Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
Мифы и легенды в искусстве.


Фото

Чудо-юдо рыба-кит
Дерево, резьба. 114х42х22. Русский музей.1947

„Чудо-юдо рыба-кит“ – уникальная работа мастера А. Д. Зинина отражает основные сюжеты сказки П. П. Ершова „Конек-горбунок“.
«…Подъезжая к окияну,
Говорит конек Ивану:
„Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну -
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит…
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве, меж усов,
Ищут девушки грибов…».


Фото

Воронова Л.А. Подсвечник Дракон. Глина, гончарная работа. Русский музей.


Фото

Рерих Н.К. Соловей-разбойник. Русский музей.


Фото

В.Васнецов. Витязь на распутье. Русский музей.

Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном", воскрешает поэтический дух народных преданий. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога. Васнецов приблизился к эпическому строю былинного сказа.

Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины.
Картина «Витязь на распутье» - отражение судьбы Васнецова.

В. М. Васнецов создал цикл работ, посвященных сюжетам русских сказок и былин. За ним закрепилась репутация «художника-сказочника»,



Фото

К.Брюллов. Нарцисс смотрящий в воду. Русский музей.

"Любовью тюльпан и горчанка зажглись,
И дивный красавец, влюблённый Нарцисс,
Расцвёл над ручьём и глядит на себя,
Пока не умрёт, бесконечно любя…"
(Шелли "Мимоза")

Еще в глубокой древности сложился про нарцисс миф, сделавший его имя нарицательным; назвать кого - либо "нарциссом", как известно, все равно, что сказать: этот человек влюблен сам в себя.
О происхождении цветка существует древнегреческая легенда о прекрасном Нарциссе. У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо. За это он был наказан: увидев в воде собственное отражение, влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде. Родители юноши обратились к оракулу. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".

По этому преданию К.П. Брюллов написал свою знаменитую картину "Нарцисс смотрящий в воду." (1819г.). На ней изображён юноша, любующийся своим собственным отражением в воде.
По другому, не менее грустному и красивому преданию, Нарцисс неожиданно потерял сестру - близнеца. Склоняясь над ручьём в безутешном горе, он увидел в собственном отражении черты любимой сестры. Сколько не погружал он в воду руки, чтобы обнять родной образ, но всё было тщетно… Так и умер он от горя, склонившись над водой. А цветок возник на месте, символизируя собой склонённый образ прекрасного юноши.

Голова Нарцисса напоминает черты самого Брюллова, которые известны по многочисленным автопортретам. Автопортрет в образе Нарцисса!?


Внезапная гибель
постигала натурщиц таких известных художников, как Модильяни, Рубенс, Рембрандт…

Среди русских художников несчастья преследовали Серова, Репина, Сомова и других. Их натурщики умирали в скором времени после того, как заканчивалась работа над картинами с их изображениями.

Девушки, изображенные на портретах, умирали быстро и совершенно неожиданно.

«Дама в голубом» Сомова. Жена и дочь Серова.

Смерть настигала и тех, кого рисовал Илья Репин. На следующий день после окончания работы над портретами умерли сразу три известных личности: композитор Мусоргский, Столыпин, хирург Пирогов. А еще восемь моделей художника умерли хоть и не на следующий день, но в течение очень короткого времени.
Когда Репин писал портрет Чуковского, тогда и сказал Корней Иванович в шутку, что, будь он чуть-чуть суевернее, ни за что не решился бы позировать ему для портрета. В его работах-де таится зловещая сила. Мусоргский скончался на четвертый день после последнего сеанса, Писемский умер сразу же, Пирогов - буквально через несколько дней, Гаршин, который позировал художнику для образа сына Ивана в "Иване Грозном", вскоре погиб.

Узнав об этом, друзья и поклонники художника попросили его написать портрет Столыпина, реакционнейшего премьер-министра царского правительства, которого все дружно ненавидели. Портрет был написан. Сразу же по окончании работы Столыпин уехал в Киев и в тот же день его застрелили из-за угла.


Известный художник Николай Николаевич Ге, знавший о «дурной» славе Репина, долго не хотел ему позировать. Репин же, напротив, очень хотел написать портрет Ге и даже специально приехал к нему на Украину.
- К чему это? - принялся увиливать Ге от предложения Ильи Ефимовича. - Это, знаете ли, пренеприятно - будто примериваются тебя хоронить, подводят, так сказать, человеку итог.
- Ну, вы, милый мой, совсем как дикарь! - возмутился Репин.
- Дикарям тоже жить хочется, - проворчал под нос Ге.
В конце концов портрет был нарисован, а Ге... А Ге остался живым и здоровым. Когда через несколько лет Репин, встретив Николая Николаевича на одной из выставок, принялся подтрунивать над его прошлыми «дикарскими суевериями», Ге сердито ответил:
- Да уж, суевериями... Скажу вам по правде, Илья Ефимович, если бы я тогда вам фиги не показывал, то может быть и не разговаривал бы сейчас с вами!
- Когда же это вы мне фиги показывали? - удивился Репин.
- А незаметно, когда вы от меня на холст оборачивались... Или когда спиной ко мне становились... Этому, меня одна бабка-шептунья надоумила... Царствие ей небесное!



Фото

В.Перов «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»)

«Тройка» — знаменитая картина русского живописца Василия Перова
Перов встретил на улице крестьянку с сыном и сразу понял, что именно такой мальчик нужен для его картины.
Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать ее сына: она долго не соглашалась, все боялась и говорила, что это великий грех. После долгих уговоров, она наконец согласилась, и Перов повел их в свою мастерскую, показал неоконченную картину и объяснил, что ему нужно. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая при ближайшем рассмотрении оказалась гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только сын Васенька - единственная ее радость.
Картину купил Третьяков, а вскоре к художнику пришла бедная женщина, в которой художник с трудом узнал мать Васи. Она рассказала, что её сын заболел и умер, и попросила купить у Перова картину, на которую хотела потратить последние свои сбережения. Художник объяснил, что картина уже продана и отвел в галерею бедную женщину, где та упала на колени перед картиной и стала молиться. Увидев эту сцену, Перов специально написал портрет Васеньки и подарил его женщине


Сам Перов вспоминает:
«Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину,- писал Перов в рассказе «Тетушка Марья».- Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол».
Много времени провела мать у картины, никто ее не тревожил, и только дежурный, стоявший у двери, полными слез глазами смотрел на нее".



Одна из картин, вызывающих страх, хранится в Эрмитаже. Это древняя икона, на которой изображен Христос. Раньше она была выставлена на всеобщее обозрение, но затем была изъята из экспозиции, так как работники музея были уверены: череда трагических смертей сотрудников, работавших в зале, где висела икона, связана именно с ней. Один из специалистов, обследовавших картину, выдвинул предположение, что от полотна исходят энергетические волны, причем на столь большой частоте, что воздействие на человека носит сильный отрицательный характер. Кто-то высказывал мнение, что икона принадлежит кисти человека, обладавшего сильными экстрасенсорными способностями, поэтому и энергетика направлена именно на людей подобной силы, а простому человеку находиться рядом с картиной очень опасно.



Использован http://virtualrm.spb.ru/ru/node/4923 http://www.florets.ru/legendy-o-tsvetah/nartsiss.html http://kartina-ru.livejournal.com/10596.html
http://www.forumpensionerov.ru/viewtopic.php?f=47&t=565 http://www.akazak.ru/mytv/biogr/182-repin-ilya-efimovich

 
27 Ноя 2013 2:54

Страница 22 из 69