Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
Ещё о Петербурге – были и легенды

Вдоль реки Мойки.

Летний сад.


Фото


Неширокая, извилистая река протекает через центральную часть Петербурга.
Каждый поворот реки открывает новую, неповторимую панораму.
Берега Мойки стали осваиваться с самых первых лет строительства города.

Фото


Вначале Мойка использовалась как транспортная магистраль, поэтому на ней проводились работы по углублению дна, выпрямлению и укреплению берегов.

Четырнадцать мостов через Мойку — это целая коллекция произведений инженерного искусства.

Берега Мойки чрезвычайно живописны и неповторимы. Здесь сосредоточены архитектурные шедевры,

Название «Мойка» произошло от прежнего, старинного наименования реки — Мья.

Река Мойка в Санкт-Петербурге начинается от Фонтанки у Летнего сада и впадает в Большую Неву недалеко от ее устья.
Если идти от Адмиралтейства и Дворцовой площади по Невскому проспекту, то Мойка – первая из рек, пересекающих проспект.
Протяженность реки - 4,5 километра.

Набережные украсила чугунная решетка четкого рисунка.
Рисунок ограды одинаков на всем протяжении.

Фото


Фото


Прогулка по набережным реки Мойки будет замечательной и интересной.
Здесь расположены исторические здания и есть тихие спокойные уголки – Летний сад, Марсово поле и Михайловский сад.

С набережной у Певческого моста по-особенному открывается вид на Дворцовую площадь.

Фото


У Поцелуева моста – вид на Исаакиевский собор.

Фото


Сами мосты - достопримечательности Северной столицы.

Фото
Поцелуев мост

Фото
Певческий мост

Земля в этом районе всегда была очень дорогая и строить здесь дома могли только очень богатые люди. Украшают набережную здания, являющиеся историческими памятниками – Михайловский замок, дворцы: Михайловский (Русский музей), Мариинский, Строгановский, Юсуповский, и Разумовского, особняки вельмож и красиво оформленные фасады бывших доходных домов.

Михайловский (Инженерный) замок, Летний сад, Марсово поле (Царицын луг), Михайловский сад — блистательные архитектурные ансамбли, каждый из них самобытен и самостоятелен. Они возникли в разное время, но вместе с тем, прирастая друг к другу, слились в единую гигантскую композицию — ансамбль ансамблей.


Летний сад


Летний сад — один из самых красивых парков города.

Петр упоминает о нем в своих указах уже в первые годы строительства города. Так что Летний сад - ровесник города
Первый план Летнего сада набросал сам Петр и в дальнейшем сам руководил работами.
При Петре1 в Летнем саду был «Лабиринт Эзоповых басен». Каждая из 60 скульптур которого — иллюстрацией к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около скульптур были поставлены таблички с пояснениями. У входа в лабиринт — статуя Эзопа, баснями которого так восхищался сам Петр, что приказал делать «Эзоповы фонтаны». В Летнем саду эту затею осуществил архитектор М.Г.Земцов.

К сожалению, катастрофическое наводнение 1777 г. повредило сад. Деревья были вырваны с корнем, фонтаны разрушены.
Парк был реконструирован при Екатерине Великой.

Императрица предпочла свободный стиль ландшафтного парка с садовыми скульптурами.
Появились широкие аллеи, пересекающие круглые площади, на которых были установлены аллегорические статуи, олицетворяющие науку, искусство, славу и персонажи героев античной мифологии Менерву, Флору, Меркурия, Вакха и др.


Фото

Фото


Установлены были скульптурные портреты исторических деятелей – польского короля Яна Собеского, Юлия Цезаря, римского императора Траяна и Александра Македонского.

Фото
Бюст Александра Македонского

На протяжении долгого времени в парк пускали только представителей дворянства.
Затем, с середины 19 века парк был открыт для всей «прилично одетой публики».

Среди романтиков, которых привлекал Летний сад, были А. С. Пушкин, В,А.Жуковский, Н.В. Гоголь, П. И.Чайковский, украинский поэт Т. Г.Шевченко. Писатель И. А. Гончаров даже сделал Летний сад местом встречи Обломова и Ольги, героев романа «Обломов».



Летний сад со всех сторон окружен водой.
С одной стороны Нева, с другой стороны Мойка, с третьей — Фонтанка, с четвертой — Лебяжья канавка.
Так Летний сад оказался «вставленным» в великолепную, живую и трепетную, поблескивающую под лучами солнца водяную раму.
Лучше всего подходить к Летнему саду со стороны набережной Невы, через ворота в высокой литой ограде, выполненной в 1770—1784 гг. Юрием Фельтеном.

Фото



Фото

Фото


Знаменитый архитектор Петербурга, автор ограды Летнего сада и многих сооружений в городе Ю.М.Фельтен приходился сыном главному повару императора Петра I - оберкухенмейстеру Иоганну Фельтену.
На ограду Летнего сада уже современники смотрели как на чудо света.

Фото


И действительно, классический ритм чередующихся лаконичных строк чугунных копий, с изящным завершением в конце вызывает смутное, как во сне, необъяснимое ощущение чуда, ради которого стоит хоть один раз побывать в Петербурге.

Фото


Легенда молвит, что некий богатый англичанин, наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему совершенно необходимо побывать в России и увидеть ограду Летнего сада и Стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада.
Изумленный и очарованный сказочной красотой северных шедевров, британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла, так как более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.
Действительно, весь облик новой столицы производил завораживающее впечатление на иностранных гостей.
Так, посетивший Петербург А. Дюма именно о Стрелке Васильевского острова сказал: «Я не знаю, есть ли в мире какой-нибудь вид, который мог бы сравниться с развернувшейся перед моими глазами панорамой».
Ему вторит писательница мадам де Сталь: «Нельзя не задуматься над чудом создания столь прекрасного города в такое малое время».


ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ ПЕТРА1 В ЛЕТНЕМ САДУ
Маленький двухэтажный дворец.

Фото


Казалось бы, все просто, почти никаких украшений— величие Летнего дворца в простоте его архитектуры. Поразительна гармония!
О Летнем дворце Петра1 смотри в http://forum.say7.info/post3233662.html#3233662


Памятник И.А.Крылову

Хочется рассказать подробнее о первом в России памятнике литератору, писателю, баснописцу И.А.Крылову.
Памятник Крылову – последняя крупная работа П.К.Клодта.
Скульптор изобразил И.А.Крылова с раскрытой книгой в руках.
Гранитный пьедестал украшен изображениями фигур различных животных – героев басен Крылова.

Фото


Спустя полвека после наводнения, унесшего скульптуры Эзоповых басен, в Летнем саду появился памятник великому русскому баснописцу И.А.Крылову.
Летний сад – любимое место прогулок Крылова. Писатель жил недалеко от сада.
Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника.
На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет».

Фото

Фото

Фото

Фото


Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Интересно обходить памятник и рассматривать бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни.
Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»...

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника.
На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери.
Ручные и миролюбивые свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты, т.к. квартира Клодта соединялась с мастерской переходом.

Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка. Из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами. Художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра. Сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Фото
П.К.Клодт

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком... Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».
Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом.
Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника.
Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка.
Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую.
Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец. Там он делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.
Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.


Памятник называют «Дедушка Крылов».
Статуя баснописца была отлита целиком, а не частями.
Это говорит о величайшем мастерстве Клодта!


Памятник И.А.Крылову находится рядом с Чайным домиком.
Есть в Летнем саду и кофейный домик. Архитектор К.России

Фото


В 1925 году при производстве ремонтных работ под Кофейным домиком были обнаружены подземные тоннели, назначение которых остается невыясненным.


Фото


Порфировая ваза украшает вход в Летний сад со стороны набережной Мойки.
Это подарок шведского короля Николаю1 в 1839 году.
Высота вазы вместе с постаментом 4метра 85см.
Ваза изготовлена в Швеции из местного розового порфира, а пьедестал из темно-красного порфира.


Фото

Фото
Ограда Летнего сада со стороны реки Мойки

Вот такое же лицо стало у меня, когда я увидела Летний сад после реставрации в 2012 году. Произвел на меня дикое, угнетающее впечатление.
Это уже не парк моего детства.
Утрачена душа сада. Он стал искусственным.
Однако побывать там стоит и составить собственное мнение.


Продолжение:

Вдоль реки Мойки
Михайловский замок http://forum.say7.info/post3310310.html#3310310
Храм Спаса на Крови http://forum.say7.info/post3973334.html#3973334
Цветные мосты http://forum.say7.info/post4451907.html#4451907

 
05 Ноя 2012 23:20

Страница 5 из 69