Тероль
Ольга
52 года
Смоленск
В 1912 году в России проводились пышные мероприятия в честь столетия Отечественной войны 1812 года. В Смоленске изначально не планировалось пышных торжеств, но затем было решено приединиться ко всеобщему празднованию. В городе были запланировано большое количество торжественных мероприятий.
Их проводилось так много, что описание их, предпринятое краеведом В.И. Грачевым, заняло целую книгу «Достопримечательные дни столетнего юбилея Отечественной войны в Смоленске». В городе проводились торжественные заседания и богослужения, издание юбилейных книг и многое другое. Местные власти, земские учреждения, церковь, воинские части, научные и общественные объединения, даже частные лица - все стремились внести свой вклад в честь празднования юбилея. Особое место в тех мероприятиях занимает установка памятников. Ведь они изменили облик нашего города.
- это праздничный выпуск журнала "Искры", где можно увидеть маленький фотоотчёт о праздновании.
В 1841 году на плац – парадной площади по Высочайшему указу императора Николая Павловича, (автор - архитектор Антонио Адамини) был открыт монумент в честь защитников города в сражении 4-5 августа 1812 года.
Памятник отлили из чугуна в Петербурге. Общий вес памятника составляет 25,9 т. Его высота – около 26 метров.
Он представляет собой восьмигранную усеченную пирамиду на могучем цилиндрическом постаменте, увенчанную луковичной главкой с позолоченным православным крестом. Вокруг средней части пирамиды стоят восемь пар декоративных колонн с позолоченными двуглавыми орлами наверху. На гранях пирамиды помещены изображения памятных медалей 1812 г. и надписи, рассказывающие о сражении 4-5 августа 1812 года.
На восточной стороне помещён список с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии, а под ней на массивном основании – рельеф с изображением плана Смоленского сражения. Надписи сообщают, что на город напали 111 батальонов, 28 эскадронов неприятеля при 300 орудиях, при этом враг потерял до 20 тысяч человек.
В 1856 году при рытье фундамента под здание мужской гимназии (она находится буквально в 100-150 м от памятника и теперь это гимназия им. М.Н. Пржевальского
)были найдены две французские пушки. Их копии установили в 1873 г. с северной и южной стороны памятника на лафетах, специально отлитых на Брянском арсенале.
Уже после Великой Отечественной войны вокруг памятника были высажены деревья и теперь уже ничто не напоминает бывшую плац-парадную площадь
К столетнему юбилею было решено создать бульвар памяти Отечественной войны 1812 года.
Сейчас это место называется Сквер Памяти Героев.
В наше время даже сложно представить себе, что до 1912 года здесь, вдоль крепостной стены был пустырь, заросший травой.
Накануне юбилейной даты, в январе 1911 года Смоленская городская дума постановила:
«Устроить бульвар возле крепостной стены на протяжении от Ильинского пролома до памятника Энгельгардту и Шубину, включая и последний, и назвать этот бульвар и сооружаемое здесь здание начального городского училища «Бульваром и начальным городским училищем в память 1812 года» . Внешний вид здания напоминал средневековой замок, и был встроен в крепостную стену символизируя своим видом воинскую доблесть и древность.
В настоящее время в этом здании расположен музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».
С 1911 года это место именуется «Сквером памяти 1812 года».
26 августа 1912 года, в 100-летнюю годовщину Бородинского сражения здесь же был открыт бюст Кутузову.
Средства на сооружение памятника собирались среди населения Смоленской губернии как добровольные пожертвования.
Бронзовый бюст Кутузова поставлен на традиционный, прямоугольный постамент, сложенный из кирпича и оштукатуренный. Надпись на лицевой грани постамента гласит: «Михаилу Илларионовичу Кутузову, князю Смоленскому. 1912 год». Автор памятника — выпускница петербургской Академии художеств скульптор Мария Михайловна Страховская — стремилась передать героику образа полководца, его человеческую простоту и скромность. В выполненном ею портрете нет внешних эффектов, но зато необычайно эмоционально передан внутренний мир Кутузова, необыкновенная сила его личности. Возможно, поэтому памятник Страховской и считается одним из лучших памятников полководцу.
В 1987 году в сквере Памяти Героев были установлены бюсты полководцев Отечественной войны 1812 года: М. Б. Барклаю-де- Толли, П. И. Багратиону, Д. С. Дохтурову, Д. П. Неверовскому и Н. Н. Раевскому.
Когда я прихожу в это место, то почему-то сразу вспоминается "Посвящение генералам 1812 года" Цветаевой:
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб!
Само празднование юбилея войны с Наполеоном в Смоленске отмечалось в два этапа. Официальные празднества начались 6-го (по ст.ст.) августа 1912 года – спустя ровно век после Смоленского сражения. В губернской земской управе 6-го августа состоялось торжественное заседание, в театре Лопатинского сада и в здании Народного дома были устроены спектакли, прошли народные гулянья. На этот же день намечалось и торжественное открытие бульвара 1812 года. Но эта церемония была отложена до приезда Николая II в Смоленск. Император сообщил смоленскому губернатору о своём намерении посетить город, но его визит постоянно откладывался. Поэтому местные власти решили подстраховаться: открытие бульвара было оставлено до предполагавшегося приезда Николая II, а 6-го августа 1912 года здесь торжественно был открыт бюст-памятник Кутузову и заложен камень в основание будущего памятника защитникам Смоленска в войне с Наполеоном. (О самом памятнике ниже и более подробно) Место было выбрано не случайно. Именно в этом месте, по утверждению краеведов кипел наиболее упорный бой.
Закладка памятника проходила очень торжественно. В ней участвовали местная администрация и военное командование; уездные предводители дворянства: делегации Только 31 августа Николай II приехал в Смоленск. Поэтому именно этот день и считается официальным открытием бульвара. Так как именно 31 августа 1912 года император перерезал символическую ленточку
и осмотрел городское народное училище памяти 1812 года , бюст Кутузову и модель будущего памятника «с орлами».
Тогда же в сквере появилось 19 мемориальных литых чугунных досок в память о русских воинских соединениях, воевавших с наполеоновской армией. Долгое время их оставалось всего 10, в прошлом году были восстановлены 2, но обещают восстановить все. К сожалению фотографии получились не очень удачные, текст не виден, поэтому можно посмотреть только то, как это выглядит со стороны.
Ну а теперь я хочу рассказать о нашем символе - памятнике с орлами.
Сам памятник имеет историю долгую и местами детективную. Но так как наш памятник по праву считают лучшим в России, я хочу и рассказать о нём подробно. Как я уже говорила, изначально мероприятий в честь юбилея планировалось немного, но в январе 1911 года, на заседании губернского земства, по инициативе депутата Краснинского уездного земского собрания, историка Владимира Вороновского (автора «Отечественной войны 1812 года в пределах Смоленской губернии») за счёт местных средств программу было решено расширить. И именно тогда было решено поставить памятник героям войны.
Через Государственную Думу по «высочайшему повелению» на сооружение в Смоленске памятника «в воспоминание незабвенных событий 1812 года» было ассигновано около 12 тысяч рублей – немногим более половины от требуемой суммы.
Вскоре был объявлен конкурс на создание памятника. Всего на конкурс было представлено тридцать проектов. Особую комиссию, возглавил генерал М.В. Алексеев, от Смоленска в неё входили вице-губернатор В.Ю. Фере, городской голова Б.П. Рачинский, губернский инженер А.Т. Богданович. Комиссия признала лучшим и более идейным проект, представленный военным инженером-полковником Н.С. Шуцманом. По его замыслу, "памятник должен был представлять собой двенадцатиаршинную скалу, в середине которой с лицевой стороны - бронзовая доска с изображением карты России с надписью «Благодарная Россия героям 1812 года». По уступам скалы взбирался с мечом в руке галл к орлиному гнезду, расположенному на вершине. Гнездо защищают два орла (по числу армий под Смоленском): бронзовый орел схватывает лапой руку галла и останавливает занесенный им меч, а второй орел собирается броситься на помощь первому. На противоположной стороне скалы, где находится карта России, помещены имена героев 1812 года, а с другой стороны к гранитной скале приставлены большие бронзовые венки, внутри одного из них помещается государственный герб, в другом - герб Смоленска. По сторонам памятника - гранитные тумбы, соединенные цепями". - Так описывает проект памятника В.И. Грачёв в своей книге, которая была издана ещё до установки памятника. Но описание настолько точное, что если сейчас подойти к памятнику, то сразу становится понятно, что всё, что планировал Н.С. Шуцман, всё полностью, было воплощено в жизнь.
10 сентября 1913 года состоялось открытие памятника.
13 месяцев прошло после праздничных событий. Памятник не смогли установить в срок, но он так органично вписался в облик города, и так поразил смолян своим видом, что даже такое долгое опоздание было прощено автору. В Государственном архиве Смоленской области сохранился акт Смоленского комитета по празднованию юбилея войны с Наполеоном, посвященный открытию памятника. Акт начинается словами: «
По высочайшему повелению, в воспоминание незабвенных событий 1812 года, на средства, ассигнованные через Государственную думу, и частичные пожертвования г. Смоленска, смоленского дворянства, смоленского земства, Сергея Николаевича и Елизаветы Филипповны Пастуховых, в Смоленске воздвигнут памятник по проекту инженера-подполковника Шуцмана» . Комиссия по сооружения памятника, возглавляемая М.В. Алексеевым, передала его «в ведение Смоленского городского общественного управления в глубокой надежде, что заботам всего управления памятник будет сохранен для потомства в воспоминание славных деяний, совершенных нашими предками в 1812 году под старыми стенами Смоленска» .
Наверное, каждый житель города знает, что символизирует этот памятник, в любом путеводителе города можно найти описание памятника и объяснение символов, которые были задуманы Н.С. Шуцманом при его создании: скала символизирует Россию, орлы – первую и вторую русские армии под командованием Багратиона и Барклая-де-Толли, гнездо – Москва, галльский воин – французская армия.
С памятником связана и загадка авторства. Долгие годы у памятника был только один автор – Николай Сергеевич Шуцман. Но в справочниках и словарях сейчас пишут имена двух авторов: Н.С. Шуцмана и С.Р. Надольского. А затем, в 1949 году, появляется статья И.Д. Белогорцева в книге «Архитектурный очерк Смоленска», в которой говорилось, что проект памятника был разработан при участии в то время рядового Нарвского полка, солдата, а затем известного архитектора Степана Романовича Надольского. А через 5 лет в статье «Скульптурные монументы», опубликованной в 1954 году в сборнике «Край наш Смоленский», И.Д. Белогорцев поставил Надольского на первое место: «Проект памятника был разработан скульптором, тогда рядовым солдатом Нарвского полка С.Р. Надольским и военным инженером-подполковником Н.С. Шустровым, выступившим под псевдонимом Н. Шуцмана».
Никаких документов, подтверждающих его версию, Игорь Дмитриевич не привел. Поэтому смоленские краеведы стали искать подтверждение или опровержение этой версии. Дмитрий Иванович Будаев, профессор СГПИ, смог доказать, что фамилия Шуцман - не псевдоним. Николай Сергеевич Шуцман (1864 – 14.IV.1937), родился в семье московского садовника, отец которого был выходцем из Германии. Окончил инженерную академию. В 1897 г. участвовал в конкурсе проектов здания для музея изящных искусств (вместе с братьями Михаилом и Сергеем) и был удостоен серебряной медали Академии Художеств. И именно он, в 1912 г. представил проект Памятника защитникам Смоленска в войне с Наполеоном, того самого памятника с орлами, который и был отобран межведомственной комиссией из 30 поступивших на конкурс проектов. Впоследствии он был одним из ведущих архитекторов Москвы. В начале 20-х гг. Шуцман вместе с основоположниками советской архитектурной школы А.В. Щусевым и И.В. Жолтовским работал над архитектурно-художественным решением Всероссийской сельскохозяйственной выставки.
С.М. Яковлев, который работал над книгой «Смоляне в искусстве», занялся серьезным исследованием: обратился к архивам, писал письма людям, знавшим Надольского или писавшим о нем, знакомился с его работами по сохранившимся изображениям. Он старался установить истину, ведь в документах об открытии памятника автором его проекта назывался только Н.С. Шуцман. Не упоминать второго автора только потому, что он был солдатом, может быть и могло показаться логичным. Но ведь никто не скрывал, что автор памятника Софийскому полку, появившемуся в Смоленске в то же время, рядовой Б. Цапенко! Вскоре было установлено, что С. Р. Надольский не числился не только в списке рядовых Нарвского полка, но и вообще в списках военного состава, находившегося в то время в Смоленске.
В итоге С. М. Яковлев установил, что ко времени сооружения памятника с орлами в Смоленске Надольский работал в московских мастерских и именно он создавал важнейшую деталь памятника с орлами - скульптурную группу. Каждый может убедиться, смотря на памятник, что замысел автора проекта он воплотил в реальности блестяще. Степан Романович Надольский жил и работал в Сибири, был одним из организаторов Союза художников Сибири, съездов и выставок сибирских художников. Более того, возможно он был знаком с Шуцманом, так как он оформлял павильон Сибири на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Той самой, на которой трудился и Шуцман вместе с Щусевым и Жолтовским.
Таким образом, С. Р. Надольский имел отношение к сооружению памятника с орлами в Смоленске, но все же, я считаю, что автором проекта памятника был Н. С. Шуцман, а не он. Ведь именно Н.С. Шуцман придумал саму идею и воплотил её в эскизах, которые впоследствии были воплощены в жизнь.
Сам памятник поражает размерами. Общая высота памятника 9,62 м., в т.ч. скала - 7,8 м., размах крыльев орла - 4,4 м. Фигуры воина и орлов цинковые, гербы и венки бронзовые. «Скала» сложена из камня и цемента, облицована гранитной крошкой. Внутри она полая.
О памятниках на сегодня рассказ заканчиваю.
А это вам от меня. Совсем свежие цветы. Снимала несколько часов назад: