таненка
![](https://ifs.cook-time.com/avatars/153/16052697304f579a263b354.jpg)
Татьяна
санкт-петербург
Аполлон Бельведерский в Павловском парке
Я снова в Павловске, - и не спускаю глаз.
Благодаря счастливой доле
Я в нём бывал раз двадцать, боле,
И всё мне кажется, что вижу в первый раз…
Дмитрий Хвостов
Друзья, погуляем по Павловскому парку.
Все достопримечательности показать за один раз не берусь, но с Аполлоном Бельведерским познакомлю поближе.
Электричка за 30 минут с Витебского вокзала доставит к самому входу в парк-заповедник.
Вокзал и вход в парк. Велосипеды можно взять напрокат у входа.
Пройдя немного вперед по Дружеской дороге, которая ведет от входа в парк, и свернув направо, придем к Храму Аполлона - Колоннаде Аполлона.
Колоннада Аполлона.
Павильон Колоннада Аполлона находится на высоком берегу реки Славянки, напротив дворца. Открытая колоннада с двойным рядом колонн, расположенных по кругу, пронизывается лучами солнца целый день и четко выделяется на фоне деревьев.
В центре колоннады на высоком постаменте статуя Аполлона, отлитая по античному образцу, хранящемуся в ватиканском дворце римского папы – Бельведере.
По верованию древних греков, Аполлон считался богом солнца и покровителем искусств.
Задуманная Чарльзом Камероном колоннада, как «Храм Аполлона», была воздвигнута в 1783 году. Для храма было выбрано и соответствующее место – залитая солнцем открытая поляна, на въезде в Павловск со стороны Царского Села.
Эта постройка должна была символизировать царящий в Павловске культ искусства, покровителем которого является солнечный бог.
Сооружение состояло из 13 пар колон, образующих круг, объединенных верхним перекрытием.
Но затем, в 1800 году, по настоянию Павла и Марии Федоровны, желавших постоянно видеть храм Аполлона из окон дворцовых покоев, колоннаду перенесли на новое место, на крутой склон левого берега Славянки, напротив дворца.
Камерон решительно воспротивился этой идее, и проект установки Колоннады на новое место пришлось поручить другому архитектору - Кваренги. Колоннаду, теперь уже стоящую на высоком холме, олицетворяющем легендарную гору Парнас - обиталище Аполлона, дополнили каскадом, который ассоциировался с Кастальским ключом, дарящим поэтическое вдохновение.
Когда Ч. Камерона вновь пригласили в Павловск, он обратил внимание, что почва в том месте, куда перенесли колоннаду, сыра и ненадежна. Архитектор обратился с просьбой не пускать воду до тех пор, пока не будет проложена труба. Просьбой пренебрегли - и через несколько лет сырость сделала свое дело.
Однажды во время грозы, летом 1817 года подмытый водами ручья фундамент не выдержал, и часть Колоннады рухнула.
Однако здесь произошел тот редкий случай, когда беда в конечном итоге не нарушила, а, наоборот, подчеркнула художественное своеобразие сооружения. При осмотре рухнувшей колоннады обратили внимание, как живописно разбросаны вокруг руины, напоминая античные развалины.
Колоннаду решили не восстанавливать. В полуразрушенном виде она казалась особенно романтичной и поэтичной. Живописно разбросанные грозой обломки оставили на месте их падения.
Колоннада до и после удара молнией
Затем под колоннадой все-таки проложили чугунную трубу для воды. Но с середины XIX века воды становилось все меньше и меньше, и каскад иссяк.
Мостик у колоннады Аполлона.
Вид на дворец со стороны Колоннады Аполлона
Спустимся с горы и пройдем к мосту Кентавров.
Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ.. Существа с головой и торсом человека на теле лошади,
Небольшой мостик через Славянку - мост Кентавров украшают четыре копии римских статуй кентавров II в.
Два кентавра изображены молодыми, а еще два, направленные в другую сторону – бородатые старики.
Мы идем к еще одному Аполлону, но хочется завернуть к павильону Росси. Уж очень он красив и изящен.
Павильон Росси был только спроектирован зодчим, а установлен лишь почти сто лет спустя - в 1914 году.
Скульптурный памятник Марии Федоровне.
В районе Старой Сильвии ( Сильвия (лат. silva,)
в переводе с латыни - лес ) приходим на круглую поляну. Здесь всегда сумрачно, высокие деревья создают тень. Статуя Аполлона стоит в центре круглой площадки, от которой расходятся радиусами в разные стороны двенадцать совершенно прямых аллей. Такая планировка дала участку второе название - Двенадцать дорожек. Вокруг расположено еще 12 статуй.
Площадка в центре Старой Сильвии, куда сходятся 12 дорожек.
Аполлон Бельведерский - бог искусств и предсказаний.
Аполлон Бельведерский
От площадки расходятся 12 дорожек, между которыми установлены 12 скульптур:
Венера - богиня любви и красоты,
Флора - богиня цветов,
Меркурий - вестник богов и покровитель торговли,
Евтерпа - муза лирической поэзии,
Мельпомена - муза трагедии,
Талия - муза комедии,
Терпсихора - муза танца,
Эрато - муза любовной поэзии,
Полигимния - муза гимнов и красноречия,
Каллиопа - муза эпической поэзии и песнопений,
Клио - муза истории и
Урания - муза астрономии.
Каждая из "Двенадцати дорожек" заканчивается павильоном или скульптурой, связанной со статуей центральной площадки. Одна такая дорожка приведет на полянку, где установлен Памятник родителям.
Дорожка носит название «Философская».
Рассмотрим скульптуры, окружающие Аполлона:
Венера и Полигимния
Венера. Богиня красоты и изящества
Полигимния. Муза гимнов
Терпсихора, Эрато, Меркурий
Терпсихора. Муза танца
Эрато. Муза любовной поэзии
Меркурий. Покровитель торговли
Урания, Флора
Урания. Муза астрономии
Флора. Богиня весны и цветов
Евтерпа. Муза красноречия
Мельпомена. Муза трагедии
Клио и Мельпомена
Каллиопа. Муза пения
Клио. Муза истории
Скульптура в Старой Сильвии не украшение, не обогащение пейзажа, а неотъемлемая, очень важная его часть. В этом районе (кроме скульптур на центральной площадке) на дорожках, ведущих к прудам, установлено несколько скульптур Ниобид. Они выполнены по оригиналам древнегреческого ваятеля Скопаса, созданным еще в IV веке до нашей эры. Согласно античному мифу, царица Ниобея, мать многочисленного семейства, осмеяла богиню Латону, у которой было лишь двое детей - Аполлон и Артемида. Разгневанные боги отомстили за Латону, поразив стрелами всех Ниобид - детей Ниобеи. Трагические в своем отчаянии фигуры несчастных резко контрастируют с полными величавого спокойствия статуями круглой площадки.
Спустимся еще к одному Аполлону по таким лесенкам:
Руинный мостик.
Аполлон-Мусагет.
Бронзовая статуя, расположенная на входе в Новую Сильвию
МУСАГЕТ (МуЗагет) — в Древней Греции прозвище Аполлона предводителя Муз. Он покровитель искусств, певцов и музыкантов, В греческой мифологии один из олимпийских богов. Сын Зевса. Один из наиболее почитаемых богов. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну). Много существует мифов про Аполлона.
В Павловске даже обозначено место «Конца света».
Мы туда не пойдем. Вечереет. Скорее домой.
Идем к вокзалу мимо интересного сооружения этого района – Амфитеатр.
Амфитеатр состоит из двух частей: Каменного и Зеленого (или Земляного) амфитеатров. Каменный амфитеатр расположен на высоком холме. Он предназначался для почетных гостей, остальные гости располагались у подножия холма. Зеленый амфитеатр напротив – «сцена», декорациями которой служили зеленые насаждения. Здесь разыгрывались феерии, пантомимы, устраивались фейерверки. Русло Славянки было углублено и расширено, во время представлений на плоту размещался оркестр. На воде также разыгрывались различные сцены.
Амфитеатр
Павловский парк. Амфитеатр
Простимся с белочками и направимся к вокзалу. Темнеет.
Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода,
Самый томный и самый тенистый,
Ведь его не забыть никогда.
А.Ахматова
https://www.youtube.com/watch?v=eKbh_OCXctI