Тероль
Ольга
52 года
Смоленск
Танюша, большое спасибо за поздравление!
Совсем я забросила эту тему в году прошедшем. Надеюсь, в этом году гулять по городу с фотоаппаратом у меня получится чаще и я буду сюда возвращаться ну пусть и не так регулярно, как Танюша в своей, но всё же чаще, чем прежде
А сегодня в ожидании светлого праздника Рождества я приглашаю всех, кто заходит ко мне в гости в наш самый главный городской храм. У него много имён. Официальное - Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, обиходное - Успенский собор, а есть ещё старое, полузабытое, что нет-нет и мелькнёт у старожилов - Мономахов собор.
Он возвышается над городом как самый древний символ города. История Собора – это идеальный символ истории города, выросшего на перекрестке главных путей Восточной Европы. Нынешнее здание выстроено на том месте, где до него стояли и древний храм, возведенный сыном византийской принцессы для чудотворной иконы из Константинополя. Его заложил московский зодчий Алексей Корольков, а закончил немецкий архитектор Иоганн Готфрид Шлегель. Роскошный барочный иконостас создал украинец Сила Трусицкий. Современный вид собор приобрел в эпоху Екатерины II, и вскоре после завершения строительства императрица показывала храм своему другу Иосифу II Габсбургу. В общем, типичный смоленский интернационал.
Ориентиром для въезжающих в Смоленск путешественников собор остается и в наши дни. Что неудивительно, так как это настоящий гигант: 69 метров от основания до вершины креста, плюс высота Соборной горы.
В 1101 году Смоленск отходит в княжение Владимиру Мономаху и тот решает установить не просто кафедральный собор в городе, а настоящий городской центр с большой каменной церковью. Храм был заложен сразу же. Мономах не только решил, что будет он создан честь Успения Божией Матери, но даже подарил новому храму образ Божией Матери Одигитрии.
Это не просто икона – это одна из самых почитаемых святынь в нашей стране. Легенда гласит, что первообраз Смоленской иконы Божией Матери, был написан евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Девы Марии, то есть, до 45 года нашей эры.
В Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича.
Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.
Существует предание - когда евангелист Лука смиренно представил этот и два других образа взору Богоматери, Она произнесла:
«Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будут».
Так и произошло. В 1238 году, по городской легенде, образ Богородицы обратился к русскому воину Меркурию с повелением оградить город от подступивших к Смоленску отрядов хана Батыя. Отважный воин под покровом ночи пробрался в лагерь противников и перебил множество врагов, среди которых оказался и сильнейший воин отряда. Сам Меркурий не смог вернуться из боя живым и был прославлен в лике святых. А Одигитрию с тех пор именуют Смоленской чудотворной.
С Одигитрией связано много детективных историй, исчезновений. В начале XV века впервые на время она покинула свое место и была перевезена в московский Благовещенский собор. Были сделаны многочисленные списки, но в 1455 году Одигитрия вернулась в Смоленск. В следующий раз она покинула город спустя полтора столетия — в 1609 году, во время русско-польской войны.
Во время войны 1812 года Одигитрия также была перевезена из Смоленска в Москву. В день Бородинского сражения ее вместе с двумя другими почитаемыми иконами Божией Матери — Иверской и Владимирской — обнесли вокруг Белого города и Кремля. Также по личному распоряжению Кутузова икону Смоленской Божией Матери обнесли вокруг всех рядов войск.
В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была. Но есть версия, что в 17 веке нам вернули список, а сама икона хранится где-то в тайниках Московского Кремля. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля.
Вид на Собор со стороны Днепровских ворот
Если соответствовать исторической истине - Успенский собор, который сейчас возвышается на Соборном холме не тот самый, построенный ещё при Мономахе. Но до сих пор смоляне не видят большой разницы между собором старым и новым, построенным в XVIII веке, и считают, что этот собор имеет право называться старым, мономаховым.
Собор на плане Гондинуса (1634-1636). Он конечно условен и фантастичен, но всё же более реалистичен, чем кажется на первый взгляд. В польских источниках говорится, что собор был "огромен" и "красив", что вообще весь комплекс архиерейского дома был "прекрасно выстроен". Но как он выглядел на самом деле теперь уже невозможно представить.
О том, что произошло со старым – очень красочно рассказывает Карамзин в «Истории Государства Российского».
В самый разгар Смутного времени закончилось перемирие с Речью Посполитой и польский король Сигизмунд III к сентябрю 1609 года подошёл к Смоленску. Но захватить город не смог. Долгие 20 месяцев шла осада города. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят. Дам слово Карамзину:
«Бились долго в развалинах, на стенах, в улицах, при звуке всех колоколов и святом пении в церквах, где жены и старцы молились. Ляхи, везде одолевая, стремились к главному храму Богоматери, где заперлися многие из граждан и купцов с их семействами, богатством и пороховою казною. Уже не было спасения: Россияне зажгли порох и взлетели на воздух с детьми, имением - и славою! От страшного взрыва, грома и треска неприятель оцепенел, забыв на время свою победу и с равным ужасом видя весь город в огне, в который жители бросали все, что имели драгоценного, и сами с женами бросались, чтобы оставить неприятелю только пепел, а любезному отечеству пример добродетели. На улицах и площадях лежали груды тел сожженных. Смоленск явился новым Сагунтом, и не Польша, но Россия могла торжествовать сей день, великий в ее летописях».
Кто ещё помнит фильм «Судьба», наверно вспомнил и этот эпизод.
Герою Матвеева Захару Дерюгину, сидящему на ступенях лестницы Успенского собора, рассказывают об осаде Смоленска в начале XVII века. В воображении солдата рисуется мощная сцена взрыва собора .
Хотя красочный рассказ Карамзина немного не соответствует действительности: почти сразу после появления легенды историки обратили внимание на то, что характер взрыва и масштабы разрушения в исторических источниках изложены противоречиво. Но, то что взрыв был и храм оказался настолько повреждён, что восстанавливать его уже не было смысла – это факт. На месте почти разрушенного мономахова собора в XVII веке, после окончательного присоединения Смоленска к Российскому государству было решено посторить новый храм со старым именем.
2 августа 1677 года собор был заложен на старом месте. Первым автором был А. Корольков. Правда теперь собор стал в несколько раз больше прежнего и строился больше сто лет. Вначале строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были приостановить и надолго. Причина и банальная, печальная – денег на строительство не хватало и уже в процессе строительства стали менять проект. В итоге получилось так, что алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами и, когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. Только в 1712 году работа возобновилась. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году большой каменный купол совсем провалился. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того были собраны прихожанами значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги собор был капитально отремонтирован. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо 7 глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.
По композиции Смоленский Свято-Успенский собор повторяет многие древние соборы во имя Успения Божией Матери – пятиглавый, крестово-купольный, кубический с трехчастной апсидой. К северо-восточному углу собора примыкает маленькая ризница. В декоративном убранстве отмечаются элементы древнерусского зодчества и барокко середины XVIII века. Снаружи гладь стен собора имеет трехчастное деление широкими лопатками, которые соответствуют внутреннему делению помещения. Между лопатками – окна в два яруса: нижние – с арочным завершением; верхние – круглые. Наличники окон украшены элементами барочного стиля – лентами, зубчиками.
Собор имеет три портала – входа.
Главный, западный портал с застекленным крыльцом, построенном в 1890 году. Центральная часть западного фасада увенчана небольшим барочным фронтоном с маленькими главками. Стены завершает грузный карниз. Барабаны глав прорезаны окнами. Убранство барабанов – пилястры и фронтончики лучковой формы.
Внутреннее пространство собора очень обширно – собор занимает площадь более 2000 кв.метров.
Высота стен четверика – 29,7 м. Четыре мощных столба несут своды и делят собор на 3 нефа. На высоте 18,65 м устроены хоры. У западного угла здания, в усыпальнице в 1983 году был устроен придел в честь Собора смоленских святых.
Над внутренним убранством собора в 1730–40 годах много потрудились украинские мастера: Сила Михайлович Трусицкий, Петр Дурницкий, Федор Олицкий, Андрей Мастицкий. Те же мастера написали иконы для иконостаса.
фотография внутреннего убранства была сделана в 1912 году. В глубине можно увидеть и подлинную Одигитрию.
Композиционную основу пятиярусного иконостаса составляют колонны, перевитые поярусными карнизами. Между ними резные филенки обрамляющие живопись. Колонны и карнизы покрыты великолепной позолоченной резьбой: мотивы – гроздья винограда, цветы подсолнечника, дуба, клена.
Особенностью резьбы является ее двуслойность: на нижний, ажурный слой сверху наложен еще один слой, глубокий, прозрачный. Наряду с золочением, многие профили иконостаса посеребрены, они оттеняют и разнообразят золотое мерцание основной резьбы.
К главной святыне успенского собора – иконе Одигитрии Смоленской – ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма.
У левого опорного столба находится другая святыня Смоленского собора – плащаница. «Положение во гроб», как гласит вышитая на ней надпись у ног Христа. Плащаница была вышита в мастерских Ефросиньи Старицкой в 1561 году. Княгиня Старицкая, тетка Иоанна Грозного, была замешана в заговоре против государя, и в 1563 году сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова. Мастерские княгини Старицкой славились своим искусством так же, как и мастерские «светлицы» Анастасии Романовны.
Кроме этой плащаницы сохранились еще две, из мастерских Старицкой – одна в Троице-Сергиевом монастыре (1561), вторая в русском музее (1560). Плащаница, находящаяся в Свято-Успенском соборе Смоленска, была вкладом княгини в Успенский собор Московского Кремля. Из него вместе с другими ценностями плащаница была похищена французами в 1812 году и отправлена во Францию. Смоленские партизаны отбили наполеоновский обоз, и в награду за это плащаница была пожалована смоленскому Успенскому собору.
Смоленский Успенский собор настолько величав, что даже Наполеон вступив в Смоленск снял шляпу перед храмом и выставил охрану для защиты от мародёрства.
В 1941-м году фашисты захватили Смоленск, и командующий немецкой танковой группы генерал Гудериан отдал распоряжение об охране собора. Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.
В 1929 году Собор был закрыт для богослужений, а в 1941 году вновь стал действующим и больше службы не прерывались по сей день.
Город наш заметает порошею, Рождество к нам
приходит опять... Я желаю вам только хорошего То,
что можно друзьям пожелать!!!
Счастливого Рождества!!!!!