таненка
Татьяна
санкт-петербург
Обычный и необычный архитектурный ансамбль СМОЛЬНЫЙ
Ансамбль Смольный – Смольный собор, Смольный монастырь и Смольный институт – один из самых красивых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
Доминантой комплекса является Смольный собор.
Смольный расположен на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре1 были устроены смоляные дворы, поставляющие смолу для строительства кораблей.
Но после того, как смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название «Смоляной двор».
Рядом с этим живописным уголком в 18 веке был построен небольшой Смольный дворец, в котором жила дочь Петра1 Елизавета.
Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини.
Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописный участок Смоляного двора, расположенный в том месте, где Нева делает красивый изгиб.
Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли
Но война с Пруссией и роскошные ассамблеи значительно опустошила государеву казну и не дали Елизавете увидеть при жизни ни Смольный монастырь, ни Смольный собор.
В архитектуре Смольного собора сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры.
Этот бело-голубой собор великолепен. Создает ощущение устремленности ввысь.
Нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору праздничность и торжественность.
Наиболее сильное впечатление создается в вечернее время – на фоне темного неба выделяется ярко подсвеченный собор.
Вокруг собора расположены четыре церкви и монастырские корпуса, выполненные тоже в бело-голубой гамме.
Купола церквей разные.
Архитектор В.Стасов продолжил работу над храмом.
Он стал автором великолепной ажурной ограды собора Ограда имеет два пояса - нижний с более простым рисунком и верхний, ажурный и изящный.
Смольный собор стал своеобразным «рекордсменом». Ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Строительство храма началось в 1748 г, а отделка была завершена в 1835 .
Таким образом 87 лет возводилось это здание.
Удивительный оптический эффект присущ Смольному собору. Мистика!!!
Согласно наблюдениям, по мере приближения к собору кажется, что он постепенно «уходит» в землю.
В 1764 году Екатерина 2 при Смольном монастыре учредила Императорское Воспитательное общество благородных девиц – Смольный институт благородных девиц.
В ее приказе говорилось, что Смольный институт призван «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки.
Закрытость учебного заведения была главным условием воспитания "новой породы" людей.
Идея такая: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы. За двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми.
В 1764 году в "Воспитательное общество" впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях.
Монастырские кельи были мало приспособлены под классы и решили специально для Института благородных девиц построить здание.
Строительство велось с 1806 года по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги
Дж.Кваренги Смольный институт 1806 г. Фасад.
Литография 19 века. Смольный институт.
Кваренги преклонялся перед великолепным созданием Растрелли – Смольного собора и Смольного монастыря, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и величавое, монументальное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.
Здание построено специально для учебного заведения.
Архитектор Кваренги разработал схему расположения учебных классов и служебных помещений, которые используются и сейчас при проектировании школ.
Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.
Смольный институт был первым государственным женским учебным заведением в России. Был самым престижным долгие годы.
Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года
В 1917 г институт был закрыт.
После Октябрьской революции в Смольном работало новое правительство: Совет Народных комиссаров во главе с В.И.Лениным.
С тех пор это здание занимают различные структуры власти.
Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.
В Советское время в 1923-24г, чтобы подчеркнуть роль Смольного, как колыбели революции, оформили парадный въезд на территорию – в начале главной аллеи построили два пятиколонных портика. Установили в них бронзовые доски с изображением наград города и области.
В коридоре Смольного 1 декабря 1934г выстрелом в затылок был убит первый секретарь ВКПб С.М.Киров.
Существуют различные версии убийства, в том числе заговор и ревность.
Во время Великой Отечественной войны в здании Смольного института находился штаб обороны – Военный совет Ленинградского фронта - сердце блокадного Ленинграда. Смольный замаскировали под свалку, поэтому туда ни одна бомба не упала.
Кстати, для препятствия бомбометанию развешивались в небе аэростаты - на высотах, удобных для бомбардировщиков - чтоб не летали, где не надо. Приходилось забираться выше, что влияло на точность.
Само здание Смольного стало символом города и вошло в историю России как один из символов Октябрьской революции начала 20 века.
А теперь тем, кто хотел бы познакомиться с бытом и жизнью воспитанниц Смольного института благородных девиц.
В институте благородных девиц изначально курс был рассчитан на 12 лет.
Позднее был сокращен.
Воспитанницы института жили в строгой изоляции от внешнего мира.
Для того, чтобы ограничить любое постороннее влияние на воспитанниц, все эти годы девочки безвыездно жили в институте, видясь с родными только в короткие часы официальных встреч с родителями под бдительным взором классных дам и не имея возможности посетить дом даже на каникулах. Такая строгой изоляции была прервана только во второй половине XIX века.
Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского "благонравия" и считалось "дурным поведением". Поэтому шалуний и строптивиц называли "мовешками" ("mauvaise" - дурная). Даже внешность учениц была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов
Обычная температура воздуха в институте была +16-18 градусов ( а иногда +12)
Зимняя ночь, проведенная под тонким одеялом становилась испытанием.
Ежедневно умывались до пояса (вода, конечно, не подогревалась) и еженедельная баня.
Примерное расписание дня для воспитанниц:
6:00 - подъем, умывание, приведение себя в порядок
7:30 - приход классной дамы, молитва
8:00 - утренний чай
9:00, 11:30 - начало уроков
12:00 - обед
до 14:00 - свободное время
14:00, 15:30 - уроки
17:00 - вечерний чай
18:00 - приготовление уроков, уроки танцев или пения
20:00 - ужин
21:00 – отбой
Воспитанницы жаловались на дурное питание, иногда - плохое по качеству, чаще - скудное по количеству.
Обычное меню середины XIX века в Смольном:
-Утренний чай с булкой
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок
- Вечерний чай с булкой
В посты рацион становился еще менее питательным. Среда и пятница – независимо от поста постные.
Обед
Однажды более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение".
Учебная программа была весьма насыщенна: закон Божий, русская словесность, французский и немецкий языки, арифметика, география, история, физика. Кроме того преподавалась музыка, танцы, пение, рисование, рукоделие. Режим дня был строг.
Однако первостепенное значение придавалось не образованию, а воспитанию.
Урок музыки
Неотъемлемой частью обучения было зазубривание ритуала приема августейших особ.
Умение изящно приседать в реверансе в Смольном XIX века ценилось больше успехов в математике, за хорошие манеры прощали неудачи в физике, ну а исключить могли за недостойное поведение, но уж никак за неудовлетворительные оценки. Единственной из наук, считавшейся священной, было изучение французского языка.
На французском языке преподавали многие предметы.
Урок французского. Классная дама следит за дисциплиной.
Обычным было чередование французских и немецких дней, когда девушки были обязаны говорить только на этих языках даже между собой. За произношение русского слова на шею проштрафившейся вешался картонный язык, который она должна была передать следующей, пойманной на месте "преступления". Правда, подобное наказание научились легко обходить: перед русской фразой вставляли на иностранном: "Как это сказать по-французски (по-немецки)?" и далее спокойно переходили на родной.
Оценки ставились по двенадцатибальной шкале, по результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия - где-то банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы, где-то - шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.
значок для отличившихся воспитанниц
Интересно, что воспитанниц учили кулинарии и ведению домашнего хозяйства. Впрочем, многие выпускницы рассказывали, что знания по этим предметам давали совершенно отрывочные. Например, в старших классах существовало дежурство по кухне, когда институтки под руководством поваров сами готовили еду, однако, скажем, жарка котлет исчерпывалась для них только... лепкой изделий из уже готового фарша. Никаких сведений о выборе мяса или о дальнейшей тепловой обработке блюда не давали.
В Смольном служили хорошие преподаватели рукоделия, но занимались они не столько обучением, сколько изготовлением дорогих вышивок, которые было принято дарить посещавшим институт важным персонам.
Катание с горки
В стенах института запрещалось бегать или играть в подвижные игры – уроки физкультуры, гимнастики и танцы были любимыми.
Урок гимнастики
Неуспевающую воспитанницу просто переводили в слабое отделение и редко вызывали, но аттестат выдавали. Подобные девушки, считающие Александра Невского польским королем и ограничивающие срок Семилетней войны десятью годами, однако обладающие бумагами об окончании наиболее престижного женского учебного заведения, сильно подрывали престиж альма матер.
А.Белоусов. Воспитанницы на прогулке
Девочки хотели кого-то любить и предметом обожания - объектом поклонения, кумиром становился любой: подруга, старшеклассница, священник, учитель, император... Только классных дам не жаловали, но это было следствием боязни быть заподозренной в откровенном подхалимаже.
Обожательница дарила предмету любви подарки на праздники, испытывала всяческие ритуальные мучения для того, чтобы быть "достойной", например, вырезала ножиком или выкалывая булавкой инициалы «божества», ела в знак любви мыло или пила уксус, пробиралась в церковь ночью и там молилась за благополучие обожаемого, оказывала различные практические услуги: чинила перья и т.д.
Обожание императора, поощряемое руководством института, вообще переходило всяческие границы - институтки собирали и тщательно хранили "кусочки жаркого, огурца, хлеба" со стола, за которым обедал царь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти "талисманы" у себя на груди.
Бытует такая байка, что будто Александр2 говорил:"Со мной делайте, что хотите, но собаку мою не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было в некоторых заведениях". Но девушки не только отрезали шерсть с домашнего любимца Александра, но даже ухитрились вырезать в нескольких местах дорогой мех от шубы императора.
Помимо "государственных" мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей (кстати, дочки декабриста Каховского были пансионерками Николая I), так и просто богатыми людьми. И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. А в 1770 г. гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги, полученные за имение, в уплату содержания в Смольном девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы.
Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые.
Затворническое воспитание, проходившее в строгой изоляции от внешнего мира сформировало оригинальный женский тип – тип «институтка».
Они отличались от «гимназисток» и «курсисток».
Воспитанницы Смольного института – «смолянки» были, восторженны, наивны, неопытны.
Институтки боялись покойников и привидений.
Это способствовало широкому распространению легенд о «черных женщинах», «белых дамах» и других сверхъестественных обитательницах помещений и территории института.
Со зданием Смольного монастыря связана легенда о замурованной там монахине. Ею пугали по ночам боязливых смолянок.
Но были и отчаянные девушки -
в российском телесериале «Институт благородных девиц» Софья Горчакова среди ночи проникает в пустой старый дом рядом с Институтом благородных девиц.
Она хочет доказать: легенда о том, что в большом зеркале можно увидеть суженого, безнадежно устарела…
Но…
Неожиданно появившийся в зеркале мужчина, случайно оказавшийся в это время в доме оказался – таки её любимым впоследствии.
Использованы фотографии Петра Соболева (Бродячая камера).
Кто хочет посмотреть на город с высоты Смольного собора, откройте альбом 60.
http://newsbabr.com/?IDE=94604 Быт Смольного института
Продолжение:
«Медному всаднику» — 230 лет
http://forum.say7.info/post3386244.html#3386244
Оглавление на стр.1.