таненка
Татьяна
санкт-петербург
Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) носит имя великого М.В.Ломоносова.
Давайте помнить и того, кто открыл «белое золото» для России, помнить и быть благодарны человеку, который создал русский фарфор. Это Дмитрий Иванович, но не Дмитрий Иванович Менделеев, а Дмитрий Иванович Виноградов.
Первыми научились делать изделия из фарфора китайцы в древние времена (VI—VII века)
Само слово «фарфор» происходит из арабского языка, означает «императорский».
Первым человеком из Европы, который познакомился с фарфором в Китае был венецианец Марко Поло. Его современники поразились и восхитились дивным изяществом и белизной фарфоровых изделий. Тогда в Европе использовали довольно грубую посуду, фарфор быстро приобрел популярность, он стал посудой королей,
Китайцы строго охраняли свой "секрет"
В Европе секрет получения фарфора раскрыли немецкие алхимики из Саксонии, и случилось это только в XVIII столетии.
Всюду производство фарфора было строго засекречено.
Майсенская фарфоровая фабрика поставляла свои изделия к русскому императорскому двору и делала на заказ сервизы для императорских особ.
Императрица Елизавета Петровна (дочь Петра1) много раз покупала дорогущие майсенские изделия, которыми украшала свои резиденции. Она лично поручила барону Черкасову организовать собственную «порцелиновую мануфактуру», и тот верно выбрал исполнителя.
Это был Дмитрий Иванович Виноградов, который только что вернулся в Санкт-Петербург после изучения горного дела в Германии. После загранучебы молодой Виноградов получает звание «бергмейстера» — горного инженера. Но его отдают в распоряжение «Кабинета Ея Императорского величества» и дают непосильную задачу - сделать русский фарфор.
Сын протоиерея суздальского Рождественского собора Дмитрий Виноградов умудрился к своим 27 годам получить первый устойчивый образец фарфора.
Есть такое ископаемое, о котором упоминает В. И. Даль — порцеланит: это «глина, обожженная, под гнётом горных пластов, подземным огнём: фарфоровая яшма». В Европе фарфор стали называть порцелином. Однако, как писал Д. И. Виноградов, «в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно». Ему самому пришлось до секретов производства «через искусство с великими трудами доискиватца».
У Д.Виноградова не было сведений ни о составе фарфоровой массы, ни о самом производстве, которое в Майсене содержалось «весьма тайно». Он достиг успеха только силой своего ума в результате научных самостоятельных опытов. Ученый писал позднее: «Не было такого человека, который бы мне лучшее показать или присоветовать мог».
Виноградову пришлось самому, в одиночку, опытным путем искать необходимые составы и сырье для производства порцелина, Позже он писал: «Заведен я был в такой лабиринт, по которому чрез 10 лет бродя насилу еще теперь бродя выходить начинаю, а той Ариадны нет, которая бы такой клуб ниток дать могла, по которому бы мне без заблуждения на прямую дорогу попастца возможно было».
Дмитрий Иванович Виноградов, создатель русского фарфора изумительного качества и основатель Императорского Фарфорового завода прожил короткую (38 лет), но очень тяжелую и трагичную жизнь.
Д.И.Виноградов (1720–1758) открыл секрет изготовления «белого золота». Он впервые в истории керамики составил научное описание фарфорового производства.
Мальчик Дима имел светлую голову, пытливый ум и цепкую память, поэтому отец отправил его в Москву — учиться в знаменитую Славяно-греко-латинскую Академию. Оказался он в одном классе с Михайло Ломоносовым, который был старше Дмитрия на 9 лет. Но разница в возрасте не помешала молодым людям подружиться, тем более, что они оба проявляли необычайное рвение к учебе — оба за год умудрялись проходить программу трех классов. В числе лучших учеников для продолжения учебы они были отправлены в столицу Санкт-Петербург в Академию наук Российской империи. Прошли и эти годы обучения. Академия приняла решение отправить на учебу в Германию трех самых способных студентов. Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов оказались самыми лучшими кандидатурами.
Правда, они не знали иностранных языков, но президент Академии наук И.А. Корф заметил: «Хотя Дмитрий Виноградов и Ломоносов немецкого языка и не знают, однако еще в бытность свою здесь через три месяца столько научиться могут, сколько им надобно».
Учились молодые люди из России усердно, постигая всевозможные науки и знания. А немецкому языку Ломоносов и Виноградов выучились так, будто в Германии родились.
Виноградов открыл секрет порцелина, и в России появился собственный фарфор, ничем не уступавший иноземному.
Первый рецепт русского фарфора Д. И. Виноградов составил 30 января 1746 года
Виноградов проводил исследования сырья и поиск состава фарфоровой массы, ставил опыты, анализировал.
Все свои многочисленные опыты Виноградов аккуратно записывал в дневник. А записи эти шифровались одному ему известным шрифтом, чтобы никто не мог прочесть, так как состав фарфоровой массы должен был храниться в секрете даже от его помощников. Слово по-немецки напишет, слово — по-французски, а некоторые слова сократит. Виноградов изобрел не только русский фарфор, но и глазурь, придумал краски «огненные».
Под знаком «W»
Чаша работы Дмитрия Виноградова. 4,8х8,6х8,0 см. 1749 год. Находится в собрании Государственного Эрмитажа, поступила из собрания князя А.С. Долгорукого в 1918 г. Чаша - один из первых дошедших до нас образцов "виноградовского" фарфора с личным клеймом изобретателя - "W". Виноградная лоза с гроздьями ягод .
Виноградов разработал технологию производства фарфора, и создал поистине замечательный фарфор, качеством своим изумивший Европу.
Это особенно удивительно, если принять во внимание, в КАКИХ НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ОН ЖИЛ! В силу того, что рецепт фарфора являлся государственной тайной, его никуда не отпускали с завода. Родного Суздаля и свою семью он никогда уже более не увидел, своей семьи он тоже не создал. Он весь отдавался работе и только работе! Одиночество и фактически отсутствие любой моральной поддержки тяжело повлияло на Виноградова. Черкасов требовал фарфор, а когда он был наконец создан, все время требовал увеличить его производство, остальное его не интересовало! Он постоянно подозревал Дмитрия Ивановича в недобросовестном отношении к работе, не желая понимать, что любые трудности и неудачи в столь трудном деле вполне оправданны и законны! Здоровье Виноградова сильно пошатнулось, легкоранимый человек с трудом мог сносить такое обращение.
Предметы из Собственного сервиза Императрицы Елизаветы Петровны, ИФЗ, Санкт-Петербург. 1750-е — 1760-е
Императрица Елизавета Петровна изделия, производимые на заводе, дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков.
С 1756 года, когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственного», принадлежавшего лично императрице.
Директор мануфактуры барон Черкасов, боясь разглашения тайны, установил жесткий контроль и слежку и за простыми «работными людьми», и за самим Д.Виноградовым. В случае любых нареканий, изобретателя секли наравне с подмастерьями…
Черкасов, опасаясь потерять расположение императрицы, если производство по каким-то причинам остановится еще более ужесточил меры. В 1754 году Черкасов велел держать Дмитрия Виноградова во время обжига фарфора у печи, якобы "для неустанного смотрения", и чтобы пока там обжиг идет и спал там! В те дни Виноградов в своем рабочим дневнике одну строчку по латыни, она выразила все его ужасное душевное состояние.
"Ныне меня угнетает тяжесть трудов понесенных,
Краткая младость прошла, рано я стал стариком".
И даже когда фарфор был получен, положение Д.Виноградова не изменилось. После одной из ссор со своим надзирателем блестящий ученый был прикован к цепи и, сидя на цепи, писал свой труд «Обстоятельное описание чистого порцелина»… Это был первый в Европе теоретический труд в области керамики.
Но облегчение страданиям он так и не получил при жизни!
За всю свою жизнь он не был ни разу удостоен какой-либо благодарности или награды. А между тем мануфактура перед смертью Дмитрия Ивановича Виноградова представляла собой вполне налаженное производство фарфоровых изделий различного назначения. Но это стоило, в полной мере этого слова, жизни ее основателю.
Дмитрий Виноградов скончался в 38 лет прикованный цепью к стене.
Проспект Обуховской Обороны,151. Императорский Фарфоровый завод.
Сейчас уже только в Эрмитаже и Русском музее можно найти тончайшие чашечки и табакерки с монограммой «W» — это знак Д.Виноградова,
Главный же труд Виноградова — «Обстоятельное описание чистого порцелина» (фарфора) — был издан только через 200 лет после смерти автора — в 1950 году! Его основные положения и поныне остаются актуальными.