Лючана
Елена
45 лет
Россия
Из Иркутской газеты.
В первый день весны в иркутской областной больнице прервалась жизнь трехлетнего мальчика Никиты Чемезова, искалеченного собственными родителями до состояния комы. В бессознательном состоянии мальчик провел почти 11 месяцев.
«Никита был весь синий»
6 апреля 2009 года ближе к полуночи в иркутскую областную больницу из поселка Мальта Усольского района поступил избитый ребенок — Никита Чемезов. Двухлетнему пациенту диагностировали черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, перелом основания черепа, ожог передней брюшной стенки и множественные гематомы на теле. Малыш был уже в коме 3-4 степени, и неизвестно, сколько времени в таком состоянии он пробыл дома. Врачи успели на исходе первых суток провести трепанацию черепа, с 8 апреля начали делать перитонеальный диализ и прочие процедуры.
«Никита был весь синий: с головы до пальцев ног! Я таких гематом никогда в жизни не видела. Голова его была от лба до шеи синяя. На животе — ожоги от сигарет», — рассказывает член иркутской инициативной группы, мать двоих детей Оксана Хачатурова, которая одна из первых посетила Никиту в больнице.
Состояние мальчика было предельно тяжелое: он не мог самостоятельно дышать и глотать, поэтому дыхание осуществлял аппарат искусственной вентиляции легких. Питательные смеси ребенку вводили в жидком виде — через зонд. Учитывая тяжесть состояния Никиты, больница предложила крестить мальчика. 9 апреля таинство совершил православный батюшка.
Родители Никиты пытались свалить вину на прабабушку мальчика, с которой он жил до двух летХарактер повреждений на теле малыша говорил о том, над ним издевались на протяжении нескольких месяцев. По подозрению в избиении и истязании ребенка в апреле были задержаны 23-летняя Олеся Чемезова и 26-летний отчим Владимир Шишкин. Предположительно, родители тушили сигареты о тело мальчика, заставляли его отжиматься до изнеможения и нещадно били. Семья, до недавнего времени проживавшая в Зиминском районе, уже находилась на учете в милиции. Вину за состояние Никиты обвиняемые пытались свалить на прабабушку мальчика, с которой он жил до двух лет в городе Зима.
15 апреля в больнице провели консилиум главных детских специалистов-экспертов министерства здравоохранения Иркутской области. Минздравсоцразвития России направило в Иркутскую область одного из ведущих специалистов в области нейрохирургии, доктора медицинских наук, профессора Аркадия Мытникова.
16 апреля появились хорошие новости: Никита стал дышать сам, поэтому его отключили от дыхательного аппарата. Спустя неделю убрали и трубку, через которую поступал воздух. Однако неоднократные электроэнцефалографии показывали, что мозг ребенка неактивен.
Вокруг Никиты начался ажиотаж. Анонимные активисты обращались в федеральные органы с просьбой перевести мальчика в столичные клиники, предполагая, что в Иркутске мальчику плохо оказывают помощь. О том, что транспортировка ребенка опасна для его жизни, народ как-то не подумал. В итоге консилиум врачей областной больницы решил не переводить Никиту в другое учреждение. Кроме того, мальчика положили в отдельную палату, чтобы исключить попадание инфекции в его ослабленный организм.
Все же в конце июля в иркутскую больницу по заданию министра здравоохранения РФ приехала бригада врачей из Института нейрохирургии им. Поленова (Санкт-Петербург). Столичные специалисты подтвердили правильность всех заключений местных врачей.
14 сентября в Усольском городском суде начались предварительные слушания уголовного дела в отношении матери и отчима Никиты. Их обвинили по пяти статьям. Олесе Чемезовой предъявлено обвинение по ст. 125 УК РФ (Оставление в опасности), ст. 156 УК РФ (Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего) и ст. 115, ч. 1 УК РФ (Умышленное причинения легкого вреда здоровью), а отчиму Владимиру Шишкину — по ст. 111, ч. 2 УК РФ (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 117, ч. 2 УК РФ (Истязание). По словам судьи Людмилы Борзенковой, каждая статья предусматривает лишение свободы обвиняемых. Точный срок будет известен после вынесения обвинительного приговора.
24 января Никите исполнилось три года. С пожеланиями здоровья и подарками к нему пришли члены иркутской инициативной группы.
В конце февраля у мальчика началось легочное кровотечение. Длительный прием антибиотиков нарушил кроветворную деятельность организма. 28 февраля Никиту снова перевели на аппаратное дыхание. 1 марта, за пять дней до операции, которую должен был провести швейцарский нейрохирург, Никита Чемезов умер. Точная причина смерти и дата похорон будут известны после вскрытия.
Мать Никиты свою вину признает частично, мужчина все отрицаетСейчас отчим Владимир Шишкин находится под арестом, а Олесю Чемезову, лишенную родительских прав, выпустили из следственного изолятора под подписку о невыезде и надлежащем поведении. В связи со смертью Никиты отчиму будет предъявлено новое обвинение. Пока ему вменяется ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). Кроме того, будут назначены дополнительные экспертизы, а дело перенаправлено в следственный отдел. Мать Никиты свою вину признает частично, мужчина все отрицает.
За 11 месяцев никто из родственников не поинтересовался здоровьем Никиты, кроме 80-летней прабабушки Надежды Георгиевны, которая каждые 10 дней самостоятельно добиралась из Зимы до Иркутска. В очередной раз она хотела навестить правнука ближе к операции. Не успела.
«Никита перевернул жизнь многих»
Случай с Никитой Чемезовым всколыхнул российскую общественность. Только за первую неделю пребывания его в больнице в лечебное учреждение поступило более 900 сообщений и несчетное количество звонков. Состоянием мальчика интересовались жители Италии, Венгрии, эмирата Катар, США, Бельгии. Более того, три женщины были готовы усыновить ребенка. «Видимо, Никитка стал той последней каплей, которая переполнила чашу терпения народа, причем в такой кризисный период. Честно говоря, за долгие годы работы такой отклик я встречаю впервые», — говорил в интервью Тайге.инфо лечащий врач Чемезова, завотделением реаниматологии областной детской больницы, президент Ассоциации анестезиологов-реаниматологов Иркутской области Геннадий Гвак.
В то же время в Иркутске три человека создали инициативную группу для оказания конкретной помощи искалеченному ребенку. «Я услышала о Никите по телевизору 6 апреля, а 7-го была уже в больнице», — рассказывает Оксана Хачатурова.
Вскоре общественная группа объединила около 400 людей из Иркутска, Томска, Новосибирска, Витебска, Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, а также из Украины, Германии, Англии и многих других мест. Вместе им удалось собрать почти 4 млн рублей, а также необходимые малышу памперсы и одежду. На эти деньги весной был куплен портативный прикроватный монитор для Никиты. В 2010 году 1,5 млн рублей планировалось потратить на оплату операции швейцарского нейрохирурга, а также на лекарства. Сейчас эти средства пойдут на организацию похорон мальчика.