elenayork

Elena
West Yorkshire, UK
Путешествие по английской школе
Дорогие форумчане,
случилось так, что недавно мне пришлось немного поработать в английской школе: у русскоязычного мальчика (из Латвии) были проблемы. Т.е. ребенок приехал и - сразу в школу, а по английски ни слова. А ребенку 6 лет (в Англии дети идут в школу с 5 лет), и родители ничем помочь не могут, т.к. сами с английским не очень дружны.

И вот раз в неделю в течение месяца (это была инициатива школы, чтобы помочь ребенку, а мне это оплачивалось) ездила в школу: сидела весь день с мальчиком на уроках, была на перемене и имела возможность посмотреть английскую школу так сказать изнутри.

Сразу хочу оговориться, что не собираюсь сравнивать английскую школу с русской или какой-нибудь другой. Это просто мои впечатления и наблюдения. И еще - вы совсем не увидите детей на снимках: фотографировать детей запрещено, только с согласия родителей, и когда я попросила разрешения фотографировать, то сразу сказала, что детей на снимках не будет. Здесь к этому подходят очень строго.
Во всех школах, в любых странах – детей учат не только читать и писать, но доброте, отзывчивости и всему тому, без чего жить невозможно. Но в каждой стране по своему. И вот английская школа. Начальная. Надо сказать, что школа непростая, перед ее названием стояли буквы
CE. Я не знала что это такое, спросила у мужа, говорит Church of England. Т.е. школа под патронажем английской церкви. К сожалению, нет фотографии школы снаружи, но она небольшая, одноэтажная. Попасть в школу постороннему просто так невозможно: стеклянные двери автоматические, система защиты, постоянно есть вахтер, и даже на территорию школы просто так не пройдешь – т.е. дети защищены. Входим - школьный коридор.
Ощущение яркости, легкости, красочности – и это не только в коридорах, но и в классах. А как же – ведь дети то маленькие (с 5 до 11 лет), чтобы ребенок не уставал и больше радовался. В коридоре стоит крест, но посмотрите – он составлен из фотографий учеников школы
А рядом еще один крест поменьше, на нем уже фигура Христа. В общем-то это не распятие в строгом понимании. В классах тоже есть крест (фотография ниже), на нем может быть лицо Христа, но опять-таки - не такое распятие, как принято в Православии или Католичестве.
Мне кажется, я понимаю в чем дело: т.е. чтобы, когда ребенок глядел на крест, ему не было страшно, поэтому и кресты такие красочные, не печальные.
Открываем дверь класса, где учится наш мальчик, – и на двери по английски лозунг, который меня покорил!
Я бы взяла его как лозунг для жизни. “Remember! No problem is too big, they can all be solved! Just asked someone!” – “Запомни! Нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить! Только обратись к кому-нибудь!” И еще на двери фотография человека, с каким-то молоточком в руках (прошу прощения, не знаю, как это называется) на фоне гор
Это геолог в прошлом, а в настоящем vicar – школьный священник. Он приходил как-то в класс, учительница представила его детям (т.е. это был первый визит, хотя дети учатся 2-ой год), и свою первую встречу он посвятил … Как вы думаете, чему? … Рассказу о своей предыдущей профессии, о том, как он был геологом. Т.е. никакого форс-мажорного погружения в религию.
И еще несколько слов о воспитании. Каждый день в 11 часов все классы идут в актовый зал (он же спортивный, он же столовая) на assembly – собрание. Входят, в зале звучит музыка – аудиозапись: детские веселые голоса поют, это молитва, но на современном английском языке, очень простые, доступные для детей слова под веселую современную мелодию (а когда собрание заканчивается, оно очень небольшое по времени, то все встают и под аудиозапись поют ту же молитву). Дети входят в зал в сопровождении учителей и рассаживаются на полу (в начальной школе так принято, даже в классе на каких то моментах урока дети сидят на полу). Учителя садятся на скамейки по бокам зала или на стульчики. И затем перед всеми выступает или директор школы, или священник, причем необязательно священник этой школы. О чем выступление? Приведу 2 примера из тех дней, когда я была на assembly. Vicar начал свою речь так: он обратился к детям и попросил их назвать самые важные слова в английском языке. Я усиленно стала соображать: Англия, королева … . А дети сразу же говорят: “Sorry, please, thank you!” (извините, пожалуйста, спасибо!). Мне кажется, это чисто английский вариант воспитания. Ну, где еще, в каком языке и в какой стране самыми важными словами будут - извините, пожалуйста, спасибо? В целом же очень небольшая речь священника (минут на 10) и о Боге, и о жизни в целом. Он как бы дает детям переспективу как жить – что надо соблюдать общечеловеческие правила, ценить то, что нам дает Господь каждый день. Но каждый раз – какая-нибудь новая тема, новый подход к ней. А директор школы (мне кажется, ей лишь чуть-чуть за 30, т.е. совсем молодая женщина) на одном из первых assembly, где я была, вдруг представила меня детям (это было неожиданно для меня), но не сказала им из какой я страны, а попросила меня сказать на языке моей страны то, что она произнесет по английски (слова приветсвия и добрых пожеланий). А затем попросила детей догадаться на каком это языке. Не сразу, но они назвали - русский. После этого она стала называть дети из каких стран учатся у них в школе, а потом предложила детям из разных стран выйти и сказать на их родном языке эти же слова приветствия, назвав язык и страну. Какие же экзотические языки и страны там были!!! Это был такой яркий и наглядный пример воспитания уважения ко всем нациям!
Вообще же в классе, где учится мальчик из Латвии, 29 учеников: из них 7 чернокожих ребятишек из стран Африки и Карибских островов, 8 – из азиатских стран (Индия, Пакистан, Шри-Ланка и др.), 3 - из Европы (Литва, Латвия, Венгрия).
После ланча (обеда) все дети выходят на школьный двор. Места много, все бегают, играют … .
Обратите внимание на забор: на нем прикреплены слова – это правила чтения гласных (т.е. играй, бегай, а невольно глаз остановится на правилах чтения, и что-то запомнится

)
Случается, что во время игр кто-то кого-то ударил (это бывает везде), но вот дальше интересно. В английских школах учат не отвечать обдчику силой, не отвечать насилием на насилие (это несмотря на то, что явление bullying существует). Если что случилось, то ребенок бежит к учителю или ассистенту учителя с жалобой. Тот записывает в специальную тетрадь, а потом докладывает родителям, что их чадо-обидчик совершил (т.е. драк ни разу не видела!)

. Родители, естественно, должны дома с ребенком поговорить.
(Прошу прощения, прерываюсь. Продолжение следует)