Западная

Светлана
58 лет
Калининград
Дочитала я
Елены Арсеньевой Русскую семейную сагу, там пять книг: Последнее лето. Осень на краю. Зима в раю. Несбывшаяся весна. Год длиною в жизнь. Читаются как единое большое произведение, увлекательный роман о жизни нескольких поколений за столетие - с начала 20 века до начала 21-го. Герои избывают свои хождения по мукам в родном городе, некоем Энске (я так понимаю, Нижний Новгород), в ссылке на Дальнем Востоке, в Харбине, в Париже, на фронтах, в лагерях… Жестокое время революции и войн, репрессий, испытания, ломка судеб, отказ от своего прошлого, утрата корней... Я почему-то ждала от автора бОльшей сентиментальности, но с героями своими она обходится довольно жестко, за недолгие мгновения счастья и любви они платят страданиями. Язык хороший, реалистично без излишнего натурализма. Местами вплетаются детективные линии, в том числе шпионские. В последней книге окончательно развязываются судьбы всех героев, даже второстепенных, переплетенные между собой иногда весьма причудливо. Финал прямо тронул.
Посмотрела, у нее целая куча исторических романов про разные эпохи, почитаю потом еще что-нибудь, понравился автор. Я по отзывам решила, что это чисто дамские такие штучки и не читала ее, а эта вещь понравилась, или она исключение? Девочки, кто читал Арсеньеву, расскажите, на что еще обратить внимание.
Борис Бартфельд. Возвращение на Голгофу. Калининградский писатель, которого могу рекомендовать (среди местных много, конечно, графоманов, как среди всякого провинциального писательского братства, но это – хороший уровень). Для меня вдвойне интересно тем, что действие происходит в Восточной Пруссии, где мы сейчас живем. Август 1914-го, Первая мировая. Август 1944-го, Вторая мировая. Одни и те же места, и молодой штабс-капитан, воевавший в царской армии, уже советским офицером возвращается сюда же, на ту же Голгофу, где не смогли победить немцев тридцать лет назад, и снова противостояние, в котором уже нельзя уступить. Не поставлю в ряд шедевров военной прозы, но неплохо, описан Гумбинненский прорыв Первой мировой, который в литературе не очень отражен, а между тем это был реальный шанс России быстро выиграть Великую войну. Однако русское командование не добило тогда сразу немцев, имея преимущество, и те собрались и отбросили русских из Восточной Пруссии, и исход известен. Впервые за долгое время читала бумажную книгу, не знаю, можно ли найти в электронном виде.
Евгений Дубровин. В ожидании козы. Просто потрясла книга. Двое братьев после войны растут как отвязная безотцовщина, отец погиб на фронте, мать не справляется… и тут отец возвращается, похоронка пришла по ошибке. Радость всем, кроме мальчишек, которых родитель пытается взять в ежовы рукавицы. Братья объявляют ему войну. Опасное послевоенное детство, голодуха, преступность, пацанские радости и горести… Повесть излагается от лица старшего брата-подростка, прекрасным бесхитростным языком, где-то посмеешься, где-то ужаснешься… И вдруг подходит к такому финалу, что просто горло перехватило, как будто на столб налетела, и долго еще была под впечатлением. В 1968 году написана книжка, идет в серии «Советская классика», но читается как современное произведение.