таненка
Татьяна
санкт-петербург
ПЕТР 1 – БЫЛИ, МИФЫ и ЛЕГЕНДЫ
Мифы и легенды о Петре 1 и о Петербурге начали возникать уже с первых лет основания города.
Ходила молва по городу о пророчестве святителя Митрофана будто бы сделанное им десятилетнему Петру Алексеевичу, когда царевичу не могло придти в голову мысли о новой столице на балтийском побережье.
Митрофан сказал юному Петру:
«Ты воздвигнешь великий город в честь святого апостола Петра. Это будет новая столица. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и народа твоего. До тех пор, пока икона Казанская будет в столице и перед нею будут православные, в город не ступит вражеская нога».
Миф то миф, но Петр повелел перевезти в 1710 году в новую столицу икону Казанской Божией Матери.
КРАСНЫЕ ХОРОМЫ
16 мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость, а 24 мая - в течение трех дней - было сооружено первое здание Петербурга – Домик Петра1.
Сохранилось предание, что царь однажды, осматривая домик, сказал: «От малой хижины возрастет город».
Первый Домик Петра1. Музей. Петровская наб., 6.
Легенда говорит о том, что сам Петр1 собственноручно трудился над этим домом. На крыше были установлены, вырезанные из дерева изображения мортиры и двух бомб с «горящим пламенем». Стены выкрашены в красный цвет, под кирпич, поэтому дом называли «красными хоромами». Существующий кирпичный футляр, с огромными окнами, чтобы видеть красные хоромы, появился в 1844 году.
Бюст Петру1 перед Первым Домом Петра.
СИМВОЛ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ
Спустя год, Петербург, возникший на правом берегу Невы, перешагнул её и начал осваивать левобережье – приступили к строительству Адмиралтейства (как судостроительной верфи) впоследствии ставшего центром города.
В сентябре 1704 года в письме к Меньшикову Петр1 впервые назвал Петербург столицей, хотя официального указа о переносе столицы из Москвы в Петербург никогда не было.
Адмиралтейство возводилось по собственноручным чертежам Петра1.
29 апреля 1706 года со стапелей Адмиралтейства было спущено на воду первое судно - восемнадцатипушечный корабль, проект которого якобы был составлен самим Петром I.
Впоследствии здания Адмиралтейства архитектором Захаровым были перестроены; фасад здания архитектор украсил барельефами, символизировавшими морскую тематику – успехов России в сражениях на море.
Адмиралтейство – главная доминанта Северной столицы, от которой лучами расходятся Невский, Вознесенский проспекты, Гороховая улица. Шпиль виден отовсюду.
Высота шпиля Адмиралтейства составляет 122 метра. Кораблик – флюгер на вершине шпиля весит 65 кг. Его покрывает 2 кг золота. «Хранилище золотого запаса» называют шпиль Адмиралтейства.
Об Адмиралтейском шпиле петербуржцы тоже расскажут вам множество историй.
Они будут уверять, что внутри позолоченного шара (или, как его любовно называют жители города, «яблока») находится круглая кубышка из чистого золота, и в кубышке будто бы сложены образцы всех золотых монет, отчеканенных с момента освоения Петербурга.
Другие будут утверждать, что в носовой части корабля – флюгера находится личная шкатулка Петра1.
Шар действительно полый и хранит в себе шкатулку, но совсем не золотую. В ней находятся сообщения обо всех работах по ремонту шпиля и кораблика за всё время существования здания, а также о мастерах, проводивших ремонтные работы.
Среди прочих свидетельств нашего времени там лежит «Послание потомкам», оставленное современными рабочими.
Улица Гороховая
В Петербурге в конце 2011 года была открыта станция метро “Адмиралтейская”.
На сегодняшний день “Адмиралтейская” – САМАЯ ГЛУБОКАЯ СТАНЦИЯ В МИРЕ!
“Адмиралтейская” стала первой станцией в Петербурге, работы над которой велись в условиях действующего метро.
Адмиралтейская игла и кораблик – один из символов города.
ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО
Петр1 в 1697-1698 годах с дипломатической миссией едет в Европу (Великое посольство).
Цель – заручиться поддержкой европейских государств в предстоящих войнах, а также пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и купить вооружение, познакомиться с жизнью и порядками европейских стран.
Формально Петр следовал инкогнито под именем Петра Михайлова. Прибыв в Голландию, поступил работать на судостроительную верфь.
Узнав о страсти русских гостей к кораблестроению, голландская сторона заложила на амстердамской верфи новый корабль (фрегат «Петр и Павел»), и по легенде над строительством которого трудился в том числе и Петр Михайлов. Корабль был построен и успешно спущен на воду.
Нынче памятник «Царь-плотник» украшает Адмиралтейскую набережную.
Памятник подарен нидерландцами Санкт-Петербургу к трехсотлетию основания Российского флота (1696-1996 годы).
Легенда молвит – к памятнику приходят просить успеха на службе. Сюда - всем, у кого проблемы в карьерном росте, да и вообще с поиском работы.
На обратном пути в Россию Петр в Германии изучил способы бальзамирования и технику гравировки и даже сделал собственную гравюру, названную им «Торжество христианства».
В Кенигсберге Петр Михайлов стал учиться артиллерии у прусского подполковника.
Учитель выдал ему аттестат, в котором свидетельствовал, что господин Петр Михайлов – исправный, осторожный и благоискусный, мужественный и бесстрашный огнестрельный мастер.
ДЕРЕВЯННЫЙ ПАЛАШ - легенда
Рассказывают, что Петр1 в простой одежде ходил неузнанным по городу и беседовал с простыми людьми. Как-то вечером в кабаке пил он с солдатом, а солдат за выпивку заложил свой палаш ( прямая тяжелая сабля). На недоумение «Петра Михайлова» солдат объявил: мол, пока вложу в ножны деревянный палаш, а с жалованья выкуплю…
ДУБ ПЕТРА1
В 1704 году во время посещения Охты Петр1 посадил дуб на общей могиле павших при взятии шведской крепости Ниеншанца.
Если верить легендам, почти в эти же дни Петром посажен дуб и на Каменном острове.
Они стали героями краеведческой литературы и сюжетом многочисленных графических и живописных произведений.
. В ХХ веке ленинградцы утверждали, что старое дерево - своего рода талисман и символизирует благополучие города. Однако к середине 1970-х патриарх пришёл в плачевное состояние. Власти приняли решение: дуб спилить. Что делать с пнём, оставшимся от петровского дуба, решали долго: поставить на его месте памятный знак, законсервировать пень или посадить новое дерево. Долгое время пень, обнесённый оградой, всё-таки оставался на месте. Останки дуба выкорчевали весной 2003-го и торжественно посадили новый, молодой «петровский дубок», 15-летний красавец 6-метровой высоты. Дерево выращено из жёлудя, специально отобранного в Екатерининском парке Оно той же породы, что и старый дуб.
Это место дорого петербуржцам. Для того, чтобы иметь исторический облик, здесь восстановлена ограда, старинные тумбы. По сохранившимся фрагментам старых цепей. выполнены новые. Установлена и новая табличка с надписью, повествующая о судьбе дерева.
Дуб, посаженный Петром1
Дуб, посаженный в наше время на месте старого дуба
Охта – слобода, основанная Петром на правом берегу Невы при впадении в нее реки Охты. Здесь основана в 1721 году корабельная верфь. С ее стапелей сошли такие знаменитые суда, как флагман экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена, шлюп «Восток», широко известный благодаря И.А.Гончарову и его книге «Фрегат «Паллада», миноносец «Свирепый», связанный со славным именем П.П.Шмидта и многие другие.
БУЛЫЖНЫЕ ТРОТУАРЫ
Мостовых не существовало
Только изредка был настил из досок.
В Петербурге камня для мощения улиц не хватало и указ Петра от 25 окт 1714 года потребовал, чтобы все приезжающие в столицу привозили с собой камни: 30 камней весом не менее 10 фунтов каждый, на лодках – 10 камней, на возах -…и т.д. А за каждый недовезенный камень – штраф. Указ этот действовал 62 года.
Камнем мостили не проезжую часть улицы, а примыкавшую к домам полосу шириной в полтора – два метра. Это были первые петербуржские тротуары.
Шло активное строительство домов. Мастеров-каменщиков было очень мало. И тогда Петр1 указом 1714 года приказал прекратить каменное строительство по всей стране и каменных дел мастеров направить в Санкт-Петербург на строительные работы.
Практически вся Россия помогала строить каменный Петербург.
Каменное строительство усилилось после опустошительного пожара, который уничтожил значительную часть города.
И НА ЗАПАД, И НА ВОСТОК
В первые годы основания города был заложен Летний сад и построен Летний дворец Петра I.
Летний дворец – один из первых каменных зданий в Санкт-Петербурге
По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России.
Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть - строго на запад.
"Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку", - пояснил архитектор, и царь одобрил такую идею архитектора.
Летний дворец – строение, которое было рассчитано не для торжественных приемов, а как жилище для царя и его семьи.
Петр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.
Интерьеры Летнего дворца:
Зеленый кабинет
Навигационные приборы времен Петра1
Столовая
Верхняя поварня
Царь гордился не только своей мастерской, но и поварней. Она была оснащена по последнему слову тогдашней техники: вытяжной колпак над плитой и стены выложены синими изразцами, пол из каменных плит, первый в России водопровод с черной мраморной раковиной. Из поварни в столовую проделано окошко — Петр любил, чтобы блюда подавались быстро и были горячими.
Спальня Петра1
Опочивальня царя выглядит очень скромно. Длина кровати существенно меньше роста монарха. Дело в том, что в то время знатные люди спали почти сидя, облокотившись на стопку подушек. Принято было считать, что спать лежа - значит сокращать себе жизнь.
Токарные станки Петра1
За спальней находится петровская мастерская. Здесь он надевал кожаный фартук и проводил долгие часы, склонившись над своими станками, прессами и инструментами.
Здание имеет строгий облик. Крыша высокая, четырехскатная, водостоки выполнены в виде крылатых драконов. Фасады украшены фризом из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Изображения барельефов рассказывают о военных успехах России. В образе Персея можно узнать Петра I.
Из-за постоянной подсыпки грунта цоколь здания почти не виден, а здание кажется невысоким.
На каждом этаже здания располагаются семь небольших жилых комнат.
Больших залов здесь нет.
В первом этаже находились покои царя, во втором — его жены Екатерины и детей
Здесь в приёмной он принимал письменные и устные просьбы и жалобы. Рядом с приёмной был обустроен карцер для провинившихся
Здесь же находится токарня и станок, на котором Петр любил работать
Интерьеры Летнего дворца в форме аллегории прославляют победу русского оружия в Северной войне.
Здесь также мы видим полотна с изображениями морских судов и сражений, редкие портреты, а также пейзажи.
Среди раритетов музея – привезенный из Дрездена ветровой прибор. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора в рабочей комнате Петра1, показывающий направление ветра, его силу и скорость ветра на улице в данный момент.
Дом Петра I до сих пор сохранил уютную семейную атмосферу.
В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.
«К ВАСИЛИЮ НА ОСТРОВ»
Происхождение названия – Васильевский остров.
Легенда гласит, что в давние времена на большом острове в устье Невы проживал рыбак Василий со своей женой Василисой. Будто бы от них и пошло название острова.
При Петре I на западной оконечности острова находилось укрепление, которым командовал капитан-артиллерист Василий Корчмин. Посылая к нему приказы и распоряжения, Петр снабжал их лаконичной надписью: «К Василию на остров». Так постепенно он и стал называться Васильевым островом.
Первоначально именно здесь Петр I предполагал создать центр города.
При участии Петра1 Доменико Трезини разрабатывает первый генеральный план строительства Петербурга, согласно которому на Васильевском острове предполагалось сформировать прямоугольную сетку улиц-каналов, огромный общественный сад, две площади, выстроенные государственными и общественными зданиями, гавань на восточной оконечности и небывалые оборонительные сооружения по периметру.
Петр1 хотел создать каналы, как в Амстердаме или Венеции.
Знаменитый парадный ансамбль Стрелки Васильевского острова выдает замысел Петра — превратить Васильевский остров в центр города.
Стрелка Васильевского острова
В этом удивительно красивом месте Петербурга Нева разделяется на Большую и Малую. На следующей фотографии это хорошо видно:
Ростральные колонны, служившие раньше маяками, символизируют могущество России как морской державы.
Спуск к Неве у Ростральных колонн
КУНСТКАМЕРА
Легенда:
Однажды во время осмотра Васильевского острова Петр1 заметил две сосны. Ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что определить, какой из сосен она принадлежит, было невозможно. Воскликнув: «О! Дерево – монстр! Дерево – чудище!»
Петр приказал на этом месте построить здание Кунсткамеры, в которое собирать со всей России раритеты, рожденные как природой, так и руками человека.
Кунсткамера – первый в России публичный музей, основан Петром1 в 1719 году.
В настоящее время этот музей называется Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире.
По особому указу Петра1 в музей следовало нести все выявленные анатомические уродства, раритеты.
В первые годы в коллекции были живые экспонаты – монстры, карлики, великаны, которые жили в музее.
В музее можно увидеть чучело самой старой собаки Петербурга – Лизетты – любимицы Петра1.
М.В.Ломоносов – основатель Российской Академии наук и университета работал в Кунсткамере с 1741 по 1765 год.
Памятник Ломоносову М.В. на углу Университетской набережной и Менделеевской линии
В башне Кусткамеры был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория.
В круглом зале Кунсткамеры находится большой Академический глобус (Готторпский) – планетарий, построенный еще в 17 веке.
Глобус представляет собой полую вращающуюся сферу диаметром более 3,1 метра, на наружной стороне которой изображена поверхность земли, а на внутренней – карта звездного неба.
Внутри сферы – стол и скамейка на 10-12 человек.
Глобус построен в Германии, привезен в Санкт-Петербург в 1717году и подарен Петру1.
Мистикa сквoзит и в кoридoрaх Кунсткaмеры. Однажды oтсюдa прoпaл череп из oднoй кoллекции. Он принaдлежaл фрaнцузскoму великaну. С тoй пoры призрaк брoдит пo бесчисленным зaлaм в пoискaх утрaченнoй чaсти скелетa.
Дворик Кунсткамеры
Идолы во дворе Кунсткамеры
Кунсткамера – старейшее здание в мире, построенное специально для музея.
Башня здания символизирует модель Солнечной системы.
В 1830 г Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.
ЗДАНИЕ ДВЕНАДЦАТИ КОЛЛЕГИЙ
Гости Санкт-Петербурга часто недоумевают, почему здание Двенадцати коллегий было построено не вдоль набережной Невы, а перпендикулярно к ней.
Ведь оно всегда обладало большой общественной значимостью и могло бы стать композиционным центром Университетской набережной.
Существует легенда, объясняющая это странное расположение здания.
Согласно этой легенде, Петр1, вынужденный уехать из Петербурга, поручил своему ближайшему помощнику Александру Меншикову наблюдать за ходом строительства Двенадцати коллегий.
Ознакомившись с планом, Меншиков увидел, что здание, длиной почти в 400 метров, по замыслу архитектора должно ориентироваться фасадом на Неву. Он понял, что в этом случае на набережной, считавшейся наиболее фешенебельной частью острова, не останется места для его собственного дворца. Меншиков не мог допустить этого. Он непременно хотел построить на набережной свой особняк, и возведение здания Двенадцати коллегий явно мешало его планам. Тогда он приказал построить Двенадцать коллегий не вдоль набережной, а перпендикулярно к ней, и на освободившемся месте заложил собственный дворец.
Когда Петр1 вернулся и увидел, как расположено здание Двенадцати коллегий, он был в ярости. Строительные работы находились уже в самом разгаре, и остановить их не представлялось возможным. В гневе Петр даже хотел казнить Меншикова, но потом передумал, и дело ограничилось крупным штрафом в государственную казну.
О находчивости Меншикова ходит ещё одна легенда:
Однажды Петр1 рассердился за что-то на своего любимца Александра Меншикова, крепко поколотил его и прогнал со словами: «Чтоб ноги твоей у меня не было!» Меншиков исчез, но через некоторое время вошел в кабинет царя на руках. Царь рассмеялся и Меншиков был прощен.
ДВОРЕЦ МЕНШИКОВА
По красоте, роскоши и размерам он в несколько раз превосходил дворец императора Петра Великого. Поэтому именно Меншиковский дворец служил Петру1 местом торжественных дипломатических приемов и ассамблей, балов и праздников.
Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.
ЖЕНИТЬБА ПЕТРА1
Существует легенда, как однажды вечером в ноябре 1707 года Петр1, находясь в своем скромном домике, вдруг приказал запрячь лошадей и вместе с Екатериной отправился через Неву в самое уединенное место за Фонтанкой к деревянной часовне.
В этой часовне при бледном мерцании лампады Петр тайно обвенчался со своей невестой.
На месте этой ветхой часовенки был заложен Троицкий собор.
Официальная свадьба Петра и Екатерины состоялась только в 1712 году, но нужна была легенда, чтобы в глазах собственных подданных Петр задолго до того считался законным супругом Екатерины.
Величественное белоснежное здание собора с превосходными монументальными колоннами и празднично раскрашенным звездами куполом.
Троицкий собор
КОНЧИНА Петра1
Во время наводнения Петр1 бросился на помощь терпящим бедствие жителям Петербурга. Его лодка появлялась то на одной, то на другой затопленной улице города. Однажды лодка перевернулась. Простудившись в ледяной воде Петр заболел и через несколько дней умер (25 января 1725 года). Его похоронили в Петропавловском соборе, ставшем с тех пор усыпальницей российских императоров.
Петр1, спасающий людей от стихии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Места СИЛЫ в Петербурге
http://forum.say7.info/post3245853.html#3245853
Египетский Петербург
http://forum.say7.info/post3262809.html#3262809
Оглавление на стр.1.