Ritiko

Рита
62 года
Киев, Украина
Лиза
Joolasja
Девочки, спасибо вам огромное, что находите время и посещаете эту страничку!

Все слова принимаю с благодарностью!
Приношу вам и всем остальным извинения за опечатки, допушенные мною, которые стараюсь исправлять.
Итак, ботсад на набережной встретил меня цветущими нарциссами...
наблюдая, как они колышатся на ветру, помахивая своими красивыми желтыми головками,
я вспомнила, что недаром существует легенда о мифической красоте греческого юноши Нарцисса, сыне речного бога и нимфы, из крови которого родился цветок
эти цветы - тому яркое подтверждение
По соседству я увидела вот такие садовые тюльпаны
их красные головки приветственно помахивали на ветру
вот кому я несказанно обрадовалась, увидев,
Боже мой, васильки, - прошептала я. И почему-то заплакала: вспомнилось детство, проведенное в деревне у бабушки, когда сердце было наполнено радостью бытия постоянно и, казалось, что вот-вот разорвется от счастья. Вспомнилось колосящееся пшеничное поле, внутри которого росло множество васильков - как будто поле смотрело на мир своими бездонно голубыми, как небо, глазами. И можно было бежать и бежать среди этой красоты и представлять себя птицей, вот-вот готовой оторваться от земли и взлететь. А потом, скошенное поле воспринималось мною, как содранная рана на теле, и, сидя в стогу, я плакала, вместе с моросящим дождем, о безвозвратно потерянной возможности счастья вот так, вместе с васильками, лежать и смотреть в небо...
Но вернемся к цветам: куда не посмотри - какая-то непостижимая тайна природы
запечатлена в каждом цветке
Если спросишь:
В чём душа
Островов Японии?
В аромате горных вишен
На заре…
Мотоори Норинага
(1730-1801)
зари здесь не было, но было не менее красиво
сакура расположена рядом с беседкой, предназначенной для отдыха и приема пищи, чтобы можно было, во время трапезы, вдоволь насладиться едой и получить еще при этом и эстетическое наслаждение
от окружающей красоты.
Я повернула обратно, чтобы идти в противоположный конец ботсада, к плантации тюльпанов.
Первыми мне встретились вот эти гордые черно-красные красавцы. Их цвет напомнил мне сочетание цветов в одежде торреадора
И такое странное соседство - такой резкий переход от яркого к совсем нежному бело-розовому
Я поняла, что такое соседство выделяло и еще больше подчеркивало яркость и индивидуальность каждого вида
И снова повторюсь: какая-то непостижимая тайна природы запечатлена в каждом цветке
и я все силилась ее понять
и потом поняла,
что может быть не стоит совершать эти усилия
а нужно просто принять это, как подарок свыше
и наслаждаться,
наслаждаться
И напоследок - возвращаясь домой я увидела в небе воздущного змея
. Было что-то символичное в этом знаке - удалось ли полетать вам, вместе со мной во время нашего "виртуального путешествия" в загадочную страну цветов и красок, каждый решает для себя сам...
Ну вот, немного передохнула и снова - в путь!
Бонсаи – мгновения жизни и пространства!
Согласно основным восточным философско-религиозным доктринам, главная цель регулирования духовного состояния человека – обретение им состояния покоя и гармонии с миром. Процесс создания бонсаи воспитывает это спокойствие.
В японском языке слово «бонсаи» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания миниатюрных растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке.
Термин «бонсаи» появился в Японии в конце девятнадцатого века под влиянием японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию. Но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки искусства бонсаи лежат в ещё более древней китайской традиции.
В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи (пэн-цаи). Японцы переделали это название на свой лад; миниатюрные деревья они стали называть бонсаи.
Однако, заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы превратили бонсаи в поразительное явление своей национальной культуры.
К моменту проникновения в Японию пенджингов из Китая, японцы создавали сады для созерцания – «сима» (то есть, «острова»). Это были стилизованные «фрагменты» моря с разбросанными по нему островами. Иногда художники с точностью копировали конкретную бухту, создавая пруды с большим островом и несколькими мелкими островами. (Такой приём до сих пор используют для создания садов в восточном стиле). Иногда такие ландшафты создавали «всухую», расставляя камни по поверхности песка. Самый известный такого рода " Сад камней Реанджи" в Киото.
Японское преклонение перед природой, соединившись с идеями китайских художников, породило бонсеки («камни на подносе»): на поднос насыпали песок, а затем живописно расставляли по нему камни причудливой формы.
Первые изображения живых растительных миниатюр были обнаружены в эмакимоно – древних свитках с картинками, изображающими, кроме прочих сюжетов, «жития» буддийских святых.
В свитке, датируемом 1309 годом, изображён «поднос» с низкими бортиками. Дно «подноса» покрыто крупным песком и небольшими причудливыми камнями, а на них установлены плошки с сосной и цветущей сливой. Рядом располагается бонсаи из трав, подчёркивающих благородство и древность сосны. Поодаль, в другой плошке, установлен камень и посажена трава.
Эти принципы лаконичного намёка на прекрасные природные ландшафты сохранились до наших дней и используются всеми мастерами-«бонсаистами» для демонстрации своих творений.
С конца XII века всё бoльшую роль в жизни японского общества стала играть одна из сект буддизма - дзэн. А один из принципов дзэн-буддизма - принцип тождества небесного («божественного») и земного («низменного»).
К концу XIV века дзэнская культура в значительной мере сделала бонсаи «мирским» занятием. Маленькие деревья-символы перестали быть храмовой святыней, а их выращивание уже не считалось священнодействием, недоступным простым смертным. Поэтому из монастырей увлечение бонсаи постепенно проникло во дворцы японских аристократов, а затем и в дома самураев. А к началу XIX века искусство бонсаи стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хати-но ки – «деревья в мисках».
Большую роль в становлении искусства бонсаи как национальной традиции сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсаи. В годы его правления (1868 – 1912 гг.) выращивание бонсаи было возведено в ранг искусства, и тогда же появился термин «художественный бонсаи».
После страшного землетрясения 1923 года тридцать семей профессиональных художников бонсаи переехали из Токио на северо-восток страны. Они поселились в лесном районе, на окраине
города Омия. В 1926 году там была создана Национальная коллекция бонсаи, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.
Получив название «Деревня бонсаи», Омия постепенно стала мировым центром выращивания миниатюрных деревьев. Сюда стали приезжать любители искусства бонсаи со всего мира.
Бонсаи завоевал прочные позиции в ряду других искусств после проведения Национальной выставки бонсаи (март 1934 года) в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения.
Эта выставка, впервые проведённая обществом любителей бонсаи Кокофу, стала ежегодной. И в современном мире это самая престижная и знаменитая выставка бонсаи.
В 1934 году общество любителей бонсаи Кокофу было преобразовано в Японскую ассоциацию бонсаи.
Миниатюрные растения впервые привлекли мировое общественное внимание на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Эти бонсаи стали откровением для всего мира и впервые продемонстрировали искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с Олимпийских игр в Токио (1964 г.) и после Всемирной выставки в Осаке (1970 г.), где было представлено 1190 живых шедевров, бонсаи начинает завоёвывать сердца любителей прекрасного во всем мире.
Долгое время искусство бонсаи в Японии считали занятием зрелых мужчин – полагали, что исключительно лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсаи как искусство, достичь в нём совершенства.
Время вносит свои коррективы: теперь не только зрелые аристократы и самураи, и не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсаи или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.
Японские мастера бонсаи также изучают и совершенствуются в искусстве чайной церемонии, в создании икэбаны, в боевых искусствах.
( моя искренняя благодарность автору текста А.Абрамову, сайт
http://www.gardenia.ru)
Итак, мы с вами отправляемся в город Омия.
Омия — второй по величине и значению город префектуры Сайтама. Омия своим происхождением обязана храму, посвященному богине Хикава. Об этом свидетельствует и само название города — Омия (Большое обиталище божества). Храм был воздвигнут более 2 тысяч лет тому назад и почитался как главное синтоистское святилище в провинции Мусаси (Musashi — прежнее название Сайтамы). Городской статус Омия получила лишь в 1940 году. Город активно рос, поглощая соседние деревни, и ныне превратился в крупный коммерческий и медицинский центр с населением 404 тыс. человек. Недалеко от станции расположена т.н. Деревня бонсай (Bonsai Village) — одна из крупнейших в Японии ферм по выращиванию миниатюрных растений (бонсай).
Омия находится от Токио на расстоянии 30 км в противоположную от Чибы сторону. Мы живем в 23 км от Токио, но в виду того, что дороги оснащены огромным кол-вом светофоров, средняя скорость продвижения составляет 40 км. До Омии мы добрались только через 3 часа. К сожалению мы не сразу обнаружили так называемую деревню, пришлось немного поплутать. Деревней оказался небольшой район частных домов, во дворе которых и разместились садики-открытые плошадки-магазины с расставлеными на деревянных настилах горшками и деревцами. Так как мы попали только к 12 часам дня, и не сразу нашли указатели расположения домов деревни, а постепенно стали входить в открытые ворота домов, то, к сожалению, некоторые ворота уже были закрыты и мы не смогли ознакомиться со всеми, находяшимися в этом месте экспонатами. Но любой опыт положителен, даже отрицательный. В следующий раз, обязательно, учтем все наши ошибки, и, с большим удовольствием, вернемся вновь, чтобы более детально рассмотреть уже виденное, и ознакомиться с тем, что было недоступным сегодня.
Итак первый дом...
Я быстренько вошла и присела возле первого деревца (как их много на самом деле!)
Я не буду перечислять вам стили, об этом есть информация на сайтах, посвященных бонсай. Таблички с названием породы дерева нам не попадались, а с названием стиля тем более, изредка только со стоимостью. Стоимость зашкаливала!!!
В качестве художественного эталона в бонсай выступает живая природа, поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы «растение на подносе» напоминало кусочек природы, кусочек ландшафта. В Японии сформировались условные стили и правила, следуя которым легче продвинуться вперёд, а также избежать грубых ошибок. Исправление же ошибок, буде оно вообще возможно, отнимет очень много времени в этом очень-очень неспешном искусстве.
Горшок-плошка, или контейнер, должен гармонично сочетаться с обликом растения. Это единственное требование. Мастера используют для выращивания даже плоские блюда или подносы и красивые камни.
Окончательную, близкую к совершенству, картину бонсай могут придать мох, камни, коряги.
Пропорциональные растению декоративные добавки помогают создать определённое настроение, усиливают мотивы, задуманные в ландшафте.
Формирование бонсай – это и есть единственное средство приближения бонсай к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера. Это жизнь самого бонсай.Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.
Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсай стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.
Сверхзадача, которую ставят перед собой при выращивании бонсай – добиться впечатления естественного и гармоничного образа дерева, воплощающего в себе постоянство и изменчивость, стабильность и движение.
Искусство бонсай сложное и требует очень много терпения, ведь надо вырастить миниатюрное растение, которое будет повторять облик взрослого. Нередко на создание такого деревца уходят десятки лет!!! Существует мнение, что, выращивая бонсай, над растением всячески издеваются, подвергают разнообразным лишениям. Это не так! Если растение слабое и больное, из него нельзя будет вырастить бонсай. Поэтому бонсай это нормально развивающееся растение, которое формируется в течение всей своей жизни.
Клены
Бонсай бывает абсолютно разных форм, главное условие - это напоминать форму взрослого дерева.
Также различаются и размеры: от 5 до 120 см.
Это сын мастера, которого мы застали за работой. Мастер еще может иметь и учеников-помошников, которые за отдельную плату проходят обучение от 3-х др 5-ти лет, а может доходить и до 20-ти.
В Китае, более пятнадцати веков тому назад ставшем колыбелью искусства, и в Японии, где выращивание миниатюрных деревьев в плошках достигло необычайно высокого уровня, этот жанр имел более глубокий философский подтекст. Он исходил из восточно-азиатского восприятия мира как космического единства. Его основой было постоянно обновлявшееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму.
Бонсаи были реализацией принципа "посредством малого видеть великое", что означало умение на маленьком пространстве отразить бесконечность природы.
Маленькое деревце должно было иметь гармонические пропорции большого дерева, свободно растущего в лесу, на морском берегу или дерева, растущего на горном склоне
и исхлестанного ветрами.
На этой основе возникли различные стили и техники, основанные на прекрасном знании законов природы. Особое внимание уделялось деталям и способности проникнуть в суть явления и жизни, а потом выразить все с помощью намека и символа.
Развивалась терпеливость и одновременно освобождалась интуиция, так необходимые в любой художественной деятельности. Длительное обучение превращалось в мастерство, результатом которого являются столетние бонсаи, около которых и сейчас каждый останавливается в немом восхищении.
Совершенное миниатюрное дерево в плошке в Китае, Японии и других странах Восточной Азии ценятся так же высоко, как картина или скульптура.
Они передаются в семье из поколения в поколение. Дерево постоянно совершенствуется благодаря чутким прикосновениям человеческих рук, никогда не достигая окончательного неизменного вида.
Возраст деревца бонсай - один из ключевых его параметров, но, в отличие от точных характеристик (породы дерева, стиля, в котором оно сформировано, и линейных размеров), возраст бонсай бывает достаточно условным. Среди специалистов даже бытует понятие «возраст на вид», которое часто важнее для оценки дерева, чем его реальный возраст. Так и говорят: «Этой сосне на вид 150 лет», хотя на самом деле ей может не быть и 30. Умение «состарить» бонсай, придать ему черты дерева, видавшего виды, и составляет основу технической части этого неспешного и сосредоточенного занятия. Справедливости ради надо сказать, что бывают и по-настоящему старые бонсай, возраст которых порой достигает нескольких сот лет. В Японии такие живые реликвии передают в семьях из поколения в поколение, и стоят они, разумеется, немалых денег.
Что же в миниатюрном деревце убеждает нас в его, возможно, почтенном возрасте? Да те же черты, что и у настоящего старого дерева в природе или в саду: толстый, корявый, иногда наклонный ствол, низко и чаще всего горизонтально расположенные ветви, порой - различные повреждения и увечья, например дупла или сухие ветви в кроне. Добиваются этого самыми разными приемами: нещадной обрезкой, закручиванием ветвей проволокой, расщеплением стволиков, сдиранием коры и т. п. Звучит зловеще, не правда ли? Интерес к бонсай привел к распространению множества заблуждений и ложных стереотипов, согласно одному из которых дерево всю жизнь «мучают», не давая расти свободно. Но ведь никому не приходит в голову жалеть, например, помидоры, которые пасынкуют. При надлежащем уходе бонсай живут порой дольше, чем их сородичи «на свободе».
Бонсай можно сделать практически из любой древесной породы, несколько сот самых обычных видов деревьев подходят для того, чтобы усилиями мастера из них можно было бы выполнить бонсай, включая даже породы средней полосы. У каждой из них есть свои преимущества. Хвойное выглядит приблизительно одинаково в течение всего года; зато только листопадное деревце «переживает» времена года: сменяет зеленую окраску на яркую осеннюю, зимой радует взгляд прозрачным силуэтом ветвей, а весной вновь покрывается свежей зеленью.
Сделать бонсай из карликового или медленно растущего растения очень сложно - действительно придется ждать всю жизнь. Чем интенсивнее рост дерева, тем скорее оно скомпенсирует «хирургическое» вмешательство мастера: зарастут срезы и следы от проволоки, быстрее сформируются распростертые ветви, увеличится диаметр стволика и даже легче будет исправить ошибки, если такие допустит новичок в этом деле.
По этой же причине и уход за бонсай должен быть достаточно интенсивным и регулярным. Да, рост корней деревца сдерживается, как правило, объемом плошки, но все же это его отдельная «жилплощадь», и в остальном растение не должно терпеть никаких лишений: небольшой объем почвы быстро пересыхает, поэтому для бонсай важен обильный и частый полив. При таком режиме полива из почвы вымываются питательные вещества, поэтому не менее важно для бонсай и регулярное удобрение. Обрезки и прочие физические воздействия для формирования дерева требуют определенных навыков. Важно лишь, чтобы все операции были точны, осмысленны и доведены до конца.
Один из символических смыслов искусства бонсай - непокорность слепым и не ведающим справедливости силам природы, крепость духа, стойкость перед ударами судьбы. Говорят, что в выращивании бонсай добивается успеха только тот, кто обладает внутренним стержнем, благожелательностью, мудростью, не говоря о настойчивости, последовательности и терпении. Бонсай учит наблюдательности, воспитывает вкус и обостряет чувство гармонии. Маленькое деревце способно открыть человеку внутренний взор: простое наблюдение за физическим объектом превращается в созерцательность - способность видеть глубже. Самое сложное в искусстве бонсай - совсем не приемы формирования деревца, которые можно освоить, почитав соответствующую литературу и немного потренировавшись, и не уход, в принципе сводящийся к стандартному набору операций. Самое сложное - как раз видение, точнее - предвидение. Мастер-бонсаист должен на годы вперед представлять себе «план» развития деревца, но и это еще не все. В отличие от скульптора, которому нужно от глыбы мрамора «просто отколоть все лишнее», творец бонсай не должен забывать, что перед ним - живой организм, растение, в самом названии которого заложена его уникальная особенность - непрерывность роста.