Левитан
Ирина
59 лет
Реутов Московская обл
Здравствуйте.
Сегодня вечером снова была на лекции о кино. В камерном зале филармонии.
На улице метёт снег. На Триумфальной площади у филармонии занесло все скамейки, подсветка пытается пробиться сквозь сугроб
В прошлый раз была лекция о "Трёх мушкетерах" Макса Линдера
https://forum.say7.info/post6624730.html#6624730
Сегодня об ещё одном шедевре немого кино "Сломанные побеги" Дэвида Гриффита. Фильм 1919 года.
Гриффит снял много кинокартин, шедеврами считаются "Рождение нации", "Нетерпимость" и тот, что я сегодня смотрела "Сломанные побеги".
До Гриффита хронометраж фильмов был небольшой, минут по 7, однобобинные - закончилась плёнка на бобине, всё, съемки фильма закончились, у Гриффита по полтора часа и даже больше трёх часов фильмы. Ему говорили " публика не пойдёт, длинное кино вредно для зрения, люди не захотят его себе портить". Однако, "Рождение нации" на 3 часа - один из самых коммерчески успешных фильмов всех времён по сегодняшний день, если, конечно, перевести курс денег к одному знаменателю, ведь когда-то и 100 долларов были большими деньгами, на них можно было купить гораздо больше, чем сейчас, а гонорары звёзд были с меньшим количеством нулей.
"Рождение нации" про ку-клукс-клан, наш лектор провёл параллели между отменой рабства и нашей отменой крепостного права. Негры, ошалевшие от свободы и не знающие, что с ней делать, жгли дома бывших хозяев, нападали на белых женщин. Как расценивать появление ку-клукс-клана тогда? Как проявление расизма? Гриффита за этот фильм и сейчас называют расистом. В ответ на критику "Рождения навии" Гриффит снял "Нетерпимость" - фильм о четырёх исторических событиях, начиная с распятия Христа.
Отмечу, что все эти фильмы были немыми. И сыграли большую роль в развитии кинематографа. Вообще, любое другое искусство, например, живопись, развивалось тысячелетиями. А кинематограф шёл семимильными шагами, ему всего-то 100 с небольшим лет.
Так, вернусь к фильму, который сегодня смотрела - "Сломанные побеги". На первый взгляд, наивная мелодрама - несчастная любовь, страдания положительных героев от злых отрицательных героев, в конце все умерли. Но это начало источник, из которого выросли современные мелодрамы.
Фильм длинный, полтора часа. Смотрели под живую музыку.
В главной роли Лиллиан Гиш. Фильм 1919 года, на фото она в 1921 году
Раньше, как и сейчас, режиссёр брал талантливого актёра/актрису, и выращивал из неё звезду. Только сейчас (со слов нашего лектора) берут почему-то бездарностей и растят из них звезд.
Звезда немого кино Мэри Пикфорд привела к Дэвиду Гриффиту начинающую актрису Лиллиан Гиш и сказала "вот, из неё делай звезду".
Много лет спустя Лиллиан Гиш сравнит их отношения с Дэвидом Гриффитом с героями рассказа Джека Лондона, где супружеская пара договорилась жить целомудренно, чтобы накалить страсть до предела. И когда наступил момент, то после поцелуя не наступило ничего. Так и у Лиллиан с Дэвидом, любовь на расстоянии. И только в 1947 году (Гриффит умер в 1948-м) он попросил поцелуя... и дальше ничего не случилось, не зажглось(
Хотя на съемочной площадке как режиссёр Гриффит то мог пулять в воздух из пистолета, то валяться в актёров в ногах, вымаливая прощение.
Да уж, ещё раз убеждаюсь, что гениальность и шиза ходят где-то рядом друг с другом.
Вот не помню из лекции, кто сказал и слова о Гриффите, но смысл в том, что шедевры создают униженные люди, они тоньше чувствуют, в них чувствительнее душа. Имелось ввиду, что детство и юность Гриффита были тяжёлыми и невезучими. Сытые и благополучные не способны на великое. Да уж, всё из детства, всё из детства...
Что ещё про Гриффита? Он считается основателем монтажа, его называют и великим изобретателем, и, одновременно, великим плагиатором. Как-то один оператор упрекнул его в воровстве идей. Гриффит предложил оператору снять свой фильм, оператор так и сделал, фильм провалился. Не было в его монтаже драматургии, а это, со слов Гриффита, и есть самое важное в монтаже. Да, Гриффит брал чужие идеи, но только как инструмент, чтобы создать своё.
Подытожу, на заре кинематографа режиссеров всяких было много, но только идеи и работы нескольких стали основой современного кино, среди них и Дэвид Гриффит.
И в завершении скрин с сайта филармонии с фамилиями музыкантов и ведущего