Сныть-трава. Парголово
Иван Иванович Шишкин. 1885. Холст на картоне, масло. 35х58,5
Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...
Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.
Портрет княгини З.Н. Юсуповой 1902
Серов Валентин Александрович.
Княгиня Юсупова принадлежала к одному из богатейших аристократических семейств России. Современники были единодушны в отзывах о ней. "Зинаида Николаевна останется для всех ее знавших совершенным типом очаровательной светской женщины... Всякий, кто к ней приближался, невольно подпадал под ее очарование". "Она была не столь красива, сколь прелестна с седеющими с ранних лет волосами, обрамлявшими лицо, озаренное лучистыми серыми глазами..." "Она была не только умна, воспитана, артистична, но была также воплощением душевной доброты... И наряду с этими исключительными качествами она была сама скромность и простота".
На портрете Серова Юсупова изображена в роскошном модном интерьере, сидящей на атласном диване, где рядом с ней пристроился модный же белый шпиц. Поза княгини нарочито "неудобна" - Серов акцентирует момент позирования "модному" опять-таки художнику. В портрете доминируют извилистые витиеватые очертания и формы. Беспокойна поза модели, капризно и сложно изломаны руки, прихотливы складки платья - и всему этому словно аккомпанируют "тревожно" изогнутые линии спинки дивана, рокайльные завитки золоченых рам и лепнины и цветочные узоры мебели. Хрупкость и грация оборачиваются нарочитой искусственностью, а "очаровательная" улыбка - застывшей маской светской любезности.
Портрет, как всегда, потребовал множества сеансов, нескольких месяцев работы. Княгиня с юмором рассказывала князю Щербатову: "Я худела, полнела, вновь худела, пока исполнялся Серовым мой портрет, а ему все мало, все пишет и пишет!" Серову в упрек ставилась чрезмерно тщательная, "замученная" живопись лица, в противоположность эскизно взятому антуражу. Сама же Юсупова считала именно собственное лицо лучшей частью портрета. В какой-то момент Юсуповы даже намеревались вырезать из портрета овал - голову княгини - но, к счастью, этого не случилось.
Живопись портрета отличается красотой и благородством колорита, построенного на игре оттенков, подобных красочным переливам жемчуга или перламутра - розоватый, серебристо-серый, кремовый, сиреневый. Колористически портрет Юсуповой перекликается с изысканными пасторалями Ватто, воскрешая в памяти представление о живописи рококо. Не случайно под впечатлением портрета один из современников писал: "Эта женщина... нежная, изящная, и утонченная, живет именно той жизнью, какой жили когда-то маркизы. Эти белые напудренные волосы, эта странная поза - все это дает право сказать, что это именно маркиза нашего времени".
http://iskusstvu.ru/
Зима1890 204x125.5 см
Шишкин Иван Иванович
Все сковано морозом и погружено в тень. На переднем плане видны крохотные кустарники. В глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого свет кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Автор использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения, создавая монументальный собирательный образ. Картина полна эпического звучания. Художник сделал несколько вариантов картины и множество рисунков, которые штудировал прямо в лесу.
Разглядывая картину у меня было такое реальное ощущение , что она живая и лес и переливающийся , искрящийся снег настоящие,.... шаг вперед и ты очутишься в самом лесу.....Как все просто и так гениально!
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге 1870.
Холст, масло. 285 х 599
Суриков Василий Иванович
Еще студентом Академии художеств Суриков написал свою первую самостоятельную картину — «Вид памятника Петру I на Сенатской площади». На заднем плане высится Исаакиевский собор. Он дан художником огромным силуэтом на фоне зимней петербургской ночи.
Вероятно, эта картина была навеяна живописцу первым впечатлением от столицы, поразившей его своей красотой. Суриков точно почувствовал характер пропорций Сенатской площади и отлично справился с трудным двойным освещением: луны и газовых фонарей.
Пятна лунного света в лесу Зима. 1898-1908
Куинджи Архип Иванович
Один из самых оригинальных пейзажей в русской живописи, овеянный гармонией серо-голубых и зеленоватых тонов. Художник использует тот же природный мотив, что и в натурном этюде 1876 года «Солнечные пятна на инее», создавая свой особый мир зачарованной, сказочно преображенной лунным сиянием природы. Взяты только самые общие формы, подробности опущены – только свет и тень в точных соотношениях. В трактовке деревьев, в тягучих узорчатых пятнах лунного света ощущается стилистика модерна с его культом изощренной линии и стилизованной формы.
Обращаясь к природе и выбирая в ней наиболее романтичные мотивы с контрастами солнечного света и тени, либо лунного освещения, Архип Куинджи создает композиции, отмеченные эффектом некоторой театральности. Илья Репин написал о художнике: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда. Куинджи – художник света».
Лунная ночь на Днепре, 1880
холст, масло. 105×144 см
Куинджи Архип Иванович
Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников. Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем. Но А.И.Куинджи умел побеждать. Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение. Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами.
А.И.Куинджи всегда очень внимательно относился к экспонированию своих картин, размещал их так, чтобы они были хорошо освещены, чтобы им не мешали соседние полотна. В этот раз «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света.
Перед зрителями раскрывалось широкое, уходящее вдаль пространство; равнина, пересеченная зеленоватой лентой тихой реки, почти сливается у горизонта с темным небом, покрытым рядами легких облаков. В вышине они чуть разошлись, и в образовавшееся окно глянула луна, осветив Днепр, хатки и паутину тропинок на ближнем берегу. И все в природе притихло, завороженное чудесным сиянием неба и днепровских вод.
Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны залил своим таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной покой землю. Он был так силен, что некоторые из зрителей пытались заглянуть за картину, чтобы найти там фонарь или лампу. Но лампы не оказывалось, а луна продолжала излучать свой завораживающий, таинственный свет.
Гладким зеркалом отражают этот свет воды Днепра, из бархатистой синевы ночи белеют стены украинских хат. Это величественное зрелище до сих пор погружает зрителей в раздумья о вечности и непреходящей красоте мира. Так до А.И.Куинджи пел о природе только великий Н.В.Гоголь. Число искренних почитателей таланта А.И.Куинджи росло, редкий человек мог остаться равнодушным перед этой картиной, казавшейся колдовством.
Небесную сферу А.И.Куинджи изображает величественной и вечной, поражая зрителей мощью Вселенной, ее необъятностью и торжественностью. Многочисленные атрибуты пейзажа - стелющиеся по косогору хатки, кустистые деревья, корявые стебли татарника - поглощены тьмой, цвет их растворен бурым тоном.
Яркий серебристый свет луны оттенен глубиной синего цвета. Своим фосфоресцированием он превращает традиционный мотив с луной в настолько редкостный, многозначительный, притягательный и таинственный, что преобразуется в поэтически-взволнованный восторг. Высказывались даже предположения о каких-то необычных красках и даже о странных художественных приемах, которые якобы использовал художник. Слухи о тайне художественного метода А.И.Куинджи, о секрете его красок ходили еще при жизни художника, некоторые пытались уличить его в фокусах, даже в связи с нечистой силой.
Из прессы о выставке :
"Я так много раз видел эти работы, но не устаю восхищаться поразительной техникой художников, - сказал другой куратор выставки, искусствовед, профессор Лидского университета /Великобритания/ Дэвид Джексон. - Я рад тому, что теперь и у шведских любителей искусства появилась возможность познакомиться с передвижниками. XIX век – и это касается не только русской живописи - почему-то плохо известен широкой публике".
"Идея представить передвижников шведской публике поступила от частных лиц - Анн-Мари и Херберта Лембке, которые посоветовали Национальному музею пригласить картины художников-передвижников, а также предложили свои услуги в установлении контактов с российской стороной. Не в последнюю очередь благодаря их энтузиазму шведские любители искусства имеют замечательную возможность познакомиться с шедеврами русской живописи."
Спасибо за комменарий
Танечка я очень рада что понравился мой показ!
Ещё есть несколько картин которые я подготовлю позднее....