование. Коллекция церковных древностей была реквизирована и вошла в состав организованного в 1920 г. Сергиево-Посадского историко-художественного музея.

После возобновления деятельности Московской духовной Академии и Семинарии в 1948 г., коллекция музея была возвращена в Троице-Сергиеву Лавру.

В музее находится мемориальный кабинет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), посвящённый его памяти . В бывшей студенческой келлии Святейшего собраны материалы, рассказывающие о юности и административной деятельности будущего патриарха.

В фонды музея вошли пожертвования известных иерархов, священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви.

С 1957 г. музей стал открытым для широкой аудитории.
Туда организуются экскурсии. Я лично была там два раза, попадала случайно с делегацией гостей от предприятия, где работала (руководство считало престижным показать гостям уникальное место Лавры).


ГОСТИНИЦЫ.

СТАРАЯ ЛАВРСКАЯ ГОСТИНИЦА.
В 1822-1825 гг. на северной границе Красногорской площади по проекту московского архитектора А.Ф.Элькинского и благословению святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, было построено здание лаврской гостиницы с торговым рядом в нижнем этаже, дом для паломников, приехавших помолиться за богослужениями.
В советские времена здесь располагались административные органы города, в 90-е годы прошлого столетия здание было возвращено церкви, полностью отреставрирована и восстановлена гостиница недавно, в последнее десятилетие.
Фото


Обратная сторона этой гостиницы.
Фото

Перед ней Белый пруд (сейчас он под снегом).
Летом здесь живут лебеди и утки (в зимнее время их переводят в тёплое помещение, летом опять выпускают) . Изначально пруд был выкопан монахами. По преданию Пётр I , прячась в стенах монастыря от стрельцов, охотился в этом пруду на уток, стрелял в них с одной из башен монастыря (которую потом стали называть «Уточья башня»), вдали виднеется эта башня, показана выше.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ГОСТИНИЦА на Нижнёвке.
Её видно с Блинной горки. Если идти с вокзала по ул.Сергиевской, далее спускаясь с горки, оказываешься около неё.
Фото

Фото


ЛАВРСКИЙ СТРАННОПРИИМНЫЙ ДОМ (1892).
В советские времена здесь был Главпочтамп.
Сейчас здание возвращено Лавре, оно восстанавливается.
Фото





ПРИХОДСКИЕ ХРАМЫ.

1.ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ (1547)
и ЦЕРКВЬ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (1547).
(они стоят совсем рядом, создавая целый архитектурный ансамбль)


Пятницкая церковь, а правее Введенская (так их называет в народе) .
Фото


Пятницкая церковь.
Фото


Пятницкая церковь.
Фото


Пятницкая церковь, а правее Введенская.
Фото

Фото


Интересна история их появления. На «подоле» , т.е в низине, под горой в XV веке всегда шли торги. Власти монастыря постоянно жаловались Ивану III на буйства и веселье, которыми сопровождались эти торги, и просили перенести его от стен монастыря (в дальнейшем торги были перенесены в Радонежье).
В начале на этом месте была построена церковь в честь Параскевы Пятницы (в честь её всегда строились церкви на месте торгов, возле рынков, т.к. она считается покровительницей торговли), а затем московский боярин Хабаров дал деньги на строительство Введенской церкви.
Вначале там существовал монастырь для бедных. Он сильно пострадал в осаду. Сначала был женским (затем монахини были переведены в Хотьково) , затем – для беглых монахов.
В XVII веке в Пятницкой церкви недолго существовал Пятницкий Подольский монастырь.
С 1679 года Введенская и Пятницкая церкви стали приходскими. Называются храмы на «Подоле».

Пятницкая церковь является великолепным образцом бесстолпной церкви со своей трапезной и «колокольницей», который позже получил распространение в русской архитектуре.

Здесь проходили съёмки фильма «Братья Карамазовы».

2.ПЯТНИЦКИЙ КОЛОДЕЦ (XVII- XVIII).
Фото

Сооружён над источником , расположена внизу под Блинной горкой и через дорогу от Пятницкой церкви.

3.ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1773)
Фото

Фото

Фото

Построена бывшими лаврскими солдатами, жившими в Ильинской слободе.
Никогда не закрывалась в годы гонения, она оставалась единственным действующим православным храмом города (представляете, какие тут "намоленые" иконы, как в монастырях).

4.ЦЕРКОВЬ ПЕТРА И ПАВЛА (1818)
Фото

Расположена в районе Каличьей слободы. Настоятель Церкви Петра и Павла
- архимандрит Герман.








ПРОДОЛЖЕНИЕ – МАТЕРИАЛ ДОБАВЛЕН 26.02.2012 г.

ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ ПАМЯТИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО 7-8 ОКТЯБРЯ 2011 г. (в народе Сергиев день)

Дни памяти Преподобного Сергия Радонежского отмечаются 2 раза в году - 18 июля (день обретения мощей 5/18 июля 1422 г) и 8 октября (день кончины). Обычно на празднование накануне приезжает Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Съезжаются Архиереи из многих епархий , паломники и гости из России, Украины, Белоруссии… , а также зарубежные гости.

Я обычно хожу на «летний» Сергий (это 18 июля).
Этому предшествовала следующая история :
В 1990 г. после перенесённого горя я шла от вокзала в город по обычным делам, смотрю от станции к блинной горке (пешком) идёт вереница бабулечек (раньше, когда ещё не были восстановлены храмы в окрестностях городах, Лавра была единственным место моления людей, и поток их был нескончаемым).
Я спросила их, какой сегодня праздник …? , они мне в ответ: «дочка ты местная...???... и тебе не стыдно..., мы приехали за 1000 км, а ты живёшь рядом и не знаешь...» .
После этого я пошла в Лавру, увидев впервые, как отмечается этот день, с тех пор я хожу туда постоянно, вот уже более 20-ти лет. Любыми правдами и неправдами бросаю все дела и хожу туда…, когда работала, брала отгулы, отпуск и т.д.


А недавно я пошла в Лавру и накануне этой даты и увидела впервые, как встречали Патриарха Кирилла. Он приезжает на два дня.

Хожу я только на общий молебен, который проходит на улице, на Соборной площади, т.к. служба в храмах проходит в таком многолюдье, что не все могут выдержать, и я в том числе.

Итак, начали - день первый, 7 октября :
Фото

Вот такой сегодня прекрасный день. Все фото с мобильника, у меня тогда ещё не было фотоаппарата.

Накануне празднования - 7 октября, после обеда приехал Святейший Патриарх, его встречает братия в Святых воротах…(не заснято, т.к. туда не пускали).
Во внутреннем дворике между Святыми воротами и Предтеченским храмом происходит торжественная встреча его. Здесь он облачается в особую патриаршую мантию, целует поднесённый ему одним из архимандритов монастыря крест и благославляет братию Лавры и студентов Духовных школ (Академии и Семинарии).
После этого под церковные песнопения и благовест лаврских колоколов Патриарх в сопровождении братии обители совершает торжественный вход в монастырь. По древнему пути он направляется в Троицкий собор для поклонения мощам Преподобного Сергия.

Вот они идут по главной дорожке к Троицкому собору, впереди студенты Духовных школ - Академии и Семинарии, за ними братия монастыря и сам Патриарх вместе с монастырским руководством.
Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


Пройдя через Троицкий собор и приложившись к мощам Сергия и возможно к другим святыням (Никоновского предела и Серапионовой палатки), Патриарх выходит с обратной стороны собора и идет в Митрополичьи покои.
Фото

Фото

Фото


Затем в 15-00 начинается в Троицком соборе Акафист в честь памяти Сергия Радонежского, где присутствует Патриарх.

Мы туда не попадаем, одновременно начинается Акафист в Трапезной, где могут присутствовать все остальные желающие.

Вечером проходит служба во всех храмах, в которых принимают участие гости - Архиереи с других епархий, приехавшие в Лавру на праздник. Патриарх в этот вечер служит в Троицком соборе.

День второй – 8 октября:
С утра во всех храмах Лавры проходят праздничные службы , начало где-то в 8-30 (в Успенском, в Троицком, в Трапезной и Покровском Академическом храмах), Патриарх служит всегда в этот день в Успенском соборе, поспасть туда можно, придя пораньше.

По окончании служб (~ около 11-00 час.) под звон колоколов из всех церквей на Соборную площадь выходит духовенство, из Успенского собора выносят икону Сергия, выходит Патриарх и начинается Молебен при всём народе (длится он 45-50 мин).
Поёт сводный хор (знаменитый хор отца Матфея, Академический и Семинарский хоры), он располагается у южной стороны Колокольни… Много прессы, телевидения (только потом они почему-то за одну секунду в Вестях скажут об этом событии и всё). Зрелище незабываемое.

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


Молебен закончен, все во главе с Патриархом идут к Троицкому собору, а народ устремляется к Митрополичьим покоям (надо это делать быстро, чтобы попасть поближе к балкону, откуда будет обращаться к народу Патриарх).

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


Пройдя через Троицкий собор, патриарх направляется в Митрополичьи покои. Все ждут этого выхода.
Фото

Фото

Фото


Переодевшись, Патриарх выходит на балкон, произносит речь - поздравляет всех и благославляет .
Фото

Фото

Фото


Все расходятся, гуляют…, кто продолжает стоять в очереди к мощам (кстати в эти дни попасть туда проблемно, надо стоять 4-5 часов), кто-то будет ждать вечерней службы и т.д.
Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


P.S.Также приезжает в Лавру Патриарх и на Троицу, но молебна на Соборной площади не бывает, а после окончания службы в Троцком соборе, он также с балкона Митрополичьих покоев обращается с приветствием и благословлением к народу.
Приезжает он и в первую неделю Великого Поста




СПАСИБО ВСЕМ, КТО ОЗНАКОМИЛСЯ И ПРОЧИТАЛ ДАННУЮ ТЕМУ ДО КОНЦА.


Возможно я продолжу рассказ и Гефсиманском Черниковском ските и др. святых местах близ Сергиева Посада...

На стр. 3-4 данной темы можно посмотреть Крестный ход в Троице-Сергиевой Лавре, которые ежедневно совершаются
на Пасхальной неделе после утренней службы во всех храмах Лавры.

 
02 Фев 2012 19:21

Страница 1 из 18