В кругу друзей. Том второй

Галактика

Галина



Левитан писал(а):
Сейчас читаю "Твою дивизию, воскликнул юродивый Фома". Это что, такой оригинальный художественный приём?

Постмодернизм, его дивизию!!! girl_haha girl_haha girl_haha
Если очень коротко, то французские философы - лингвисты в конце 60-х годов назвали художественные течения современности постмодернизмом, т.е. после современности. В классическую эпоху самым важным было содержание, в постклассическую - форма. Считается, что автор умер, создать что-то новое невозможное. Новое может существовать лишь в измененной форме. Отсюда цитатность, ремейки (Интертекстуальность). Помнишь, Глюкоза поет про снег, а в середине кусочек из Таривердиева из "Иронии судьбы"? Текст в тексте, или фильм-ремейк "Иронии судьбы" с Боярской и Хабенским. Старая тема звучит в новой обработке.
Произведение может существовать как игра, как интеллектуальная игра, и чем читатель умнее, тем больше смысловых пластов он разглядит. И может быть тех, о которых автор и не помышлял. И еще постмодернизм говорит, что нет высокого и низкого, все имеет право на существование. Именно этим оправдывают возможность употребления мата, сексуальных сцен, описания телесности и всего, что в классике считалось низовым началом (Энди Уорхол (американский художник) поставил по середине выставочного зала писсуар: а кто сказал, что писсуар не может быть произведением искусства? Он же сделал коллаж из смятых банок кока-колы. А кто сказал, что бытовой мусор не может быть материалом для картины?). До нас постмодернизм дошел в конце 20 века, когда французские идеологи были переведены на русский язык.
Вот если говорить о "Лавре", то "твою дивизию", идея чистоты даже в средневековье (как будто они читали А.Гуревича "Средневековая эпоха") - это текст в тексте - интертекстуальность.
Пластиковые бутылки, мат - это ризоматичность (все имеет право на жизнь, нет низа и верха, нет иерархии смыслов, смешение жанров, коллажность).
Ну и, конечно, все это вплетено в ткань а-ля древнерусского повествования - это игровое начало в произведении. Я бы не назвала "Лавра" чисто постмодернистским произведением, но элементы присутствуют. Вообще-то собратья Водолазкина по перу наигрались в эти игры лет 10 назад... Видимо, ему стало обидно... Но лучше поздно, чем никогда. wacko1
Такие произведения нельзя воспринимать за чистую монету, ироничность лежит в основании... Просто надо знать законы создания такого рода произведений, тогда потрясений меньше... Играет автор и вас провоцирует на игру.

 
20 Апр 2015 23:36

Страница 135 из 1000