Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
Новый Эрмитаж

В путешествии по Дворцовой набережной мы расстались у Зимней канавки http://forum.say7.info/post4639813.html#4639813 , у дома Княгини Ночи http://forum.say7.info/post4648952.html#4648952
Пройдём к знаменитым атлантам, к Новому Эрмитажу.

Фото

Новый Эрмитаж со стороны Дворцовой площади.

Новый Эрмитаж – это одно из пяти зданий Эрмитажного дворцового комплекса
(Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр).

Фото

Новый Эрмитаж (Миллионная улица, 35).

Фото

Портик Императорского музея с фигурами гранитных атлантов


Портик главного фасада Нового Эрмитажа украшают десять великолепных, гигантских атлантов скульптора А.И. Теребенева.

Фото

Фото

Фото


Атланты вошли в песни о городе на Неве и являются одним из символов Петербурга.


Их создатель - скульптор А. И. Теребенев. Под его руководством в 1844-1849 годах работало более 150 каменотесов. Перевод глиняной модели в гранит оказался делом необычайной сложности
В течение года Теребенев обучал более сотни помощников-мастеровых, набранных им среди каменотесов. Затем эти резчики принялись за исполнение фигур атлантов из гранита ,по модели, изготовленной в натуральную величину самим Теребеневым по собственным эскизам.

Один из участников этого титанического труда писал: «Каждому мастеру было назначено свое дело к чему кто приучен был: кто отделывал низы, кто руки, кто торс, кто ноги. Лицо каждой фигуры заканчивал сам Теребенев.» На трех из десяти статуй выбито: " Александр Теребенев 1849 г."

Фото

Портрет А. И. Теребенёва работы М. И. Скотти, (1835)

С подобными работами русские резчики никогда не сталкивались.
"Я занят колоссальными моделями ваятельных работ и в первый раз вводимом в России производством оных из сердобольского гранита",- пишет Теребенев в октябре 1845 года. Серый сердобольский гранит добывался у берегов Онежского озера. С трудом находимые гранитные глыбы с неменьшим трудом доставлялись в Петербург.

Атланты - по древнегреческой мифологии – титаны, призванные Зевсом поддерживать небесный свод. Так и у здания Нового Эрмитажа атланты поддерживают массивный балкон. Десять одинаковых атлантов были созданы по модели скульптора А.И.Теребенева. Сделанные из гранита, Атланты достигают высоты пять метров (7 аршинов), стоят на высоком постаменте из гранита.

Теребенев участвовал в создании декоративного убранства Зимнего дворца, восстановленного после пожара 1837 г. (Галерея 1812 года, Фельдмаршальский зал и др.). Его титаны, с их серебристо-серыми мускулистыми телами, удивительно гармонично вписались в новое здание, сооруженное в неогреческом стиле. Их фигуры потрясают своим величием и мужественной красотой. За эти работы скульптор получил в 1845 г. звание академика.

Фото


Образы мифологических героев трактованы скульптором по- своему.
В исполинах Теребенева нет ни придавленности и покорности, ни тени физического страдания, вызванного непосильным бременем. Спокойная уверенная поза их лишена оцепенелости. Согнутые в локтях руки, кажется, готовы разогнуться, склоненные головы- подняться, сомкнутые ноги - зашагать. Гиганты полны огромной внутренней силы- их ноша им по плечу.

Интересно, как прекрасны контрасты фактур: отполированные до зеркального блеска тела атлантов и как бы взрыхленные поверхности медвежьих шкур на их бедрах.

Фото



В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар, который продолжался целых 3 дня.

Страшный пожар, уничтожил все его великолепные интерьеры, вызвал большую проблему сохранения богатейшей художественной коллекции Эрмитажа, которую с большим трудом и не без потерь удалось спасти от огня. Было решено для размещения коллекции построить специальное музейное здание, тем более, что коллекция предметов живописи и искусства все время увеличивалась.
5 февраля 1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа (Императорского музея). Новый Эрмитаж стал первым в России специализированным музейным зданием. Большинство из его 60 залов и кабинетов дошли до наших дней без изменений.
Для императора Николая I Новый Эрмитаж был «частью и продолжением царской резиденции», поэтому вход в музей особенно в первые годы был крайне ограничен и осуществлялся только по пригласительным билетам. Дамы должны были приходить в музей в придворных платьях, а мужчины в мундирах и фраках. Кроме воскресных дней и больших праздников музей был открыт по 2-3 часа в день. С половины первого до двух часов дня впуск посетителей не осуществлялся - в это время новый музей ежедневно посещал император.
Все надписи в музее были сделаны на французском языке. Только в 60-е годы 19 века вход в музей стал более свободным.
В царствование Александра II вход в музей стал более свободным.

Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея.

Фото
Парадный портик долгое время был главным входом в Эрмитаж.

В композиции фасадов большую роль играет скульптура, раскрывающая назначение здания.
28 статуй на фасаде Нового Эрмитажа изображают мастеров искусств древнего мира. Латинским алфавитом указаны их имена. По сторонам от входа в Новый Эрмитаж установлены шесть металлических скульптур, по три с каждой стороны. Если стоять к зданию лицом, то справа налево здесь будут: Рафаэль Морген (итальянский художник), Дедал (герой древнегреческого мифа), Иоганн Иоахим Винкельман (немецкий историк античного искусства), Смилид (древнегреческий скульптор), Онат (древнегреческий скульптор), Марк Антонио Раймонди (итальянский гравёр). На фронтоне Нового Эрмитажа со стороны Зимней канавки помещен барельеф А. И. Теребенёва "Власть, покровительствующая искусству". Он изготовлен из покрытого медью цинка.

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото

Фото


В украшения над окнами второго этажа с вставлены орнаментальные узоры с эмблемами искусств.

Фото

Фото

Фото

Фото


Фото


Фото
Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856)

В зале "Большой вазы" находится знаменитая Колыванская ваза. Она является самой тяжёлой каменной вазой в мире. Её чаша монолитна. Размеры вазы таковы, что её было необходимо устанавливать до возведения стен Нового Эрмитажа.

Фото
Колыванская ваза в здании Нового Эрмитажа

Фото


«Царица ваз» - вес каменного изделия составляет 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр составляет 5,04 м, а малый — 3,22 м. Это самая большая ваза в мире с большим трудом была доставлена в столицу.
19 февраля 1843 года поезд из впряженных в особые сани 154-х лошадей повёз чашу из Колывани в Барнаул, далее на Уткинскую пристань реки Чусовая. Через полгода чаша была доставлена в Петербург. 4 года для неё сооружали специальный фундамент. Осенью 1849 года 770 рабочих поставили чашу на место. Здесь же к вазе добавили украшения из бронзы — венок из дубовых листьев.

Царица ваз является одним из государственных символов Алтайского края. Она изображена не гербе и флаге региона, а также на ордене «За заслуги перед Алтайским краем».


В одном из залов Нового Эрмитажа находится статуя Венеры Таврической. Её обнаружили в Риме во время раскопок и Петром I она была выкуплена и привезена в Санкт-Петербург. http://forum.say7.info/post3614748.html#3614748

Фото
Премацци Л.О. Зал новейшей скульптуры. 1856 г.


Во время ленинградской блокады, 29 декабря 1941 года, в портик Нового Эрмитажа попал фашистский снаряд (30 снарядов из дальнобойных орудий попало в здания Эрмитажа во время Великой Отечественной войны). Один из атлантов был повреждён особенно серьёзно — на его торсе образовалась «рваная рана». Однако атлант продолжал держать полуразрушенный портик.

Фото


Среди молодоженов Петербурга существует примета: : если в день свадьбы приехать к атлантам и потрогать их большие пальцы ног, заключенный брак будет непременно счастливым, а дети, которые родятся в этом браке, будут отличаться красотой.


А.Городницкий «Атланты»

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его, махину —
Не мед со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то —
И небо упадет.

Во тьме заплачут вдовы,
Повыгорят поля,
И встанет гриб лиловый,
И кончится Земля.
А небо год от года
Все давит тяжелей,
Дрожит оно от гуда
Ракетных кораблей.

Стоят они, ребята,
Точеные тела, —
Поставлены когда-то,
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна.
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги — человеки,
Привычные к труду.
И жить ещё надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.

Фото


Фото
Садовников В.С. Новый Эрмитаж и Миллионная улица. 1847 г.

Фото
Почтовая открытка. Портик Нового Эрмитажа. 1900 г.

 
09 Ноя 2014 23:58

Страница 38 из 69