Памятные даты.

Тина2

Валентина

76 лет
Москва
Парень с Таганки

Юбилейный год.
80 лет со дня рождения Владимира Высоцкого.
Написано много воспоминаний, еще много будет сказано. Но очень мало документалистики.
А знаете ли вы, что первый документальный фильм о Высоцком был снят в Таллинне в 1972-м году!
А в те времена это было представить невозможно!..


Таллин, студия ТВ Эстонии, 18 мая 1972 года. Фото Jaan Rõõmus

Известно, что в советские времена (в другие времена ему пожить не довелось) – Владимир Высоцкий был проблемным актером. Речь в данном случае идет не о творчестве. Если говорить о художественном кинематографе, то режиссер, решивший снять Высоцкого в своем фильме, должен был заранее оценить свои возможности – хватит ли у него сил, чтобы "пробить" утверждение актера на роль. Что же касается документального кино, то здесь "табу" были еще круче – считалось, что участие Высоцкого в подобных проектах давало твердую гарантию: "кина не будет".

И вдруг, свершилось маленькое чудо. 15 июня 1972-го года в 22-50 по эстонскому телевидению был показан документальный фильм под названием "Парень с Таганки".
Для реализации своего замысла "парни из Таллина" задумали хитроумную комбинацию, которой, наверное, мог бы позавидовать их земляк, гроссмейстер Пауль Керес.


Таллин, студия ТВ Эстонии, 18 мая 1972 года. Фото Jaan Rõõmus

Идея сделать передачу о Высоцком в редакции молодежных программ Эстонского телевидения сомнений не вызывала: известность актера, с оттенком "запретности" и "подпольности" исполняемых им песен - гарантировала программе самый высокий рейтинг. Но получить командировку в Москву "напрямую под Высоцкого" было непросто. Молодые сотрудники ЭТВ Мати Тальвик и Марк Соосар пошли на хитрость: предложили своему руководству сделать сюжет о телефонистке В.И.Ленина, уроженке Эстонии Альме Анни. "Добро" было получено, сюжет с Альмой Анни отснят. А затем, эстонские парни приступили к главной цели своей поездки – явились в театр на Таганке, представились вахтеру, тот позвонил директору, директор театра – Высоцкому. Колесико завертелось…
Мати Тальвик вспоминает:
- Владимир оказался нормальным человеком, с которым мы сразу нашли общий язык. Он перешел на "ты", приободрил – "давай, старик…".
На следующей стадии "комбинации" необходимо было уговорить главного режиссера театра – Ю.П.Любимова. Здесь все зависело от его настроения. Мог сказать – "забирайте Владимира хоть на месяц", а мог и - "никуда не отпущу". Для "нейтрализации" мэтра сняли 5-минутный сюжет о самом Любимове, показанный по ЭТВ в выпуске "Актуальной камеры". – Пускай съездит на недельку! – щедро разрешил Юрий Петрович.
При обсуждении "материального вопроса" Тальвик и Высоцкий также пришли к полному согласию.
- Сколько заплатишь? – спросил Высоцкий.
- А сколько просишь?
- Месячный оклад!
- Это сколько?
- Сто двадцать рублей.
- Договорились…
(Тальвик опешил. Он сам, "провинциальный", мало кому известный журналист, получал заметно больше. Для справки: в те времена 120 р. получал инженер. Рабочий средней квалификации 150-180. Шахтеры и металлурги – 250-300.).

"Стороны", разумеется, предварительно наметили и программу сюжета. В свободной форме предполагалась беседа о Театре на Таганке, его истории, репертуарных "фишках", о режиссере, актерах. И конечно, - исполнение знаменитых песен.


Телеведущий Мати Тальвик, Марина Влади и Владимир Высоцкий у здания Таллинского телевидения
18 мая 1972 года

"Они гуляли вместе, было здорово и весело, при этом Высоцкий за все время своего пребывания в Таллинне не выпил ни грамма спиртного. Любопытно, что кроме одного человека в городе эту пару не узнал никто, да и тот вначале обратил внимание на Марину Влади. "Бабник был, вот и узнал, она ведь была красавицей", — вспоминал Тальвик.

Особого внимания заслуживает история сохранения видеозаписи выступления. Пленка тогда была в большом дефиците, обычно, по истечении определенного срока, ее использовали повторно. Здесь грамотно сработал видеоинженер Юрий Степуков. Благодаря его "маленьким ухищрениям", о существовании записи постепенно "забыли", а сама пленка перестала числиться на балансе телевидения. А когда появилось новое поколение видеотехники, памятная запись была продублирована.

ВОТ ЭТА ЗАПИСЬ

https://www.youtube.com/watch?v=NqoCub7JAbg

В этом 55-минутном фильме прекрасно рассказано самим Высоцким о любимом театре и своих ролях в пьесах, услышите в хорошем качестве несколько монологов из пьес и песени.
Под руководством Любимова Таганка быстро превратилась в самый авангардный театр страны. Здесь не было занавеса и практически не использовались декорации. В 1960–1970-е годы театр был одним из популярнейших в Москве. Там же начался творческий путь Высоцкого. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым.
При жизни Владимира Высоцкого снимали телекомпании 12 стран.
(Шведы, немцы, австрийцы, поляки, венгры, болгары, югославы, мексиканцы, американцы, французы, итальянцы, японцы). Благодаря этому имеется 12 часов съемок с этих спектаклей.
Если просматривать материалы съемок, то удивляют авангардные приемы режиссера, поющие актеры, владеющие музыкальными инструментами, спортивная подготовка и общность талантов. Дух театра можно видеть в капустниках
P.S. В память о поездке (спустя 40 лет), в 2012 году Марина Влади привезла в Таллинн свой спектакль-монолог "Владимир, или прерванный полет".

 
25 Янв 2018 13:47

Страница 11 из 13