Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
Заблуждения о Петербурге

Финны – основные исконные жители.

Финские историки утверждают, что финны-ингерманландцы являются исконными жителями приневских земель. Но….
Задолго до основания Петербурга на территории современного города существовало множество русских деревень и сёл, а число финских поселений было незначительным. Финны в массовых количествах появились в дельте Невы только вместе со шведами и после заключения в 1617 году Столбовского мира, по которому эти земли отошли Швеции. Так по оценке историка С.В. Семенцова, исследовавшего шведские переписи населения Ингрии, за время шведского владычества, доля русских в общем составе населения Ингрии сократилась с 89,5% — в 1623 до 26,2% — в 1695 году. При этом местное население бежало в Россию. По данным новгородских окладных книг, до прихода шведов население здесь было смешанным — родственные финнам карелы и ижоры, а также русские, доля собственно финнов была минимальна.

Петербург построен на болотах, непригодной для жизни местности.

В действительности все совсем не так. В границах современного Санкт-Петербурга, помимо такого крупного населенного пункта, как город Ниен (Ниен - это город известный в 17-м веке при впадении реки Охты в Неву)., существовало не менее трех десятков деревень причем многие из них еще задолго до прихода шведов на эти берега принадлежали Новгороду. Крепости и церкви, дворцы и мануфактуры будущей столицы строились на уже обжитых местах.
На Васильевском острове располагался охотничий домик Делагарди крупного феодального магната и военного деятеля.
На месте Адмиралтейства находилось безымянное шведское поселение, в устье Фонтанки — деревня Каллила, впоследствии русифицированная в Калинку, на месте Инженерного замка — мыза майора Канау с ухоженным обширным садом, волею Петра превращенным в Летний сад, в районе Смольного — село Спасское.
В начале современного Литейного проспекта находилась деревня Фроловщина, на территории, где сейчас расположена ВМА, находились два села. Было по селу в районах Новой и Старой деревень, на Крестовском острове и на реке Карповке. А на берегу Охты было 12 деревень.
Не подозревая о будущем, вели свое существование Сабирино и Одинцово, Кухарево и Максимово, Волково и Купчино.
Гигантский размах и стремительность строительства новой столицы и породили легенду о пустыне на месте Санкт-Петербурга.

Петербург построен на костях.

Одно из самых популярных мнений, говорит о том, что якобы при строительстве города широко использовался труд крепостных, и что большое количество подневольных строителей города погибло. В большинстве своем эти выводы базировались на свидетельствах иностранцев, мало владевших реальной ситуацией и вероятно не питавших особых симпатий к России и её царю-реформатору. Однако сторонники этой версии упускают из вида одно обстоятельство — столь массовая гибель людей — от 30 000 по скромным оценкам до 300 000 по нескромным — не могла пройти бесследно. В 1950-х годах археолог А. Д. Грач провёл систематические раскопки с целью обнаружить места массового захоронения «жертв царизма», однако вместо братских могил он обнаружил огромные выгребные ямы, в которые закапывались пищевые отходы — кости многочисленной скотины, которая пошла на пропитание строителей новой столицы.
Строительство города с 1704 по 1717 в основном выполнялось силами “работных людей” мобилизованных в рамках натуральной трудовой повинности. Работы велись преимущественно «вахтовым методом» — мобилизованный работник отрабатывал два-три месяца, после чего уходил домой. Работа шла первоначально в три смены: первая смена с 25 марта до 25 мая, вторая — с 25 мая по 25 июля, третья — с 25 июля по 25 сентября. Позднее перешли на двухсменную работу: первая — с 1 апреля по 1 июля, вторая- с 1 июля по 1 октября. Вопреки распространенным легендам, работа строителей Петербурга оплачивалась.
Труд оценивался в 1 рубль в месяц (стандартная плата за работу в тот период). Однако первоначально строители получали лишь 50 копеек в месяц, а вместо остальной суммы им выдавалось “хлебное жалованье”. Позднее жалованье стали выдавать полностью деньгами. После 1717 года трудовая повинность заменяется денежным налогом, а строительство города ведется силами вольнонаемных рабочих. В их числе была часть рабочих, работавших ранее в Петербурге по трудовой повинности. Исследовавший вопрос историк П.Н. Петров сверяя списки работных людей заметил, что там из года в год повторяются одни и те же люди. Число рабочих мобилизованных на строительство Петербурга составляло менее 20 000 в год. В среднем на работы назначалось 30-34 000 человек в год, но реально из губерний направлялось на строительство меньшее количество людей.

Санкт-Петербург расположен на 101 острове.

Так было в XIX веке, хотя уже тогда островов было значительно меньше, чем в XVIII и насчитывалось 147. Сокращению числа островов способствовали многие факторы, как природные, так и связанные с человеческой деятельностью. Одни острова, открытые морю и ветру, размывались, другие исчезали при прокладке каналов, третьи сливались воедино при засыпке водотоков. К середине XX века на гидрографической карте Петербурга осталось 42 острова.

Улица Бармалеева на Петроградской стороне названа по имени страшного разбойника-людоеда из сказки Корнея Чуковского “Айболит”.

Фото

Фото


В действительности, все было с “точностью до наоборот”. К. И. Чуковский бродил по городу с художником М. И. Добужинским, и они натолкнулись на улицу со столь странным названием. Тут оба начали фантазировать и в результате родился африканский разбойник Бармалей. Добужинский нарисовал его портрет, а Чуковский позже придумал стихи.

Фото



Использованы: Википедия и журнал “Костер”.

 
22 Дек 2013 11:47

Страница 24 из 69