Тина2
Валентина
76 лет
Москва
2 октября...
Год 1992...
В небольшом старообрядческом селе Устень-Ивановское при небывалом стечении людей здесь был открыт первый и пока единственный в России памятник Марине Цветаевой, а у дома, где жила знаменитая литературная гостья белебеевцев - мемориальный знак.
Автор памятника, уфимский скульптор Ю.Ф. Солдатов, запечатлел юную Марину (в дни пребывания здесь летом 1911 года ей не было еще 19 лет) с веточкой рябины. Одухотворенное лицо юной поэтессы с романтическим видением мира, впитывающей неброскую красоту здешних мест, целебный воздух, настоянный на хвое, музыку "Девичьего родника". Недаром же лето, проведенное на Усень-Ивановском заводе Белебеевского уезда, Марина Цветаева считала "лучшим из всех … взрослых лет".
"В начале мая 1911 года М.Цветаева по приглашению своего друга поэта М.Волошина приехала в Коктебель, где встретила свою судьбу — Сергея Эфрона, высокого юношу с романтической внешностью, узким лицом и глазами «цвета моря». Здесь началась их любовь и самая счастливая пора в жизни Цветаевой.
Серёжа с трудом переносил коктебельскую жару, у него обострился туберкулез. Возможно, врач порекомендовал ему полечиться кумысом. 8 июля Марина и Сергей отправились «в уфимские степи, на кумыс». Они добрались, меняя поезда, до станции Аксаково, затем «лошадиной тягой» в Белебей, а оттуда — в Усень–Ивановское. В селе тогда проживало около пяти тысяч человек. Ещё в середине XVIII века одним из крупных промышленников России Иваном Осокиным здесь был построен медеплавильный завод. В Усень-Ивановском насчитывалось 1500 дворов, пять улиц, две церкви (старообрядческие), две школы, медпункт, три лавки. Дикая таёжная природа отличалась необыкновенной красотой: за барским прудом находилось небольшое живописное озеро, в котором «селяне и приезжающие на отдых гости купались и катались на лодках». За прудом поднималась гора, покрытая густым лесом… Вокруг зеленели луга, желтели хлебные поля…
В селе были две кумысолечебницы. Содержали их братья Боязит и Шингарей Китаевы. Марина и Сергей сняли комнату в доме на улице Квашнина, получившей такое название по фамилии многочисленного семейства.
Марина и Сергей сильно скучали по Коктебелю, друзьям и родственникам. Почта приходила в село два раза в неделю и каждый раз увозила их письма. Вот одно из первых посланий, подписанных Мариной: «Июль, 1911 год, Усень-Ивановский завод. Дорогая Лиленька (сестра Сергея — С. Л.), за неимением шоколада посылаю вам картинку (имеется в виду рекламная карточка товарищества, выпускающего шоколад). Серёженька здоров, пьет две бутылки кумыса в день, ест яйца во всех видах. Много сидит, но пока ещё не потолстел. У нас настоящая русская осень. Здесь много берёз и сосен, небольшое озеро, мельница, речка. Утром Серёжа занимается геометрией, потом мы читаем с ним французскую книгу для гимназии, в 12 завтрак, после завтрака гуляем, читаем… Когда начинается тоска по Коктебелю, роемся в узле с камешками…»
В письме от 11 августа М. Цветаева рассказывает М. Волошину, в каких условиях им живется: «Сперва о костюмах: у меня с собой только серая юбка, разодранная уже до Коктебеля в 4-х местах. Я её каждый день зашиваю, но сегодня на меня упал рукомойник и разодрал весь низ. Мы и его и ее заклеили сургучом.
– Во-вторых, о Серёжином питании: он выпивает по две бутылки сливок в день, но не растолстел.
– В-третьих, о моей постели: она скорей похожа на колыбель, притом на плохую. В середине ее слишком большое углубление, так что ложась в неё, я не вижу комнаты. Кроме того, парусина рвётся не по часам, а по минутам. Стоит только шевельнуться, как слышится зловещий треск, после которого я всю ночь лежу на деревяшке.
– В-четвёртых, о книгах: я читаю Jean Paul'a, немецкие стихи и Lichtenstein. Представь себе, Макс, что я совсем не изменилась с 12 лет по отношению к этой книге».
О книгах и чтении Марина сообщает в последнюю очередь: не это заполняет сейчас жизнь молодой пары. Марина и Сергей общались с отдыхающей в селе молодежью: вместе с новыми знакомыми катались на лодке, гуляли в сосновом бору, в берёзовой роще, беседовали, любовались природой. На Девичьем ключе Цветаева читала свои стихи. Здесь они с Сергеем пили чистейшую воду из одной кружки, чтобы вовек не расстаться. Ощущением первой поры влюбленности пронизаны её строки:
Ждут нас пыльные дороги, Шалаши на час… Милый, милый, мы – как боги! Целый мир для нас! Прошло более века с той поры, но сюда, «к Цветаевой», приезжает много гостей. 2 октября 1992 года накануне 100-летнего юбилея в селе был открыт первый в России памятник поэту. Уфимский скульптор Ю.Ф.Солдатов запечатлел юную Марину с веточкой рябины. На одной из улиц установлена доска с надписью: «На этом месте стоял дом, в котором летом 1911 года жила великая поэтесса России Марина Цветаева». 25 сентября 1993 года был открыт музей. Это произошло довольно-таки скоро после того (через пять лет), как в районной газете «Знамя победы» было опубликовано письмо искусствоведа З.Афанасьевой и литературоведа В.Купченко, присланное из Санкт-Петербурга. В нём говорилось о том, что в рукописном отделе Пушкинского Дома (Институт русской литературы Академии наук СССР), хранятся 43 письма Марины Цветаевой к поэту и художнику Максимилиану Волошину.
При знакомстве с эпистолярным наследием было обнаружено письмо, отправленное М.Волошину из Усень-Ивановского завода Белебеевского уезда Уфимской губернии. Публикуя послание петербургских исследователей, редакция газеты «Знамя победы» попросила откликнуться тех, кто что-нибудь слышал о пребывании М.Цветаевой в Усень-Ивановском. Жительница села П.В.Кудинова сообщила, что еще в 1972 году отец попросил её записать его воспоминания. Тринадцатилетним подростом он часто встречался в 1911 году с необычной парой — 18-летней Мариной и 17-летним Сергеем, которым приносил продукты. Письмо П.В.Кудиновой и стало толчком для установления цветаевских мест в Усень–Ивановском.
Многие годы музей Цветаевой располагался в здании лесничества, но недавно из-за ветхости строения и отсутствия в нём отопления был перемещён в сельский Дом культуры. В музейный комплекс входят Цветаевская аллея, Пушкинский посад, Девичий родник, барский пруд, старообрядческая церковь. В честь 120-летия со дня рождения Марины Цветаевой в Усень-Ивановском будет заложена рябиновая аллея.
Ощущение восторга и радости от встречи с поэтом вызвала наша поездка в Башкирию. Наверно, такие же чувства владели челнинским поэтом Мансуром Сафиным, написавшим в своём стихотворении:
…Пройду по Пушкинской аллее,
Сверну на Девичий родник,
Чтоб облик ваш,
В листве белея,
Передо мною вдруг возник.
Тропа усеяна душицей,
Росинка на листке дрожит.
Марина в платьице из ситца
С Сергеем на родник бежит."
Лилия Сагирова научный сотрудник Литературного музея М.И.Цветаевой
Цитата от Моники Вербат