таненка
Татьяна
санкт-петербург
ФИГНЕР АЛЕКСАНДР САМОЙЛОВИЧ (1787-1813)
Фигнер – феномен, Фигнер – легенда.
«…Наш Фигнер старцем в стан врагов
Идет во мраке ночи;
Как тень, прокрался вкруг шатров.
Все зрели быстры очи…
И стан еще в глубоком сне,
День светлый не проглянул —
А он уж, витязь, на коне,
Уже с дружиной грянул!»
В. А. Жуковский
О.Кипренский. Фигнер А.С.
Александр Фигнер принадлежал к числу героев, ставших при жизни легендой.
Фигнер предпочитал действовать в одиночку. Про него можно сказать: и один в поле воин.
Александр Фигнер, потомок старинного немецкого рода.
Начало русской ветви старинного рода положил барон Фигнер фон Рутмерсбах, поступивший на службу к Петру Великому.
Сын его, Самуил Самуилович, баронского титула не наследовал и фамилию получил усеченную – просто Фигнер.
Сыновей у него было трое. Алексадра отец не любил, обращался жестко. Такое детство и повлияло впоследствии на характер.
В 1805 году он успешно окончил артиллерийский кадетский корпус, был выпущен артиллерийским офицером и в том же году отправился с эскадрой легендарного Синявина в Средиземное море. Морские походы в то время были очень тяжелыми. На белокрылых парусниках царили неимоверная теснота, сырость. Заболел Фигнер. Его свезли на берег, а позже судьба забросила его в Милан.
Тут в первый раз сказался особый талант будущего партизана: феноменальная зрительная память и редкие способности к изучению языков…
На Родину Фигнер привез отличное владение итальянским, а в придачу к тому техническую диковинку – сделанное в виде трости пневматическое ружье страшной убойной силы- большая диковинка для того времени… Потом оно не раз его выручало!
Александр Самуилович участвует во многих сражениях русско-турецкой войны с 1809 года.
Однажды, когда велась подготовка к штурму крепости Рущук, необходимо было снять точные размеры крепостного рва. Дело это было крайне рискованным. Ров отлично просматривался и простреливался турками. Офицеры собрались метнуть жребий, но тут подал голос Фигнер:
- Господа, не стоит затрудняться. Пойду я.
Вечером поручик ушел, а к утру вернулся весь перемазанный грязью и вручил командованию бумажку с цифрами. Глубина, ширина. Все нужные размеры. Наградой ему стал орден Святого Георгия.
Потом тяжелое ранение в грудь и долгое лежание в госпитале.
Раны, полученные в турецкую кампанию, вынудили Александра Фигнера временно оставить военную службу.
Фигнер повидал родителей, женился.
Когда войска Наполеона перешли российскую границу, грянула война, и Фигнер снова встал в строй.
Много разных сражений – жаркое дело близ Островно, затем упорный бой на «Лубенском перекрестке», затем Бородино, где фигнеровские пушки работали исправно.
В день оставления Москвы, будучи лично представлен Кутузову Ермоловым, он получил разрешение проникнуть в Москву, а затем сформировать группу и действовать в тылу французов.
Взрывались пороховые склады.
- Негоже, -говорил Фигнер, - чтобы враги заряжали свои пушки нашим порохом.
Страстным желанием Фигнера было убить Наполеона, даже если за это пришлось бы заплатить собственной жизнью
Отчаянный риск, изобретательность отличают ряд дерзких и удачных самостоятельных операций Фигнера
О его подвигах постоянно писали в Журнале военных действий русской армии в 1812 году.
В эти суровые годы открылось удивительное артистическое дарование Александра Фигнера.
Способность Фигнера к перевоплощению была воистину поразительна!
Помогало ему еще и то, что он к тому времени в совершенстве владел уже несколькими языками: немецким, французским, итальянским, польским.
Вот он блестящий лейтенант корпуса Мюрата, свободно заезжает в неприятельский лагерь, болтает с офицерами, прогуливается между палаток.
На территории врага, непринужденно беседуя с офицерами, сообщает им ложные сведения о расположении русских. А сам в это время запоминает все, что может заинтересовать русское командование. Об увиденном сообщал в штаб Кутузова.
А вот он же…- сгорбленный дедушка, помогающий себе при ходьбе толстой палкой (а внутри палки – бесшумное ружье).
Отчаянная храбрость Фигнера, невероятная рискованность его действий, изобретательность и удаль, «благородная» цель - отличала героя.
Свидетельствуют даже о том, что у Фигнера в отряде был специальный казак — «гардеробмейстер», возивший за Фигнером ворох различных французских, польских и прочих мундиров.
Это составляло особый предмет гордости членов фигнеровского отряда.
Много невероятных историй, но самое славное дело состоялось при деревне Ляхово близ Вязьмы.
Партизанские отряды Давыдова, Сеславина, Фигнера и летучий отряд Орлова-Денисова вынудили к сдаче корпус генерала Ожеро.
Отступление французов под Вязьмой (Ляхово)
Воспользовавшись оплошностью генерал-полковника графа Луи Барагэ д'Илье, растянувшего войска своей дивизии на расстоянии почти в 20 км от Болтутина до Долгомостья, русские отряды нанесли удар по Ляхову и окружили неприятеля. В Ляхове находился отряд французов под началом генерала Ж.-П. Ожеро, брата знаменитого маршала.
После нескольких часов боя Фигнер сел на коня и поехал к Ожеро парламентером и очень убедительно заявил, что его части окружены 15-ю тысячами русских. Фигнер предложил генералу сдаться, что тот и сделал, будучи уверен в том, что окружен многотысячным арьергардом регулярной русской армии.
Блеф Фигнера вполне себя оправдал, так как, по словам А. де Коленкура, автора мемуаров о походе Наполеона, Ожеро сам бы взял в плен нападавших на него русских, прояви он необходимую силу духа.
На самом деле и людей, и оружия у русских было в разы меньше, чем сказал Фигнер. Но он очень убедительно втолковывал Ожеро, что в такой ситуации кровь проливать бессмысленно. Генерал вздохнул и решил сдаться. Тогда в плен к русским партизанам попал французский генерал, а с ним около двух тысяч солдат и офицеров. Это была огромная удача — захватить в плен сразу такое огромное количество французов.
Вязьма. Памятник героям 1812 г - двуглавый орел в виде настоящей птицы (не в виде герба), попирающий французское знамя
Кутузов писал: «Победа сия тем более знаменита, что в первый раз в эту кампанию неприятельский корпус положил перед нами оружие» - перед «летучими отрядами».
Доставить победную реляцию в Санкт-Петербург Кутузов поручил самому Фигнеру. В сопроводительном письме на Высочайшее имя имелись такие строки:
«Доставитель сего…, всегда отличался редкими военными способностями и великостью духа, которые известны не токмо нашей армии, но и неприятельской.»
Император обласкал партизана, назначил в собственную свиту адъютантом…
Александру Фигнеру также было поручено Кутузовым передать письмо своей жене. И вот цитата из письма:
«Письмо это получишь через Фигнера. Здешний партизан. Погляди на него пристально. Это человек необыкновенный. Я такой высокой души еще не видал. Он фанатик в храбрости и патриотизме. И, Бог знает, чего он не предпримет».
Такие слова из уст великого полководца дороже наград и чинов.
Фигнер обладал даром производить впечатление. Был склонен к эффектному жесту, позе.
Среди донесений других партизан, состоящих, как правило, из сухого перечня действий и ходатайств о награждениях, донесения Фигнера выделяются именно эффектностью и «литературностью».
Вот некоторые рапорты Фигнера дежурному генералу:
«Невзирая на чрезвычайную трудность путей, офицеры наблюдали в своих командах совершенный порядок, отчего в самые мрачные ночи в лесах, едва днем сквозящих, марши были быстры, а следствия оных неприятелю гибельны. Перенося равнодушно голод и стужу, презирая опасность среди многочисленного неприятеля, поселяли твердость и надежду в солдатах».
«Вчера я узнал, что вы беспокоитесь узнать о силах и движении неприятеля, чего ради вчера же был у французов один, а сегодня посещал их вооруженною рукою. После чего опять имел с ними переговоры. О всем случившемся посланный мною к вам господин ротмистр Алексеев лучше расскажет, ибо я боюсь расхвастаться»
А донесение Фигнера Кутузову о положении в Данциге заканчивается типичным риторическим восклицанием:
«Прости мне, вождь несравненный, подробности, кои отнимают у тебя драгоценнейшие минуты, столь полезные, столь необходимые для любезнейшего нашего отечества; отеческое твое расположение сделало дерзким преданнейшего слугу Вашей светлости, милостивого государя, всепокорнейшего А. Фигнера»
Выдающуюся роль Александр Фигнер сыграл, когда русские войска воевали с французами уже в Пруссии в 1813 году.
На пути русской армии встала крепость Дациг. Как ее взять? — размышлял Кутузов.
Фельдмаршал поручил Фигнеру разведку военной диспозиции в крепости.
Фигнер выдавая себя за итальянского купца, ограбленного казаками, проник в крепость.
«Фигнер явился к генералу Раппу как ревностный патриот-итальянец, преданный Наполеону, ожесточенный против варваров казаков; при чем изъявил желание показать на деле свое пламенное усердие к пользам императора французов и заслужить о себе доброе мнение. Он просил, чтобы генерал употребил его по своему произволению на службу. Фигнер столь искусно мог принять вид итальянца, приверженного к Наполеону, так расположить к себе, что Рапп попросил «купца» пронести через русские заслоны важные донесения о состоянии крепости. Фигнер, конечно, их доставил. Только не Наполеону, а Кутузову.
Организаторский талант Фигнер действительно проявил незаурядный.
В течение очень краткого времени ему удается не только убедить Александра I и Барклая-де-Толли в необходимости создания нового соединения под его командованием, но и добиться того, что все должностные лица, от которых хоть что-то зависело, способствовали формированию Легиона.
Настаивает на особом мундире для своего «Легиона мести». Мундиры из зеленого сукна, с черным воротником и обшлагами, шитыми серебром; на касках было написано крупными буквами «Легион мести».
Шпионаж, провокация, терроризм как методы ведения войны порождали двойственное отношение современников, но неизменное восхищение вызывало отчаянное мужество, удаль, изобретательность, неуязвимость
Жестокость Фигнера по отношению к пленным Ермолов объясняет одним случаем, который произвел в уме Фигнера сильное впечатление. Племянник Фигнера пишет: «Однажды дядя вытеснил из одного села значительный отряд французов. Вступив в опустошенное село, дядя вошел в разграбленную церковь: там он увидел следы ужасного осквернения. В алтаре французами были деланы все физические отправления и, кроме того, в одном углу алтаря лежало несколько трупов малолетних девочек, сделавшихся жертвами самой скотской страсти. Вид этого всего произвел такое впечатление на религиозного дядю, что он, положив руку на престол, произнес клятву не давать с этой минуты пощады ни одному французу».
Ермолов полагает, что «Фигнеру первому справедливо можно приписать возбуждение поселян к войне, которая имела пагубные для неприятеля следствия»
М. Н. Загоскин именно Фигнера делает одним из героев своего романа «Рославлев, или Русские в 1812 году».
За поимку А. С. Фигнера французы назначили крупную сумму, называли его «ужасным разбойником», который неуловим, как дьявол».
Этот человек заслуживает внимания и памяти потомков
Фигнеру было тогда 25 лет.
1 октября 1813 г. Недалеко от немецкого города Дессау небольшой отряд Фигнера оказался на пути движения основных сил французской армии, был прижат к Эльбе и, отказавшись сдаться, погиб при попытке переправиться через реку.
Река Эльба недалеко от Дессау.
Маршал Ней распорядился : «Отыщите мне Фигнера. Хочу посмотреть на него».
Перевернули каждого мертвеца, но Фигнера не нашли. Не нашли его и среди раненых. Не нашли среди немногих пленных.
Русские солдаты долго не хотели верить, что Фигнер погиб.
- Это чтоб Самойлыча-то убили? Шалишь! Не такой человек… ну посуди сам – его же никто не видел . Мертвым!
Да. Его никто не видел мертвым.
Его смерть по сей день остается загадкой.
Ведь тело легендарного русского офицера французы так и не нашли, хотя искали и очень тщательно.
Гибели А. С. Фигнера посвятил поэтические строки участник Отечественной войны 1812 года поэт Ф. Н. Глинка.
. Из стихотворения Федора Глинки «Смерть Фигнера», опубликованное в 1825 г.
Последние слова Фигнера:
Вперед — на штык, на смертный бой! <...>
Ни вы меня, ни я друзей не выдавал!
Дай сабле поцелуй, и бьемся наповал!»
Выставка
Продолжение:
Две истории об оторванных в сражениях руках в Отечественную войну 1812 года
http://forum.say7.info/post3125224.html#3125224
В честь русского солдата Наполеон издал приказ по армии
http://forum.say7.info/post3140311.html#3140311
200 лет битвы под Клястицами – русская армия преградила путь неприятелю к Санкт-Петербургу
http://forum.say7.info/post3144571.html#3144571
Раевский Н.Н. - отвага, мужество, человечность
http://forum.say7.info/post3528959.html#3528959
Иностранцы на русской службе 1812 - 1814 гг.
http://forum.say7.info/post4008243.html#4008243 -
http://forum.say7.info/post4008303.html#4008303 -
http://forum.say7.info/post4014020.html#4014020 -
http://forum.say7.info/post4027630.html#4027630