Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
2 ноября 2013 года – 170 лет со дня рождения М.М. Антокольского (1843-1902), русского скульптора.

Фото

Васнецов. Портрет Антокольского М.М. 1884г.


Работы Антокольского в Русском музее



Фото

«Христос перед судом народа» (1874),

М.М. Антокольский: "В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной".
По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке".

Как противопоставление, у скульптора возникает замысел создать образ Мефистофеля.
Фото
Статуя «Мефистофель» 1883 год

«Моего «Мефистофеля» я почерпнул не из Гете, а из настоящей, действительной жизни, — это наш тип — нервный, раздраженный, больной». Скульптура вобрала в себя не только зло, но и мудрость, приобретенную в мучительном переживании.
Сам Антокольский признавался, что «потребность воспроизвести» этот образ «была так сильна, что, сделав его, я освобождаю свою душу».


Задумчиво-мрачный образ "мучителя и мученика", как называл Ивана Грозного Антокольский
Фото
Иван Грозный

Грозный изображен в момент тревожных раздумий. На нем монашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с кресла. На коленях царя поминальный синодик, но он не читает его. Под нависшими бровями как бы застыл суровый сосредоточенный взгляд, худая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжением.

Большую роль в раскрытии образа Ивана Грозного играют руки: одной он сжимает четки, другой судорожно схватился за подлокотник кресла.
Нет желания осудить или развенчать царя. Через личность Ивана Грозного скульптор стремится проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху, порождением которой был русский самодержец.


В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой - Петр Великий. Петр 1 - цельная и могучая личность, открывающая новую эпоху России.

Фото


Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске, Кроншдтате, уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее. Один попал даже на нынешнюю 500-рублевую купюру.


Фото


"Ермак" – весь мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке. Он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю Сибири. "Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе", - писал скульптор В.Стасову.

Антокольский изваял Ермака в тяжелом панцире, который и стал причиной гибели атамана.


Фото
Спиноза

В образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе читаются в выражении задумчиво-одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке.


Фото

Фото
Нестор летописец.1890.

В образе Нестора изобразил человека, отрешенного от мирской суеты, ушедшего в свой внутренний просветленный душевный мир.

Нестор (XI-XII века) - древнерусский писатель, летописец. Монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Один из крупнейших историков средневековья - автор первой редакции "Повести временных лет".

Фото



Фото
Портрет И.С. Тургенева (1880)

9 ноября 2013 года – 195 лет со дня рождения И.С. Тургенева (1818-1883).


Фото
РУСАЛКА. 1900.


Главные произведения Атокольского собраны в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Скульптуры и памятники Антокольского хорошо известны


Но вот, пожалуй, самый трогательный памятник Санкт-Петербурга – памятник Гроту, известен мало.

Фото
Памятник Гроту Константину Карловичу (1815-1897).
Фото
Фрагмент памятника. Слепая девочка.

Памятник представляет собой полированную колонну, на которой установлен бронзовый бюст Грота, а на постаменте колонны расположена вырезанная из красного гранита фигура сидящей слепой девочки с книгой. Моделью для фигуры девочки послужила ученица школы слепых.
Первой книгой, напечатанной рельефно–линейным шрифтом стал сборник рассказов «Детский мир» К. Д. Ушинского. Именно эту книгу и изваял в бронзе М. М. Антокольский. Раскрыта она на 95-й странице, текст воспроизведен дословно. ЗНАЕТ И УМЕЕТ ДЕЛАТЬ КРЕСТЬЯНИНЪ И ЕГО НИКАКЪ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ НЕВЕЖДОЮ, ХОТЯ БЫ ОНЪ И ЧИТАТЬ НЕ УМЕЛЪ. ВЫУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ И ВЫУЧИТЬСЯ МНОГИМЪ НАУКАМЪ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ, ЧЕМ УЧИТЬСЯ ВСЕМУ
Таким образом, памятник К. К. Гроту является не только замечательным произведением искусства, но и единственным в своем роде памятником русской книге, напечатанной рельефно-линейным шрифтом.
Памятник Гроту установлен в сквере школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.
К. К. Грот был попечителем этой школы и общества слепых. Поэтому благодарные пациенты выступили с инициативой увековечивания памяти попечителя.


Двадцать семь лет прожил он вдали от родины, лишь изредка приезжая в Россию, но остался истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня", - писал Антокольский В.В. Стасову.



Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.
М.М. Антокольский .



Использован:
http://rozenberg-anna.ya.ru/replies.xml?item_no=15009http://funeral-spb.ru/necropols/evreyskoe/antokolskiy/
http://www.booksite.ru/localtxt/mon/ume/nts/sto/72.htm http://www.ikleiner.ru/lib/antokolsky/antokolsky-0002.shtml
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post287305653/

 
20 Ноя 2013 20:02

Страница 21 из 69