Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
Легенды и тайны Зимнего дворца.
Мистика в Эрмитаже


Призраки царственных особ

Есть у Эрмитажа и свои призраки. Чаще всего упоминают фантом императора Николая I. Он движется по залам в полночь, в офицерском мундире с эполетами. У него прямая осанка и холодный взгляд…
Музейные работники неоднократно встречали в полутемных кладовых и коридорах тени Александра II, Екатерины Великой. Они вроде бы появляются вечером, когда уже нет посетителей.
Известна история о том, что Екатерина II незадолго до своей смерти видела саму себя, восседавшую на троне и выходящую из зала.
Накануне захоронения останков царской семьи работники Эрмитажа по вечерам, в темной галерее среди старинных шпалер и гобеленов видели призрак последнего царя, неслышно ступающего по паркету. По словам некоторых сотрудников музея, время от времени кто-то по ночам заставляет срабатывать сигнализацию.

Подземные ходы и тайники

Ходят слухи о потайных подземных ходах, которые соединяют Зимний дворец с другими зданиями Петербурга, а некоторые ходы даже ведут прочь из города. Эрмитаж якобы соединяется с Главным штабом, Капеллой, а царские покои брата Николая II князя Андрея Владимировича соединены подземным ходом с особняком балерины Матильды Кшесинской, с которой у него был роман. Существует большое количество легенд, повествующих о всевозможных потайных дверях и коридорах в зданиях Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.

Тайна «Павлина»

Фото


Под звон колокольчиков клетка начинается вращаться. Затем «просыпается» павлин: его хвост поднимается, начинает распускаться, птица кланяется, втягивает и запрокидывает голову, открывает клюв. В тот момент, когда хвост полностью раскрывается, павлин поворачивается на 180 градусов так, что зрители видят его… зад. Затем перья опускаются, и павлин занимает исходное положение.
Узнать истинную причину такого нелицеприятного поведения павлина сегодня невозможно. Легенда утверждает, что мастер сделал это намеренно, демонстрируя тем самым свое отношение к царскому двору.
О часах «Павлин» - http://forum.say7.info/post3601300.html#3601300
и http://forum.say7.info/post3614748.html#3614748

Неразрешимые вопросы


ГРОБНИЦА ГОМЕРА

В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера».
Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста и уже без вопросительной интонации.

Фото

«Гробница Гомера» — красивая легенда.

Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.


В Эрмитаже есть экспонаты, которым приписывают странные и даже сверхъестественные свойства. Самые загадочные из них — статуя богини войны Мут-Сохмет и восковая фигура Петра I.



КРОВОЖАДНАЯ БОГИНЯ

В египетском зале находится один из древнейших египетских памятников на территории России — статуя богини войны и воздаяния - гневная Мут-Сохмет.
Согласно мифу, кровожадная богиня задумала истребить всех людей на земле, помешали ей остальные древнеегипетские боги. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней красное вино, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась.

Фото


Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей сохраняется - в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица.
По другой легенде – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают неприятности, беды, катастрофы. Много раз «кровавый» налет был обнаружен. И как можно объяснить странный налет? Ответ пока не найден.

КЛАНЯЮЩИЙСЯ ПЕТР

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, сделанная после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать».

Фото


В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было.
И сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

ТАЙНА ЗОЛОТОЙ МАСКИ

В собраниях Эрмитажа хранятся три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида.
В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства.
Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы не опровергнута.


НЕПОВТОРИМЫЕ СЕРЬГИ

В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпано украшение, можно разглядеть только с помощью лупы.

Фото


При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.


«Черный квадрат» - ИКОНА БЕЗБОЖНОГО ВРЕМЕНИ»

Один из самых скандальных шедевров – «Черный квадрат» Малевича – также можно найти в Эрмитаже. Сам автор трактовал идею как беспредельность, обобщенную в единый знак, называя «Черный квадрат» иконой нового, безбожного времени.

Фото


Посетители говорят об исходящей от неё «тёмной» энергии.

Можно спорить о смысле картины и ее идейном содержании, но сотрудники и посетители Эрмитажа убеждены, что энергетика полотна обладает мощным воздействием на людей.
Сразу скажу, что «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал.
«Я неделю не мог спать, я хотел понять то, что я сделал», – впоследствии рассказывал Малевич своим ученикам. Художник пережил шоковое состояние, вызванное открывшимся в ходе творческого акта прозрением.
Написав по наитию «Черный квадрат», Малевич много времени и сил потратил на объяснение картины.
«Занят вглядыванием в его («Квадрата») загадочное черное пространство», – писал Малевич и утверждал, что видит в нем «то, что когда-то видели люди в лице Бога».
Картина была впервые представлена на футуристической выставке в декабре 1915 г. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы.

Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и преумножить успех картины.
Некоторые считают, что «Черный квадрат» — это шарлатанство.
- Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это ерунда, потому что засмеют. Квадрату можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен.

Картина, написанная Малевичем, остается самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник. Каждый думает о своем…
Все авторские повторения картины хранятся в России, в государственных собраниях: две работы в Третьяковской галерее, одна в Русском музее и одна в Эрмитаже.
«Чёрный квадрат» был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году и передан им на бессрочное хранение в Государственный Эрмитаж. Это первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.

А сколько еще тайн хранят залы самого огромного и красивого дворца Петербурга!!!
Сколько мифов и легенд хранят его экспонаты!

 
07 Мар 2015 17:39

Страница 45 из 69