Dosik
Маришка
54 года
Златоуст, Южный Урал
Еще одна челябинская экскурсия! Налетайте!
На этот раз прошвырнемся в Центр исторического наследия ЮУЖД.
Многим моим знакомым известно КАК я нежно и пылко люблю железную дорогу!!! Поэтому посещение экспозиций, где представлена история Южно-Уральской "чугунки", доставила мне истинное наслаждение!!! Столько удовольствия испытала, рассматривая экспонаты, фотографии, изучая документы!!! Чего и вам желаю, при просмотре фотографий. Итак, вперед!!!
Центр открылся не так давно, а именно 1 октября 2020 года. В день рождения Российских Железных Дорог. Символично. Вообще сам музей был основан 7 декабря 1973 года. Но своего, личного, помещения у него не было. Ютился по разным музеям. И вот теперь, собранные за 50 лет, экспонаты обрели свой дом.
Здание Центра уникально, оно одно-единственное в стране. Построили его на территории Челябинского ЖД вокзала. И это логично.
Перед входом нас встречает модель «пароходного дилижанса» Черепановых.
Отец Ефим и его сын Мирон Черепановы- крепостные рабочие Демидовых, приписанные к Выйскому (Нижнетагильскому)заводу. Именно они изобрели первый паровоз и железную дорогу в России.
Внутри здание представляет просторный такой атриум, из центра которого просматриваются все этажи.
Высота от пола до стеклянного купола около 20 метров. Начинаешь знакомиться с экспозицией, плавно двигаясь по спирали от одной эпохи к другой. И незаметно в конце оказываешься под самым куполом.
По ярусам атриума поднимается лента экрана, по которой бесконечно бегут проезда, мелькают полустанки. Первым стартует старинный паровоз, его сменяют более современные поезда, а электропоезд «Ласточка» замыкает "парад".
А теперь экспонаты.
Для затравки выставлены разнообразные модели паровозов:
Они сработаны из различных материалов.
Представлен паровоз в виде самогонного аппарата.
И Златоустовская гравюра на стали не обошла вниманием данный вид транспорта.
Модель первого паровоза Черепановых.
Информационный стенд, рассказывающий кто, когда, где и как произвел на свет первый паровоз. И рядом модель паровой машины (фото, к сожалению не сделали, только видео сняли), подходишь, и она автоматически запускается, наглядно показывая, как работает.
19 января 1885 года правительством России принято решение о строительстве Транссибирской магистрали (историческое название Великий Сибирский Путь). Первоочередной задачей было возведение Самаро-Златоустовской железной дороги.
Демидовские рельсы. 1909 года выпуска.
Старинная фотография путепровода через выемку в горе Косотур возле Златоуста.
Прибытие поезда.
Здесь воссоздана обстановка купе первых пассажирских поездов. А знаете, что спальные места в вагонах впервые появились в 1866 году? А в 1871 году пассажирам начали выдавать постельное бельё и подушки?
Строительство железнодорожного моста.
Комната начальника станции. Подобных уголков в экспозиции немало.
Станционный буфет.
Сигнальный колокол со ст. Челябинск.
Утварь, которой пользовались в те времена.
Модель паровоза.
Здесь представлена погрузка груза в вагоны.
"В ожидании поезда". Челябинский переселенческий пункт. Тысячи людей отправлялись искать счастья в Сибирь, ожидая пересадки на нужный поезд.
Пулемет "Максим". Революция и Гражданская война-тяжелый период для железной дороги. Много путей было разрушено во время боев.
А это знаете что за мясорубка? Это машинка для зарядки пулеметной ленты системы "Максим".
Жезловый аппарат. Использовался на однопутных железных дорогах.
Домкрат. Нет, домкратище!
К 1934 году ЮУЖД – дорога получает второе рождение, развивается и крепнет.
Домашний интерьер тех лет.
С началом Великой Отечественной войны из железнодорожников формируют бригады, которые отправляются на фронт.
В Челябинске, Златоусте, Оренбурге и Петропавловске своими силами изготавливают бронепоезда.
Телетайп.
Коммутатор для проверки оборудования телефонной станции.
Коммутатор.
Здесь выставлены телефонный коммутатор, телетайп, селекторный переносной железнодорожный телефонный аппарат.
Фирменная табличка Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Модель парового крана.
А это... Да, да, да... Деревяшка!!!!
"Опять от меня сбежала последняя электричка..."
Приемник из детства...
Наверняка многие помнят его.
Справочный аппарат. Такие стояли когда-то в зале ожидания вокзала.
Скоростемер локомотивный.
Обширная экспозиция повещена фирменным поездам ЮУЖД. Это вагончик скорого поезда "Южный Урал" №13 Челябинск-Москва.
Вагон купе поезда "Южный Урал". Трудно поверить, что это модель, а не настоящее купе в поезде. Колеса стучат на стыках, за окном мелькают уральские пейзажи, полустанки, и вот: "Поезд Южный Урал, сообщением Челябинск-Москва прибывает на станцию Златоуст". И за окном появляется родной вокзал. Сватья моя, услыхав это, аж подпрыгнула. "Ура, кричит, Мы в Златоуст приехали!!"
Вагон-ресторан «Челябинского экспресса» курсирующего до Санкт-Петербурга.
Витрины с посудой и сувенирами фирменных поездов.
Таблички поездов.
Макет железнодорожного вокзала Челябинска, построенного в 1965 году. Здание считалось одним из самых красивых в СССР.
Фото старых и новых зданий вокзалов. Златоуст вверху, внизу Бузулук.
Макет железнодорожный.
Стоит нажать кнопочку, и все оживает. Зажигаются огни на полустанках, по путям бегут мини-поезда, машинки едут по дорогам..
Очень залипательная штука!!!!!
А это куклы проводники!
Цент оборудован мультимедийным оборудованием.
Интерактивные экраны напичканы потрясающими старыми фотографиями и видеоматериалами, документами.
Можно часам зависать у экранов, так это захватывающее интересно и познавательно!!!
Тренажер-симулятор "Ласточка". Можно почувствовать себя машинистом.
Есть в музее "Капсула времени", в ней можно парить над Южным Уралом.
Это фото станции Вязовая.
Музей очень и очень впечатляет! Столько интересных, раритетных экспонатов, фото, документов!!
Поднявшись на самый верх, проходя за несколько часов эпоху за эпохой, вниз спускаешься в стеклянной кабине лифта за считанные секунды.
И немного тематических фото.
Старинное здание вокзала станции Златоуст.
А это современный вокзал, построенный в 80-е годы прошлого столетия. К сожалению старое здание снесли..
Приятного просмотра! Это еще не все!