Мой Смоленск

Тероль

Ольга

51 год
Смоленск
Я уже писала о том, что в нашем городе очень трепетно относятся к знаменитым землякам. И хотя я планировала рассказать и показать ещё достопримечательности города, но сама жизнь подтолкнула на создание сегодняшнего сообщения. Вчера, 1 июня, исполнилось 208 лет Михаилу Ивановичу Глинке.
Глинка для русской классической музыки значит столько же сколько Пушкин для литературы. Как писал В.В. Стасов: « оба создали новый русский язык - один в музыке, другой в поэзии».
Свои идеи композитор сформулировал в словах: «Музыку создает народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Фото

Михаил Иванович Глинка родился в селе Новоспасское, родовом имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Против брака родителей будущего композитора восстала вся родня, ведь они были троюродными братом и сестрой. Поддержала юных влюблённых мать Ивана Николаевича - Фёкла Александровна. Как-то раз, мать композитора Евгения Андреевна исчезла из дому, вскоре безутешные родители нашли на берегу пруда одежду дочери и все решили, что она утонула от отчаяния. Пропал и Иван Николаевич. Только на следующий день оказалось, что влюблённые тайно обвенчались, наперекор родителям, которым ничего не оставалось делать, как теперь принять этот брак. Позже оказалось, что план "утопления" и похищения разработала Фёкла Александровна, и именно она дала согласие на тайный брак и находилась в карете новобрачных.

Фото

Евгения Андреевна

Фото

Иван Николаевич
Родители композитора были близкими родственниками и, возможно, в этом причина того, что из 13 детей до взрослого возраста дожили только трое. Первый ребёнок молодых умер не прожив и года, поэтому, когда родился второй - Михаил, властная бабушка забрала его от родителей со словами "не уберегли первого, я хоть второго уберегу" и воспитывала его по своим правилам и понятиям. Ребёнок рос болезненным и изнеженным. Всю жизнь Глинка старался находиться в тепле и очень трепетно относился к своему здоровью. За что на всю жизнь за ним закрепилась кличка, данная ещё в детстве "мимоза"
До 12 лет Михаил обучался дома. Но из всех занятий его привлекала только музыка. Он с раннего детства научился подражать колокольному звону, играя на медных тазах, просил снова и снова напевать народные песни, постоянно убегая в комнату для прислуги. За что регулярно получал наказания от бабушки. Как-то раз его на занятиях преподаватель упрекнул преподаватель, что Мишенька рассеян и витает в облаках. На что ученик ответил: "Ну что же я могу поделать! Ведь музыка - душа моя!"
В 12 лет Михаила отправили в Петербург. Путешествие настолько поразило любопытного, открытого для познания нового мальчика, который до этого ничего кроме своего имения в лесу, глухомани не видел, и знал о других городах и странах только из книг (кстати читать он начал с 4х лет и был не по-возрасту эрудированным), что с того времени у него появилась настоящая страсть к путешествиям. Уже став взрослым, Михаил Иванович старался как много больше времени проводить в путешествиях по разным странам.
Но это было намного позднее. А пока, 12-летнего изнеженного домашнего мальчика отдали в только что открытый Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Этот пансион был привилегированным учебным заведением для детей дворян. В год открытия Благородного пансиона туда поступил Лев Пушкин - младший брат поэта. Он был на год моложе Глинки, и они, познакомившись, подружились. Тогда же Глинка познакомился и с самим поэтом, который "хаживал к нам в пансион к брату своему". Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке и пению у лучших петербургских учителей того времени. В начале лета 1822 года Глинка был выпущен из пансиона, оказавшись одним из лучших учеников. В день выпуска он вместе со своим учителем Майером с успехом публично сыграл фортепианный концерт Гуммеля.
Помимо музыки Глинка увлекался иностранными языками. Он свободно владел французским, немецким, итальянским, испанскими польским языками; изучал английский, латынь и персидский.
Профессия музыканта в начале XIX в. была невозможна в дворянском кругу и по окончании лицея, в 1824 году Глинка поступает на службу помощником секретаря в канцелярии Совета путей сообщения. Необременительные служебные обязанности не мешали Глинке заниматься любимым делом. В это время им было создано около 20 романсов, несколько квартетов. В 1928 году он бросает службу, и посвящает себя одной музыке - к неудовольствию отца, опечаленного тем, что из сына вышел «скоморох». В 1829 вышел в свет "Лирический альбом", изданный Н.И. Павлищевым, куда вошла большая часть широко известных сочинений Глинки. Тогда же Глинка познакомился с литературными знаменитостями того времени: А. С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым. В. А. Жуковским, А.Мицкевичем
По совету врачей, Глинка в 1830 отправился за границу. Четыре года он прожил в Германии и Италии, где писал романсы, занимался музыкальной теорией. Но в 1834 году пришла весть о смерти отца и Михаил, как старший в семье должен был заняться делами отца.
Надо сказать, что Иван Николаевич занимался непривычным для родовитогои потомственного дворянина делом. Он занялся коммерцией и очень успешно. Но, вернувшись в Россию у Глинки окончательно оформилась идея содания оперы.
Когда говоришь о Глинке, то очень часто приходится звучит слово первый! Действительно он первый написал русскую оперу, первый написал русское симфоническое произведение, первый русский композитор, которого принимали в странах Европы с невероятной почестью, а на его концерты публика буквально ломилась и всегда и везде принимала с успехом... Да, были неудачи и непонимания, но он ПЕРВЫЙ и это заслуженно!
В 1834-1836 Глинка работал над оперой "Иван Сусанин". Незадолго до премьеры название было изменено Николаем I на тенденциозное "Жизнь за царя". Премьера оперы 27 ноября 1836 г. прошла с огромным успехом. На ней присутствовал А. С. Пушкин, написав впоследствии шутливый канон на музыку В. Ф. Одоевского:

<КАНОН В ЧЕСТЬ М. И. ГЛИНКИ.>

Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселим, Русь! ваш Глинка -
Уж не Глинка, а фарфор!

За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.

В честь толь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.


Сам император приветствовал композитора, подарил ему перстень, который при всех снял со своего пальца (как ни странно это звучит, но такой подарок ценился выше любого ордена). Глинке предложили место капельмейстера в Придворной певческой капеллы, и он его принял.

А потом появилась опера "Руслан и Людмила". В разговоре с Пушкиным Глинка сказал, что мечтал создать оперу лирическую, в которой бы соединились «все чудеса хореографического, музыкального и декоративного искусства». ОНи даже начали вместе создавать либретто, но жизнь поэта оборвалась и работа над оперой приостановилась. В 1838 Глинка ездил на Украину для набора певчих и "по кусочкам и урывкам" стал писать оперу. Работа шла сложно никто до него подобное не писал и не пытался соединить казалось бы несоединимое. Опера "Руслан и Людмила" была закончена только в 1842. Опера прошла с успехом только в сезоне 1834-43 года 34 раза. Среди его классических оркестровых сочинений - романс на стихи Пушкина "Я помню чудное мгновенье", "Испанские увертюры» - знаменитые «Арагонская хота» и « Ночь в Мадриде», "Вальс-фантазия", "Камаринская". П. И. Чайковский писал «русская симфоническая школа - вся в «Камаринской».
Глинка и Пушкин были не только близкими друзьми. Их объединил навека наверно самый известный романс, посвящённый матери и дочери: "Я помню чудное мгновенье"
Стихи, как всем известно, А.С. Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, а вот музыка была посвящена М.И. Глинкой её дочери - Екатерине Ермолаевне, в которую композитор был влюблён

В последний период жизни Глинки большей частью жил за границей. В 1945 году он отправляется в Испанию, путешествует, изучает испанские танцы, знакомится с народной музыкой. Затем снова едет в Смоленск, оттуда – в Варшаву, затем в Берлин и Париж. В 1854 году, во время войны России с Францией он возвращается на родину, работает над мемуарными "Записками". В 1856 композитор снова выехал за границу. В январе 1857 в Берлине проходил концерт, где исполнялись произведения Глинки и имели огромный успех. Разгоряченный композитор вышел на улицу и простудился. Болезнь оказалась смертельной. Прах Глинки был перевезен в Петербург и захоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
Фото

Очень много для сохранения памяти Глинки сделала его младшая сестра - Людмила Ивановна Шестакова.
"Ваше светлое имя, уже занесенное в летописи
искусства, блеснет теперь на веки веков в этих
летописях достойным, сердечным признанием".

М. П. Мусоргский
Эти слова знаменитый русский композитор адресовал Людмиле Ивановне Шестаковой. Она вошла в историю русской музыкальной культуры как распространительница произведений М. И. Глинки, как организатор многих начинаний, связанных с увековечением его памяти, как друг музыкантов, входивших в "Могучую кучку".
На протяжении жизни Михаил Иванович был окружен людьми, большая часть которых относилась к нему с величайшим уважением, высоко ценила его могучий талант. Но никто не сделал так много для великого композитора, для его славы и памяти как Л. И. Шестакова, его верный, ближайший друг, советник, помощник во всем и всегда.
Несмотря на разницу в возрасте (12 лет), дружба между ними зародилась с юных лет. Михаил Иванович выделял ее среди всех братьев и сестер. Людмила была девятым ребенком в семье, и ей исполнился всего лишь год, когда Михаил уехал учиться в Петербург.
Когда композитор вернулся из-за границы в 1834 году, то нашел сестру уже 18-летней миловидной девушкой. Вскоре Людмила была помолвлена с помещиком соседом, отставным морским офицером Василием Илларионовичем Шестаковым. Венчание состоялось весной 1835 года в Новоспасском. В это же время в Петербурге Михаил Иванович женился на Марии Ивановой и, приехав с молодой женой погостить в родовое имение, навещал сестру в Логачеве. К ее мужу композитор многие годы испытывал уважение, благодарил за заботу о сестре, неизменно называл "милым братцем".
У Шестаковых было двое сыновей, но оба умерли в 1849 году.
Людмилу Ивановну можно назвать сестрой Милосердия семьи Глинок. Она выхаживала больных братьев и сестёр, затем больную, ослепшую к старости маму, а после её смерти стала личным секретарём, сиделкой и ближайшим другом Михаила Ивановича. Брат с любовью и нежностью называл ее "ангелом-хранителем", "куконушкой", "министром финансов". На её руках он и скончался.
Фото

Л.И. Шестакова и М.И. Глинка
Благодаря стараниям Людмилы Ивановны в Смоленске был установлен памятник композитору (об этом я уже рассказывала) и музыкальная школа имени Глинки. Именно она на открытии памятника дала идею о школе, внесла первый взнос для школы - 1000 рублей Смоленское отделение Императорского Русского Музыкального Общества на те же цели смогло выделить только 200 рублей, полученных за концерты в дни Глинковских торжеств. Затем в Париже М.К. Тенишева дала концерт, средства от которого пошли на создание школы. Но только в 1906 году она открыла свои двери. Первым директором стал племянник композитора А. Н. Измайлов.
Фото

Музыкальная школа им. М.И. Глинки. (Простите за ракурс. Деревья не дают возможности снять здание лучше)
Глинка любил возвращаться в родовое имение Новоспасское. «Новоспасское — рай земной», — любил повторять Глинка. Здесь он черпал вдохновение. И наслаждался особым, как он говорил "бальзамическим воздухом".
Но усадьба пришла в запустение в конце XIX века. Восстановили её только 1982 году. На сегодняшний день музей-усадьба М.И.Глинки в Новоспасском – первый и единственный мемориальный музей великого композитора.

Фото

Фото


Усадьба интересна не только как место где жил Глинка. Она полностью воссоздана именно так, как и выглядели провинциальные усадьбы начала XIX века. Дом окружает старый пейзажный парк, радуют глаз
Фото
многочисленные цветники, изумляют каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. В глубине парка бьет «Святой родник» – один из тридцати родников, выявленных и благоустроенных на территории усадьбы. Перед главным домом сохранился любимый дуб композитора. По преданию, Глинка писал в его тени партитуру оперы «Руслан и Людмила».
В просторном доме размещена музейная экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И.Глинки. В зале, столовой, бильярдной, кабинете композитора, комнате птиц – везде ощущается его незримое присутствие, все проникнуто духом того времени. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи, принадлежавшие М.И.Глинке.

Фото

Здесь видны настоящие венецианские зеркала, которые были подарены в наследство ещё матери композитора.

Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок, славная перезвоном своих колоколов.

Фото

Каменный храм в селе Новоспасское был заложен в 1784 году по разрешению Священного Синода Николаем Алексеевичем Глинкой, дедом русского композитора, освящен в 1786 году.
В этом храме венчались родители М.И. Глинки, здесь в 1804 году крестили маленького Мишеньку.

Ежегодно в конце мая - начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль, носящий имя М.И.Глинки. Завершение фестиваля традиционно проходит в Новоспасском. В дни праздника в усадьбе особенно многолюдно.
[/b][/i]

 
02 Июн 2012 13:54

Страница 1 из 3