Были и мифы Петербурга

Сообщение Автор
 
23 Ноя 2012 12:16

Распечатать сообщение
Тероль

Ольга

51 год
Смоленск

ТерольМои рецепты
Лиза, Элина, спасибо за добрые слова girl_in_love
Танюша - какая замечательная фотография "Амстердамовского Петербурга"!!! Действительно, не сразу и догадаешься в каком городе снято.

А я сегодня хочу поделиться не своими впечатлениями о городе, а маленьким отрывком из большой книги. Думаю, это будет интересно именно тем, кто хочет побольше узнать о непосредственной мистике города. Ведь так или иначе периодически Танюше задают этот вопрос, вот я и решила немного привнести историй, к которым сама отношусь неоднозначно - полуправда-полувымысел, но читать было интересно. Нашла я их в книге А. Буровского "Величие и проклятие Петербурга". Противоречивое отношение и к самой книге, но есть там очень интересная глава, где собраны городские "мистические" легенды.
Танюша, сразу прошу прощения, за то, что будет небольшое повторение в легендах, но тут как раз тот случай, когда из песни слов не выкинешь... unknown
Подбирала истории специально, чтобы создать "дух" тематики.
Вначале я немного процитирую версию Буровского о любви к мистике в Санкт-Петербурге:

"С Питером неразрывно связаны истории нарушения причинно-следственных связей и законов жизни — хотя бы история, как «корабли пошли посуху». Эта история восходит к реальному эпизоду Северной войны, когда Петр приказал тащить корабли волоком из притоков Двины к Неве. Сколько усилий были затрачено и сколько погибло солдат — история умалчивает, но факт остается фактом — русский флот «оказался» перенесен из Белого моря в Балтийское.
В тот же год по случаю взятия Нотебурга была выпущена памятная медаль с надписью — «Небывалое бывает». Тут любопытен и полет фантазии самого Петра: почему-то взятие не самой сильной и не такой уж значительной крепости он считал чем-то «небывалым». ..
А в народном сознании «небывалое» прочно прилипло к эпизоду с перетаскиванием кораблей. Сам же эпизод служил отличным подтверждением — в Санкт-Петербурге может происходить все, что угодно. Любое нарушение вообще-то бесспорных законов жизни общества и природы...

Невероятные истории как будто рождаются из самой петербургской почвы, отделяются от стен Великого города. В фольклоре у таких историй есть свое название: «быличка». Быличка — не сказка, не повесть, а именно что история про встречу с необычайным."


В начале — середине XIX века в салонном фольклоре — фольклоре богатого столичного дворянства — особую роль занимали «страшные петербургские рассказы» — то есть фантастические истории с непременным петербургским колоритом. Наверное, уже не восстановить и малой толики этих историй, увы!

Собирателями этого фольклора и всевозможных «страшных историй» стали такие деятели культуры, как Пушкин, Дельвиг и Гоголь. Именно они сделали петербургский фольклор фактором «высокой» культуры — культуры образованных верхов.
Напомню, что многие из петербургских рассказов Гоголя откровенно фантастичны и так же откровенно близки к «народному» пласту петербургского фольклора.
Пушкин мыслил свои дневники 1833–1835 годов как своего рода сборник «страшных» историй.
Дельвиг культивировал этот устный «страшный петербургский рассказ». Именно он рекомендовал напечатать «Уединенный домик на Васильевском», совместное творение А. С. Пушкина и В. П. Титова (повесть вышла под псевдонимом)"


Ну а теперь уже сами былички. Обычные и невероятные. Здесь только цитаты:

ЦАРСТВЕННЫЕ ПРИЗРАКИ

"... Великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, рассказывал такую историю. Мол, как-то вечером он, Павел Петрович, шел в сопровождении князя Куракина и двух слуг. Вдруг впереди показался незнакомец, завернутый в широкий плащ. Этот неизвестный явно поджидал Великого князя и пошел с ним рядом.
— С нами кто-то идет! — сказал Павел Петрович князю Куракину.
Но князь никого не видел и пытался уверять Великого князя, что тут никого нет. Незнакомец же вдруг заговорил: «Павел! Бедный Павел! Бедный князь! Я тот, кто принимает в тебе участие». Он пошел впереди путников, показывая им дорогу, вывел на Сенатскую площадь и указал на место, где потом воздвигли памятник: «Павел, прощай, ты снова увидишь меня здесь». С этими словами незнакомец приподнял шляпу; это был, разумеется, Петр I.
История эта была рассказана 10 июня 1782 года в Брюсселе, и записала ее баронесса Оберкирх".


В книге много историй, связанных с Медным всадником, приведу всего одну, для пересечения с первой Танюшиной темой:

"... история, произошедшая в 1812 году. Тогда опасались вступления Наполеона в Петербург и решили увезти Медного всадника в Вологодскую губернию. Для этой цели уже приготовили плоскодонные баржи, готовы были люди, а статс-секретарь Молчанов получил на расходы несколько тысяч рублей.
В то же время некий майор Бутурлин чуть ли не каждую ночь стал видеть один и тот же сон: как он стоит на Сенатской площади возле памятника. Вдруг голова Петра поворачивается, всадник съезжает со скалы и едет к Каменному острову, к резиденции Александра I. Во дворе Каменноостровского дворца встречаются они — живой император Александр I и мертвый, бронзовый Петр I.
— Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит Александру Петр. — Но пока я на месте, моему городу нечего опасаться.
После сих слов Медный всадник поворачивается и отправляется на прежнее место.
Майор Бутурлин добился свидания с личным другом императора, князем Голицыным. Пораженный Голицын уговорил Александра не увозить статую…"


В Петербурге упорно говорили и говорят о встречах не с одним Петром, а, по крайней мере, еще с двумя императорами: с Николаем I, которого видят иногда в сильную метель на Дворцовой площади, и с Павлом I, который расхаживает в полнолуния по Инженерному замку. Сохранилось даже свидетельство некого мещанина, не нашедшего ничего умнее, как спросить у Николая I:

— Вы ли это, Ваше царское величество?!

На что получил великолепный, истинно царский ответ:

— Ты что, сам не видишь, дурак?!

Встреча с Николаем I, кстати говоря, в конце XIX века считалась счастливым предзнаменованием: увидел императора Николая, жди повышения по службе. Многим ли повезло — не могу знать, но несколько десятков свидетельств встреч с Николаем существуют."


Хорошо документировано появление призрака-двойника Анны Иоанновны в 1740 году в Зимнем дворце; тогда Зимний дворец русских царей стоял на Фонтанке близ Аничкова моста.
По воспоминаниям офицера дворцовой стражи, «Караул стоял в комнате подле тронной залы. Часовой был у открытых дверей. Императрица уже удалилась во внутренние покои. Все стихло. Было уже за полночь…» Первым заметил странное часовой, стоявший возле дверей залы: там внезапно появилась Анна Иоанновна в белом одеянии. Она стала ходить по тронной зале туда-сюда, задумчиво склонив голову.
Недоумение сменилось тревогой, а тревога — все большим страхом. Офицер направил вестового к Бирону. Разбуженный среди ночи Бирон, злой как черт, заглянул в двери зала и стал кричать:
— Это какая-то интрига, обман, какой-нибудь заговор!
Спешно разбудили саму императрицу. Бирон уговорил ее «выйти, чтобы в глазах караула изобличить какую-то самозванку, какую-то женщину, пользующуюся сходством с ней, дабы морочить людей, вероятно, с дурными намерениями».
Когда Анна Иоанновна пришла, все увидели в тронной зале «две Анны Иоанновны, из которой настоящую, живую, можно было отличить от другой только по наряду». Императрица направилась к своему двойнику и спросила:
— Кто ты, зачем пришла?!
Не отвечая ни слова, призрак стал пятиться к трону. Бирон заорал, пытаясь командовать солдатами:
— Это дерзкая обманщица! Вот императрица! Она приказывает вам, стреляйте в эту женщину! (Хотя Анна Иоанновна ничего подобного не приказывала.)
Солдаты, весьма нерешительно, стали поднимать ружья… Трудно сказать, как могли бы разворачиваться события дальше, но тут призрак внезапно исчез.
Анна Иоанновна повернулась к Бирону и тихо сказала:
— Это смерть моя.
Она поклонилась солдатам и вышла. Императрица Анна Иоанновна действительно умерла через несколько дней."


"Павла I нередко видят в Инженерном замке, особенно в полнолуние. По поводу этих встреч есть три версии. Одна, согласно которой император поднимается по парадной лестнице. Если с ним поздороваться, он вежливо кланяется и проходит дальше.

По второй версии, в 12 часов ночи в окне появляется тень императора со свечой в руке. Уже в XIX веке, когда уважения к призракам было побольше, говаривали — за тенью императора стоят курсанты Инженерной школы. Ведь с 1823 году в Михайловском замке разместилась Инженерная школа, и с тех пор сам замок стал называться Инженерным. А курсанты — люди веселые, что тут греха таить. Вполне могли и пошалить эти курсанты.

По третьей версии императора не столько видно, сколько слышно: звучат шаги, шорох одежды, виден неясный силуэт в треуголке. Заметив присутствие призрака, нужно громко сказать:

— Здравствуйте, Ваше императорское величество.

И тогда призрак исчезает.

Несколько раз сообщалось и о появлении призрака Павла I в Павловском замке в Павловске. Признаки появления Императора такие же, как и в Инженерном замке.


Николай II несколько раз появился в Эрмитаже. Тень императора проходила по галереям вечером, когда посетители из музея уже ушли. А сотрудники соответственно еще присутствуют. И могут видеть, как ступает император по паркету — бесшумно, как и подобает привидению. Ходил слух, что призрак появился после того, как утвердили план перезахоронения останков. Как будто призрак исчез после того, как останки и правда перезахоронили.

Екатерину II видели гуляющей по набережной Мойки и вдоль Петропавловской крепости — в сторону Кронверкской.
"

ПРИВИДЕНИЯ РАНГОМ ПОМЕНЬШЕ

Царевич Алексей появляется иногда в Петропавловской крепости: на камнях равелина вдруг проявляется тень юноши, идущего с низко опущенной головой. Волосы длинные. Регулярности в появлении призрака нет никакой.

Гавриил Державин появляется в своем бывшем доме. В этом доме долгое время находился театр. Его сотрудники рассказывали о появлениях призрака, похожих на признаки появления Павла I в Инженерном замке. Иногда на столах перемещались предметы, и было ощущение, что кто-то сознательно их переносит.

В Петербурге вообще ходило и ходит очень много историй, которые и проверить трудно и которые в то же время вызывают невольное доверие: очень уж серьезные люди и очень уж просто рассказывают их.

Родственница Дельвига, Екатерина Гавриловна Левашева, рассказывала, что у ее мужа с Дельвигом был уговор: тот, кто первый умрет, должен явиться другому, чтобы показать: загробная жизнь существует. Спустя семь лет Дельвиг умер, а еще через год после своей смерти, в 12 часов ночи вошел в кабинет Левашева, сел в кресло, и так же не сказав ни слова, удалился."

"В 1978 году один юноша-студент ждал свою девушку. Он стоял у перил Университетской набережной, напротив корпуса филологического и восточного факультетов. Было часов 8 вечера, начало мая, пасмурный день, сумерки. Какой-то пожилой человек попросил у парня прикурить. Юноша протянул ему коробок спичек, и все припоминал — где он видел это лицо?! Пожилой человек прикурил, вежливо кивнул и удалился… Только тогда парень сообразил: ведь портрет этого человека висит в университете! Это же Дмитрий Менделеев!

Галлюцинация? Возможно. Но такие же галлюцинации в разное время случились и еще с двумя студентами и сотрудниками университета."


"В XVIII веке рассказывали о встречах с призраками замученных Бироном людей. Призраки встречались на месте палат Бирона. Скажем, женщина с окровавленными плечами с криком перебегала Невский проспект перед идущими экипажами.

Из жизни современного Петербурга расскажу только один такой случай.

В 1987 году несколько обормотов, договорившись со знакомыми милиционерами из охраны, пошли пьянствовать во дворец Меншикова. Среди всего прочего, они решили покататься на навощенных полах: разгонялись в одних носках и ехали по полу огромных залов. По словам одного из участников событий, прямо из стены зала к ним вышел «такой маленький, с грубой рожей, с волосьями на голове…»
— В парике?
— Ну… В парике…
И этот маленький, с грубой рожей, длинной тростью разогнал хулиганов (включая и милицию).
— Это Меншиков был?
— Нет, лицо незнакомое…
Кто был этот решительный и эксцентричный сторож, взявшийся своими силами напугать безобразников, — не решаюсь судить однозначно. Но история была, и здоровенные синяки на головах протрезвевших идиотов видел собственными глазами."


Вот такие забавные и трагические истории мистического Петербурга. Ну а верить в них, или нет - это уже зависит только от нас ...
 
23 Ноя 2012 18:37

Распечатать сообщение
L@ris@

Лариса

51 год
Хабаровский край

L@ris@Мои рецепты
таненка писал(а):
А это у нас:

это же Охтинский мост! мы жили не далеко от него!!!!! каждый вечер гуляли по набережной и любовались мостом и Смольным
 
24 Ноя 2012 3:43

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Дорогие мои, как я рада видеть Вас!!!

*Elisha* Элиночка, ты - душа моя! Я не шучу! Rose Rose Rose

Тероль Оленька - радость моя! Rose Rose Rose
Автор А.Буровский фантазирует были и небылицы о Санкт-Петербурге. Хотя надо отдать должное - эти истории бродят по нашему городу.

L@ris@ Ларисочка - далекая звезда моя! Rose Rose Rose
Да, Лариса, Смольный собор - это чудо. Есть легенды и про него.

Фото
 
24 Ноя 2012 4:21

Распечатать сообщение
L@ris@

Лариса

51 год
Хабаровский край

L@ris@Мои рецепты
таненка писал(а):
Смольный собор - это чудо. Есть легенды и про него.

В ожидании...... Wink Wink Wink Wink
 
24 Ноя 2012 10:27

Распечатать сообщение
Тероль

Ольга

51 год
Смоленск

ТерольМои рецепты
Танюша, согласна sharik . Фантазии Буровскому не занимать Wink , потому и написала, что отношение к книге и автору у меня неоднозначное. Но эти легенды я слышала и раньше из разных источников, а здесь они как раз собраны вместе.
таненка писал(а):
Хотя надо отдать должное - эти истории бродят по нашему городу.

Ну раз это признаёт такой влюблённый и знающий Петербург человек, как Танюша, то в этой подборке автору наверно можно будет поверить.

Жду рассказа о Смольном с особым чувством.
Как и все советские дети, я знала о существовании Смольного наверное с пелёнок. Вначале было просто слово-ассоциация с революцией, потом узнала об институте благородных девиц... В детской голове эти несовместимые вещи укладывались плохо, потому и я представляла что-то необычное и невероятное, а увидела, можно сказать, стандартное для эпохи и города здание. Разочарованию не было предела... Прошли годы, а моё отношение так и не изменилось. В списке моих любимых мест Смольный так и не оказался. Но, я уже давно отметила для себя, что после ваших рассказов многое открывается совсем по-другому, наверно потому что за каждой буковкой стоит безмерная любовь к Петербургу. И эта любовь просто не может не захватить и очаровать. Rose Rose Rose
 
30 Ноя 2012 20:47

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Оленька, правильно отметила, что здание типовое, стандартное.
Разработано в 17…годах, т.е. в 18 веке, а современно оно и в 21 веке.
То, что там расположена мэрия Санкт-Петербурга говорит о его удобстве.
Давай посмотрим на Смольный иначе в следующем материале.
 
30 Ноя 2012 21:13

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Обычный и необычный архитектурный ансамбль СМОЛЬНЫЙ


Ансамбль Смольный – Смольный собор, Смольный монастырь и Смольный институт – один из самых красивых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

Доминантой комплекса является Смольный собор.

Фото


Смольный расположен на берегу реки Невы, на том месте, где при Петре1 были устроены смоляные дворы, поставляющие смолу для строительства кораблей.
Но после того, как смоляные работы на этом месте были прекращены, за участком надолго закрепилось название «Смоляной двор».
Рядом с этим живописным уголком в 18 веке был построен небольшой Смольный дворец, в котором жила дочь Петра1 Елизавета.

Согласно легендам, Елизавета Петровна, взошедшая на российский престол в 1741 году, намеревалась со временем удалиться от мира и постричься в монахини.

Неудивительно, что для монастыря она выбрала живописный участок Смоляного двора, расположенный в том месте, где Нева делает красивый изгиб.
Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли

Но война с Пруссией и роскошные ассамблеи значительно опустошила государеву казну и не дали Елизавете увидеть при жизни ни Смольный монастырь, ни Смольный собор.

В архитектуре Смольного собора сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры.

Этот бело-голубой собор великолепен. Создает ощущение устремленности ввысь.
Нарядное сочетание голубых стен и белокаменной лепки придают собору праздничность и торжественность.

Наиболее сильное впечатление создается в вечернее время – на фоне темного неба выделяется ярко подсвеченный собор.

Фото


Вокруг собора расположены четыре церкви и монастырские корпуса, выполненные тоже в бело-голубой гамме.

Фото


Купола церквей разные.

Фото

Фото


Архитектор В.Стасов продолжил работу над храмом.
Он стал автором великолепной ажурной ограды собора Ограда имеет два пояса - нижний с более простым рисунком и верхний, ажурный и изящный.

Фото

Фото

Фото


Смольный собор стал своеобразным «рекордсменом». Ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго. Строительство храма началось в 1748 г, а отделка была завершена в 1835 .
Таким образом 87 лет возводилось это здание.


Удивительный оптический эффект присущ Смольному собору. Мистика!!!
Согласно наблюдениям, по мере приближения к собору кажется, что он постепенно «уходит» в землю.


В 1764 году Екатерина 2 при Смольном монастыре учредила Императорское Воспитательное общество благородных девиц – Смольный институт благородных девиц.
В ее приказе говорилось, что Смольный институт призван «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. Зачислялись туда девочки шести лет, выпускались восемнадцатилетние девушки.
Закрытость учебного заведения была главным условием воспитания "новой породы" людей.
Идея такая: юные девушки полностью изолированы от влияния среды, семьи, улицы. За двенадцать лет обучения и воспитания они становятся взрослыми женщинами, свободными от пороков. Став матерями, выпускницы Смольного института воспитывают детей такими же, дети же передают все накопленное от матерей следующему поколению, и постепенно все члены общества станут добропорядочными людьми.

В 1764 году в "Воспитательное общество" впервые приняли 60 девочек 5-6 лет. Обучение и воспитание шло "по возрастам" (по возрастным группам): вначале, когда обучение длилось 12 лет, было четыре возраста, потом, когда срок обучения уменьшился до 9 лет, стало три возраста. Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: самые младшие (5-7 лет) - кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", 8 - 10 лет - голубые или синие, 11 - 13 лет - серые, старшие девочки ходили в белых платьях.

Монастырские кельи были мало приспособлены под классы и решили специально для Института благородных девиц построить здание.

Строительство велось с 1806 года по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги

Фото
Дж.Кваренги Смольный институт 1806 г. Фасад.
Фото
Литография 19 века. Смольный институт.

Кваренги преклонялся перед великолепным созданием Растрелли – Смольного собора и Смольного монастыря, поэтому решил вести новое строительство чуть в стороне, южнее монастырского комплекса. Кваренги создал строгое и величавое, монументальное здание, которое как бы оттеняет живописность творения Растрелли.

Фото


Здание построено специально для учебного заведения.
Архитектор Кваренги разработал схему расположения учебных классов и служебных помещений, которые используются и сейчас при проектировании школ.

Смольный институт имел удобную планировку: на первом этаже по сторонам коридора располагались учебные помещения, а на втором этаже - жилые комнаты. Настоящим украшением здания стал большой парадный зал с оригинальными люстрами. Кваренги не только придавал значение каждой детали отделки здания, но и продумал планировку пространства вокруг него: со стороны главного подъезда устроили большую площадь, а с противоположной стороны заложили регулярный сад.

Смольный институт был первым государственным женским учебным заведением в России. Был самым престижным долгие годы.

Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года

В 1917 г институт был закрыт.
После Октябрьской революции в Смольном работало новое правительство: Совет Народных комиссаров во главе с В.И.Лениным.
С тех пор это здание занимают различные структуры власти.
Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.

В Советское время в 1923-24г, чтобы подчеркнуть роль Смольного, как колыбели революции, оформили парадный въезд на территорию – в начале главной аллеи построили два пятиколонных портика. Установили в них бронзовые доски с изображением наград города и области.

Фото

Фото

Фото


В коридоре Смольного 1 декабря 1934г выстрелом в затылок был убит первый секретарь ВКПб С.М.Киров.
Существуют различные версии убийства, в том числе заговор и ревность.

Во время Великой Отечественной войны в здании Смольного института находился штаб обороны – Военный совет Ленинградского фронта - сердце блокадного Ленинграда. Смольный замаскировали под свалку, поэтому туда ни одна бомба не упала.
Кстати, для препятствия бомбометанию развешивались в небе аэростаты - на высотах, удобных для бомбардировщиков - чтоб не летали, где не надо. Приходилось забираться выше, что влияло на точность.

Само здание Смольного стало символом города и вошло в историю России как один из символов Октябрьской революции начала 20 века.


А теперь тем, кто хотел бы познакомиться с бытом и жизнью воспитанниц Смольного института благородных девиц.

В институте благородных девиц изначально курс был рассчитан на 12 лет.
Позднее был сокращен.

Воспитанницы института жили в строгой изоляции от внешнего мира.
Для того, чтобы ограничить любое постороннее влияние на воспитанниц, все эти годы девочки безвыездно жили в институте, видясь с родными только в короткие часы официальных встреч с родителями под бдительным взором классных дам и не имея возможности посетить дом даже на каникулах. Такая строгой изоляции была прервана только во второй половине XIX века.

Всякое же нарушение порядка было отступлением от институтского "благонравия" и считалось "дурным поведением". Поэтому шалуний и строптивиц называли "мовешками" ("mauvaise" - дурная). Даже внешность учениц была строго регламентирована: одинаковые прически, разные для разных возрастов

Обычная температура воздуха в институте была +16-18 градусов ( а иногда +12)
Зимняя ночь, проведенная под тонким одеялом становилась испытанием.
Ежедневно умывались до пояса (вода, конечно, не подогревалась) и еженедельная баня.
Примерное расписание дня для воспитанниц:
6:00 - подъем, умывание, приведение себя в порядок
7:30 - приход классной дамы, молитва
8:00 - утренний чай
9:00, 11:30 - начало уроков
12:00 - обед
до 14:00 - свободное время
14:00, 15:30 - уроки
17:00 - вечерний чай
18:00 - приготовление уроков, уроки танцев или пения
20:00 - ужин
21:00 – отбой

Фото


Воспитанницы жаловались на дурное питание, иногда - плохое по качеству, чаще - скудное по количеству.
Обычное меню середины XIX века в Смольном:
-Утренний чай с булкой
- Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон
- Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок
- Вечерний чай с булкой

В посты рацион становился еще менее питательным. Среда и пятница – независимо от поста постные.

Фото
Обед

Однажды более половины девочек оказались в лазарете с диагнозом "истощение".

Учебная программа была весьма насыщенна: закон Божий, русская словесность, французский и немецкий языки, арифметика, география, история, физика. Кроме того преподавалась музыка, танцы, пение, рисование, рукоделие. Режим дня был строг.
Однако первостепенное значение придавалось не образованию, а воспитанию.

Фото
Урок музыки

Неотъемлемой частью обучения было зазубривание ритуала приема августейших особ.
Умение изящно приседать в реверансе в Смольном XIX века ценилось больше успехов в математике, за хорошие манеры прощали неудачи в физике, ну а исключить могли за недостойное поведение, но уж никак за неудовлетворительные оценки. Единственной из наук, считавшейся священной, было изучение французского языка.
На французском языке преподавали многие предметы.

Фото
Урок французского. Классная дама следит за дисциплиной.

Обычным было чередование французских и немецких дней, когда девушки были обязаны говорить только на этих языках даже между собой. За произношение русского слова на шею проштрафившейся вешался картонный язык, который она должна была передать следующей, пойманной на месте "преступления". Правда, подобное наказание научились легко обходить: перед русской фразой вставляли на иностранном: "Как это сказать по-французски (по-немецки)?" и далее спокойно переходили на родной.

Оценки ставились по двенадцатибальной шкале, по результатам успеваемости составлялись рейтинги и выдавали промежуточные знаки отличия - где-то банты-кокарды, цвета которых обозначали успешность носительницы, где-то - шнурки с кисточками, которые повязывали на волосы.

Фото
значок для отличившихся воспитанниц

Интересно, что воспитанниц учили кулинарии и ведению домашнего хозяйства. Впрочем, многие выпускницы рассказывали, что знания по этим предметам давали совершенно отрывочные. Например, в старших классах существовало дежурство по кухне, когда институтки под руководством поваров сами готовили еду, однако, скажем, жарка котлет исчерпывалась для них только... лепкой изделий из уже готового фарша. Никаких сведений о выборе мяса или о дальнейшей тепловой обработке блюда не давали.
В Смольном служили хорошие преподаватели рукоделия, но занимались они не столько обучением, сколько изготовлением дорогих вышивок, которые было принято дарить посещавшим институт важным персонам.

Фото
Катание с горки

В стенах института запрещалось бегать или играть в подвижные игры – уроки физкультуры, гимнастики и танцы были любимыми.

Фото
Урок гимнастики

Неуспевающую воспитанницу просто переводили в слабое отделение и редко вызывали, но аттестат выдавали. Подобные девушки, считающие Александра Невского польским королем и ограничивающие срок Семилетней войны десятью годами, однако обладающие бумагами об окончании наиболее престижного женского учебного заведения, сильно подрывали престиж альма матер.

Фото
А.Белоусов. Воспитанницы на прогулке

Девочки хотели кого-то любить и предметом обожания - объектом поклонения, кумиром становился любой: подруга, старшеклассница, священник, учитель, император... Только классных дам не жаловали, но это было следствием боязни быть заподозренной в откровенном подхалимаже.
Обожательница дарила предмету любви подарки на праздники, испытывала всяческие ритуальные мучения для того, чтобы быть "достойной", например, вырезала ножиком или выкалывая булавкой инициалы «божества», ела в знак любви мыло или пила уксус, пробиралась в церковь ночью и там молилась за благополучие обожаемого, оказывала различные практические услуги: чинила перья и т.д.
Обожание императора, поощряемое руководством института, вообще переходило всяческие границы - институтки собирали и тщательно хранили "кусочки жаркого, огурца, хлеба" со стола, за которым обедал царь, выкрадывали платок, который разрезался на маленькие кусочки и распределялся между воспитанницами, носившими эти "талисманы" у себя на груди.
Бытует такая байка, что будто Александр2 говорил:"Со мной делайте, что хотите, но собаку мою не трогайте, не вздумайте стричь у него шерсть на память, как это было в некоторых заведениях". Но девушки не только отрезали шерсть с домашнего любимца Александра, но даже ухитрились вырезать в нескольких местах дорогой мех от шубы императора.

Помимо "государственных" мест для воспитанниц, довольно большое количество девушек содержалось за счет специальных стипендий, вносимых как императорской семьей (кстати, дочки декабриста Каховского были пансионерками Николая I), так и просто богатыми людьми. И. И. Бецкой, изначально стоявший во главе Воспитательного общества, обучал по десять девочек с каждого приема, положив на их имя в банк особый капитал. А в 1770 г. гофмейстерина Е. К. Штакельберг завещала деньги, полученные за имение, в уплату содержания в Смольном девочек из неимущих семей дворян Лифляндии и выдачи им пособий при выпуске. Делали ежегодные взносы для содержания стипендиаток Орловы и Голицыны, Демидовы и Салтыковы.
Смолянки, обучаемые на чей-то частный капитал, носили на шее ленточку, цвет которой выбирал благотворитель. Так, у стипендиаток Павла I они были голубые, у Демидовских – померанцевые, протеже Бецкого повязывали зеленые, а Салтыкова – малиновые.

Затворническое воспитание, проходившее в строгой изоляции от внешнего мира сформировало оригинальный женский тип – тип «институтка».
Они отличались от «гимназисток» и «курсисток».
Воспитанницы Смольного института – «смолянки» были, восторженны, наивны, неопытны.
Институтки боялись покойников и привидений.
Это способствовало широкому распространению легенд о «черных женщинах», «белых дамах» и других сверхъестественных обитательницах помещений и территории института.


Со зданием Смольного монастыря связана легенда о замурованной там монахине. Ею пугали по ночам боязливых смолянок.

Но были и отчаянные девушки -
в российском телесериале «Институт благородных девиц» Софья Горчакова среди ночи проникает в пустой старый дом рядом с Институтом благородных девиц.
Она хочет доказать: легенда о том, что в большом зеркале можно увидеть суженого, безнадежно устарела…
Но…
Неожиданно появившийся в зеркале мужчина, случайно оказавшийся в это время в доме оказался – таки её любимым впоследствии.




Использованы фотографии Петра Соболева (Бродячая камера).
Кто хочет посмотреть на город с высоты Смольного собора, откройте альбом 60.


http://newsbabr.com/?IDE=94604 Быт Смольного института

Продолжение:
«Медному всаднику» — 230 лет http://forum.say7.info/post3386244.html#3386244

Оглавление на стр.1.
 
01 Дек 2012 15:31

Распечатать сообщение
Ираф

Ирина


Тольятти

ИрафМои рецепты
Татьяна прочитала все про смольный институт и по ссылке тоже, с комментариями - право. в затруднении , как относится в наше "вольное" время к такому обучению.С одной стороны, вроде все прекрасно -обучение, воспитание, прекрасные манеры, а сдругой - холод, голод. оторванность от реальной жизни.Вот и думай, вот и гадай," иметь или не иметь".Хотя по мне, после того, что показали в сериалах про сегодняшнюю школу, уж лучше наверно смольный институт,или что-то среднее.В советское время, по-моему. обучение совсем неплохое было, мы и в институты поступали и экзамены сдавали без взяток и знания получили отличные( те.кто хотел учиться).
А история Смольного она на то и история и относиться к этому надо спокойно, видимо каково время, таково и воспитание и обучение молодежи.
Rose Rose Rose Татьяна, спасибо вам большое. Rose Rose Rose
 
01 Дек 2012 15:40

Распечатать сообщение
annapolyak


47 лет
Астрахань

annapolyakМои рецепты
таненка Танюша как всегда получила истинное удовольствие читая тему про Питер girl_in_love спасибо большое Romashki около Смольного мы были ,там проходил выпуск нашего брата!
 
02 Дек 2012 12:56

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Ираф, annapolyak - Ира и Аня - дорогие мои друзья, очень рада видеть Вас.

Фото
 
03 Дек 2012 13:35

Распечатать сообщение
Тероль

Ольга

51 год
Смоленск

ТерольМои рецепты
Танюша, спасибо огромное за труд! Rose Rose Rose
Ожидание темы получилось как ожидание подарка - и знаешь что будет, и не представляешь что. Увидев фотографии и направление рассказа поняла, что читать должна с наслаждением.

Познакомившись с историей создания уже для себя решила, что в следующую свою поездку обязательно дойду до собора, чтобы проверить оптический эффект и рассмотреть всё уже совсем другими глазами.

О жизни "смолянок" действительно истории бесконечны. Анекдот о первых выпускницах Смольного, которые были уверены, что булки растут на дереве дошёл до наших дней Smile Правда сразу после таких казусов была полностью пересмотрена программа и девушки стали получать более серьёзное и близкое к реальной жизни образование.
Про Александра 2 читала, смеялась. Действительно, и его бедняжку, и собаку так могли и на сувениры расхватать. Да и вообще фантазии воспитанницам хватало. Наверно в таком тесном коллективе их шалости были просто необходимы. А у нас ещё совсем недавно коммуну хаяли и дореволюционное время идеализировали. А чем же это не коммуна? Все живут в едином коллективе, подчинены единой идее. Причём изначальная - воспитание человека новой формации.

Хочется ещё поделиться полученным из "ранних" моих знаний - было странно и необычно узнать, что обращаться воспитанницы друг к другу должны были только по фамилии.

Я опять читала с опозданием, поэтому успела захватить и несколько комментариев.

Ираф,
Цитата:
право. в затруднении , как относится в наше "вольное" время к такому обучению.С одной стороны, вроде все прекрасно -обучение, воспитание, прекрасные манеры, а с другой - холод, голод. оторванность от реальной жизни.Вот и думай, вот и гадай," иметь или не иметь"

действительно, мы всегда судим по опыту жизни и бытовым условиям нашего времени. А тогда это не было чем-то невероятным. Дворянские дети по сравнению с современными воспитывались глубоко по-спартански. Примеры даже искать долго не стоит: Царскосельский лицей по условиям быта и жизни от Смольного отличался мало, а детские рассказы того же Толстого о том, что варенье, булки и даже пенка от молока - это невероятно желанное но чаще всего недоступное просто так удовольствие сейчас для нас дико и странно, а тогда это воспринималось как должное. И наказания розгами сейчас дикость, а тогда редкий мальчик не испытал на себе плоды этого "воспитания".
И температура это тоже понятие относительное. Недавно читала то, что тепло и комфортно англичанину - те же самые 16-18 градусов, дикий холод для американца))))) Если честно, что в 18-19 веке считалось нормальной температурой я не знаю, если не считать того, что жарко натопленное помещение обычно всегда особо упоминается в литературе. А значит это делалось видимо тоже по большим праздникам. Но это моё мнение. А как там было на самом деле.....
А о том, какое образование давалось - можно наверно судить по результатам. Специально поискала кто учился из известных женщин:Елизавета Водовозова, педагог и детская писательница; Прасковья Гагарина, воздухоплавательница; Глафира Алымова, первая русская арфистка; Вера Попова, химик; Елена Молоховец, это имя для нашего форума в комментариях не нуждается))))

Ну и очень хочется чуть-чуть связать со своей "колокольней" Embarassed
Одна из выпускниц связана со Смоленском и смолянином. Это - Екатерина Ермолаевна Керн. В своей теме о Глинке я рассказывала о ней, как о музе композитора, которой тот посвятил свой романс "Я помню чудное мгновенье". Слова, как известно А.С. Пушкин посвятил матери Екатерины - Анне Петровне Керн.

Фото

Е.Е. Керн.

Любовь была взаимной, страстной, но закончилась ничем.
Екатерина Ермолаевна в 1836 году с отличием закончила Смольный институт благородных девиц, потом 3 года жила в Смоленске с отцом, служившим в комендантом города, а затем вернулась в Смольный уже в качестве классной дамы (той самой, которую по неписаным правилам "любить было нельзя"))))).
В 1840 состоялась встреча Е. Е. Керн с М. И. Глинкой. Знакомство с композитором переросло в любовь.
Из письма Глинки:
«…мой взор невольно остановился на ней: её ясные выразительные глаза, необычайно стройный стан, и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей её особе, всё более и более меня привлекали. Я нашёл способ побеседовать с этой милой девицей. Чрезвычайно ловко высказал тогдашние мои чувства. Вскоре чувства мои были вполне разделены милою Е. К., и свидания с нею становились отраднее. Всё в жизни контрапункт, то есть противуположность Мне гадко было у себя дома, зато сколько жизни и наслаждения с другой стороны: пламенные поэтические чувства к Е. К., которые она вполне понимала и разделяла…».

На момент знакомства с Екатериной Ермолаевной Глинка был был женат. Брак Глинки с М.П. Ивановой был скорым и неудачным, весь Петербург смаковал личную жизнь композитора и его ветренной и алчной жены, но всё же... Классная дама Смольного института не имела права на подобные отношения. Она рисковала всем, но видимо настолько велика была эта любовь, что оба стали предпринимать решительные действия: Глинка, оставил свою жену М. П. Иванову, но развода не получил. Екатерина ушла из Смольного.
Отношения стали стремительно развиваться. Однако всё закончилось совсем не так как можно было бы предположить вначале. Керн тяжело заболела и переехала к матери. Весной 1840 композитор постоянно навещал Екатерину и именно тогда написал романс «Я помню чудное мгновенье». Вскоре Екатерина забеременела. Чтобы сохранить всё в тайне и избежать скандала в обществе, мать увезла дочь в Лубны на Украину «для перемены климата».
В 1842 г. Екатерина вернулась в Петербург. Глинка, так и не получивший развода с прежней женой, часто виделся с ней, однако как он признается в своих «Записках»: «уж не было прежней поэзии и прежнего увлечения»
Летом 1844 г. Глинка покидая Петербург, заехал к Керн и простился с ней. После чего их отношения практически прекратились. Несмотря на постоянные уговоры родных, она долго отказывалась от замужества. Только в 1854, потеряв надежду на возвращение к ней Глинки, который, кстати, давно получил развод, Екатерина вышла замуж за юриста Михаила Осиповича Шокальского. В 1856 родила сына Юлия, а через 10 лет овдовела, оставшись с малолетним ребëнком почти без всяких средств существования. Желание дать сыну хорошее образование, которое обеспечило бы ему карьеру, заставила еë служить гувернанткой в богатых домах. В домашних условиях сама подготовила мальчика к поступлению в Морской корпус. (Это к вопросу о том, как готовили "смолянок"!!!!)
Друг семьи — сын А. С. Пушкина, Григорий Александрович, помогал Екатерине Ермолаевне в воспитании её сына Юлия. До самой смерти в 1904 году Екатерина Ермолаевна жила в семье сына в его квартире на Английском проспекте в Петербурге.
Любовь Екатерины Ермолаевны к композитору осталась на всю жизнь, даже умирая, она с глубоким чувством вспоминала композитора.

Танюша, ещё раз спасибо за такое прекрасное раскрытие темы. Rose Rose Rose
 
04 Дек 2012 18:13

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Тероль Оленька, мне было очень интересно твоё мнение. Ты, как всегда, умница. give_heart girl_in_love New Year Snegurochka
Фото
 
04 Дек 2012 22:48

Распечатать сообщение
Лиза



Германия - Украина

ЛизаМои рецепты
Таня, Смольный ожил" для меня, благодаря твоему рассказу. Наполнился голосами, настроением и людьми. О плюсах-минусах воспитания институток говорить не буду - непростая тема... Скажу только спасибо тебе за тот Петербург, с которым ты нас знакомишь Rose Rose Rose Rose
Оля, очень интересно было читать всё, что ты написала в развитие темы Rose Rose
 
05 Дек 2012 5:06

Распечатать сообщение
L@ris@

Лариса

51 год
Хабаровский край

L@ris@Мои рецепты
Ираф писал(а):
А история Смольного она на то и история и относиться к этому надо спокойно, видимо каково время, таково и воспитание и обучение молодежи.

Я тоже с этим согласна.
Татьяна, как всегда с огромным удовольствием прочитала girl_claping girl_claping girl_claping girl_claping girl_claping
А мы таким Смольный увидали на прогулке
Фото

Фото

Сейчас читая тему, мы свои воспоминания в фотографиях немного по другому воспринимаем, многое видели...а если бы знали....может другими глазами на это смотрели.
Спасибо!!!! girl_in_love girl_in_love girl_in_love
 
05 Дек 2012 10:25

Распечатать сообщение
*Elisha*

Элина




*Elisha*Мои рецепты
таненка Танечка! give_heart give_heart give_heart
Вчера с огромным удовольствием читала твой рассказ о Смольном перед сном...Настроение такое сделалось ...умиротворённое что ли. Безумно всё интересно, фотографии после прочитанного завораживают...
L@ris@ писал(а):
Сейчас читая тему, мы свои воспоминания в фотографиях немного по другому воспринимаем, многое видели...а если бы знали....может другими глазами на это смотрели.
То же самое хочется сказать!
И Оле-Тероль спасибо за интересное дополнение!
Благодарю от всего сердца за эту прекрасную тему! Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose Rose
 
05 Дек 2012 23:41

Распечатать сообщение
Тероль

Ольга

51 год
Смоленск

ТерольМои рецепты
Танюша, Лиза, Элина спасибо. Для меня Ленинград очень близок и дорог сердцу, и ваши слова для меня очень важны.

с огромным удовольствием читала твой
рассказ о Смольном перед сном...Настроение такое
сделалось ...умиротворённое что ли. Безумно всё
интересно, фотографии после прочитанного
завораживают...
L@ris@ писал(а):
Сейчас читая тему, мы свои воспоминания в
фотографиях немного по другому воспринимаем,
многое видели...

Подписываюсь под каждым словом. Действительно, читая всю Танюшину тему такое умиротворение и такое наслаждение испытываешь и от содержания, и от подачи материала, что хочется еще и еще читать, перелиствать страницы и ожидать продолжение...
 
06 Дек 2012 16:34

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Дорогие друзья Петербурга - Тероль Оля, *Elisha* Элина,
L@ris@ Лариса, Лиза, annapolyak Аня, Ираф Ира, очень рада Вас видеть.

Фото


А вот на этом месте находилась шведская крепость "Ниеншанц", а рядом с ней - город "Ниенштадт". В 1703 году крепость была взята нашими войсками и была переименована Петром I в Шлотбург.
Позднее здесь был построен завод, а в 2000 году установлен такой вот памятный знак
Будете смеяться, говорит Петр Соболев, но спонсоры этого знака - шведские фирмы
Пушки - настоящие, с той самой крепости.
 
06 Дек 2012 17:05

Распечатать сообщение
L@ris@

Лариса

51 год
Хабаровский край

L@ris@Мои рецепты
таненка писал(а):
но спонсоры этого знака - шведские фирмы

wacko1 wacko1 wacko1 wacko1 wacko1 да, чего только в жизни не бывает!!!
 
06 Дек 2012 18:40

Распечатать сообщение
Лиза



Германия - Украина

ЛизаМои рецепты
таненка писал(а):
Будете смеяться, говорит Петр Соболев, но спонсоры этого знака - шведские фирмы

Нормально! Границы давно поделены, государства уже не воюют - отчего же не напомнить, что тут когда-то были шведские владения Wink good2
таненка писал(а):
Пушки - настоящие, с той самой крепости

Ого, сколько у шведов пушек было! wacko1 У нас в Висмаре шведские пушки тоже имеются (а рядом на стене табличка, что здесь в 1716 году стоял Пётр Первый и осматривал шведские фортификационные сооружения) girl_haha
Фото
 
06 Дек 2012 21:48

Распечатать сообщение
Тероль

Ольга

51 год
Смоленск

ТерольМои рецепты
Шведские пушки того времени - это настоящий знак качества! Лучше их в 17 веке пушки никто делать не умел. Так что наверно стоит гордиться тем, что это оружие смогли победить. А современное происхождение знака конечно забавное)))))))
 
07 Дек 2012 18:44

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
Лиза, очень интересная фотография.

Оля, а теперь про пушки 18 века:

Для жителей Урала и Зауралья интересно знать, что в те далекие времена пушки, отлитые уральцами, сыграли важную роль в победе русских войск под Полтавой.
Первыми уральскими металлозаводами были Невьянский и Каменский. К ним были приписаны многие крестьянские поселения нынешних Катайского и Далматовского районов

Фото

Пушка – символ г.Каменск-Уральский Свердловской области.
Этот символ придумал сам Петр 1.

В первом номере "Ведомостей", газеты, учрежденной Петром I сообщалось: "В Верхотурском уезде из новообретенной железной руды много пушек налито. И железа вельми много сделано. И такого мягкого и доброго железа из шведския земли не привозили, потому что у них такого нет."
В газете "Ведомости" от 18 июля 1703 года сообщалось: "Ныне июля в 17 день привезли к Москве из Сибири, в сороке двух стругах 323 пушки великих, 12 мортиров, 14 гаубиц, из того железа сделанных, да с теми же пушками привезено железа, стали, укладу и немалое число, и еще ожидаем другова каравана вскоре, а в Сибири вельми умножается железный завод, а такова доброго железа в Свейской земле нет."
Какая это была радость для людей того времени и Петра I, приказавшего перед этим снимать колокола с церквей и переливать их на пушки, а тут такая славная подмога.


Смело ввязался Петр 1 в борьбу за отвоевание для России прибалтийского побережья у самого известного в то время военного авторитета Европы шведского короля Карла XII и достиг цели, победив в Северной войне, длившейся двадцать один год.


Для России это было серьезным испытанием на пути к своему существованию.
Окончательная победа над шведами была одержана под Полтавой.
Вот, где могли быть сейчас шведы!!!

Безусловно, выдающаяся роль в победоносном завершении Северной войны, в грандиозном успехе Полтавского сражения, принадлежит Петру I.
Он в ходе этих событий проявил себя не только как великий полководец, не только как выдающийся реформатор, но и как достойный сын земли русской, как действительный, а не мнимый царь-патриот, как настоящий вождь - русского народа, всю свою жизнь посвятивший служению ему.

Завершилась Полтавская битва полным и окончательным разгромом шведской армии.
Битва, в которой решалась будущность Русского государства и города Санкт-Петербург.

В гражданстве северной державы,
В ее воинственной судьбе
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Бессмертный памятник себе.

Александр Пушкин
 
07 Дек 2012 22:34

Распечатать сообщение
Тероль

Ольга

51 год
Смоленск

ТерольМои рецепты
Вот так и пала слава шведского оружия))))))))
А кстати, они сами виноваты. Первый русский генерал, шведский подданный Александр Лесли был приглашен дедушкой Петра для обучения русского войска именно пушкарскому делу. Вот и научил. Лесли так в России и остался. О нем рассказывать можно долго. Уникальный был человек.
Танюша, какая знАковая тема в преддверии Дня героев!!!
 
10 Дек 2012 1:08

Распечатать сообщение
таненка

Татьяна


санкт-петербург

таненкаМои рецепты
О Петре Первом – медном, гром-камне и немного фантазии…

«Медному всаднику» — 230 лет

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин

Фото


История создания знаменитого монумента началась буквально через несколько дней после воцарения Екатерины II.
Екатерина решила установить памятник Петру 1 и одновременно увековечить свое имя, считая себя продолжательницей дел Великого Петра.


Екатерина по совету Дени Дидро приглашает в Петербург французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
В 1766 году скульптор прибывает в Петербург, где ему был оказан великолепный прием и специально для него устроена мастерская

Изначальная идея Фальконе — вознести конную статую на пьедестал в виде каменной горы - скалы, составленной из отдельных каменных блоков.
В 1767 году на поиски камней была снаряжена специальная экспедиция.

Только через год была обнаружена гранитная глыба, в незапамятные времена расколотая молнией и потому звавшаяся в народе Гром-камнем. О едином монолите приходилось только мечтать.

Фото


Легенда гласит: не раз во время Северной войны на этот камень поднимался Петр 1, наблюдая за расположением и передвижениями войск. Миф это или правда, но говорят, что это и есть тот самый камень.
Началась двухлетняя эпопея обработки и доставки гигантской скалы в Петербург. Для этого надо было освободить её от земли, убедившись при этом, что камень ограничен в размерах, то есть не является составной частью какого-то необъятного монолита. Затем к заливу пробили широкую просеку, по которой при помощи хитроумного приспособления с бронзовыми шарами в деревянных, обитых медью желобах и сложной системы блоков камень доставили к берегу.
Здесь его перегрузили на специально построенное судно и под пристальным вниманием всего города в сентябре 1770 года благополучно доставили к Сенатской площади и с великим трудом выгрузили на берег.

Фото


За всё время пути неоднократно создавались аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию. Но великий русский ум всегда находил выход из положения.
В честь перевозки монолита была выбита памятная медаль, на лицевой. стороне которой отчеканили два слова, вместившие в себя талант и усердие. выдумку и изобретательность, умение и опыт сотен людей: «Дерзновению подобно».

Фото


Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

Следуя своему гениальному замыслу — установить конную статую на гигантский пьедестал естественной скалы, Фальконе сооружает в мастерской дощатый помост, имитирующий этот предполагаемый пьедестал. Из царских конюшней скульптору выделили лучших жеребцов с красивыми кличками Бриллиант и Каприз, управляемых опытным берейтором Афанасием Тележниковым.
Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.
Коней возносили на полном скаку на помост и на мгновение удерживали над пропастью. Этого мгновения должно было хватить для того, чтобы скульптор сделал карандашный набросок с натуры. Бесчисленное количество набросков через несколько лет завершилось блестящей композицией.
Имя Афанасия Тележникова часто упоминается в письмах Фальконе, но почему-то не встречается в его обширной переписке имя артиллерийского офицера Мелиссино.
Мелиссо был удивительно внешне похож на Петра I. Он послужил одним из образцов для монумента Петра Великого.

Трижды императрица отвергала модели головы Петрат Первого, предложенные Фальконе, оставаясь неудовлетворенной отсутствием сходства с оригиналом. Скульптор бился над ней несколько лет. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, Мария Анн Колло, давняя ученица скульптора, приехавшая с ним в Россию и ставшая его постоянной помощницей, сама предложила вылепить эту голову самостоятельно. Работая над головой всадника, Колло использовала гипсовую маску, снятую ещё при жизни Петра скульптором Растрелли. Успех был полный. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Фальконе постоянно подтверждал равноправное участие Колло в работе над памятником. Получив в 1788 году по случаю открытия монумента Петра Первого золотую и серебряную медали, он одну из них — серебряную — отдал ей.

Технология отливки статуи была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

Фото
Открытие памятника Петру Первому.

Фальконе писал: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».
Основанием памятника служит естественная скала в виде волны – напоминание о том, что именно Петр 1 вывел Россию к морю.

Фото


Памятник называют «Медный всадник», а ведь он из БРОНЗЫ!!!
Получил он свое название благодаря знаменитой одноименной поэме А.С.Пушкина.

Фото


Сколько императоров скачут на конях, а, несмотря на это, чудный Медный всадник у нас один и неповторим! На Гром-камне есть надписи латинскими и русскими буквами: Peter Primo Ekaterina Secundo - Петру Первому Екатерина Вторая - лаконично и по-царски.

Фото


Памятник окружает чугунная литая ограда простого рисунка, которая подчеркивает величие монумента.

Реставрация памятника проходила в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма лучей.
Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и ее участниках и газета от 3 сентября 1976 года.


С дaвних пoр в нaрoде пoселилaсь увереннoсть, чтo некoтoрые неoбычные местa Сaнкт-Петербургa пoлны мистики. И в первую oчередь этими свoйствaми oблaдaет пaмятник Великoму Петру.

Гoвoрят, чтo Пaвел, гуляя пo Сенaтскoй плoщaди, пoвстречaлся oднaжды с сaмим гoсудaрем.
В нaрoде бытует вера в то, чтo Петр 1 oхрaняет свoй гoрoд.

Тероль Оля добавила легенды о памятнике Петру 1 http://forum.say7.info/post3342945.html#33429.
Известна легенда об ожившей статуе Петра – Медном всаднике.
В 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра в Вологодскую губернию. В это время некого майора Батурина стал преследовать один и тот же сон. Во сне он видит, как статуя Петра оживает, съезжает со своей скалы и направляется в сторону дворца, где жил император.
Александр I выходит и слышит обращенные к нему слова Петра: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию. Но пока я на месте, моему городу ничего не угрожает.» Всадник поворачивается назад и слышится только цоканье бронзовых копыт о мостовую.

Сон безвестного майора скоро становится известен императору. Пораженный царь отменяет свое решение об эвакуации статуи. Как известно сапог наполеоновского солдата не коснулся Петербургской земли.
Дух великого Императора сказал, что пока на месте его памятник, с городом ничего не случится!

Говорят, что иногда в летнюю ночь слышится тихое цоканье бронзовых копыт о мостовую Английской набережной.
Фольклорный сюжет о Медном всаднике получил свое продолжение в годы Великой Отечественной войны.
В годы блокады в Ленинграде верили: пока памятники великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли останутся не укрытыми на своих местах, городу не грозит вражеская оккупация. Все 900 дней блокады памятники простояли открытыми, и ни один осколок бомбы или снаряда их не коснулся.

При обсуждении метода сохранения памятника Петру I во время блокады, произошел любопытный случай. Предполагалось снять скульптуру и спрятать на дне Невы. Присутствующий при этом старый архивариус рассказал о сохранившемся с 1812 года письме питерского старожила царю Александру I. Памятник тогда собирались увезти вглубь страны из-за нашествия Наполеона. Старожил сообщил, что ему во сне явился сам Петр и повелел уведомить царя, чтобы памятник не трогали. «Покуда я стою в граде сем, враг не ступит на землю его!» - сказал Петр. Было решено Петра не снимать. Монумент надежно укрыли.

Фото


Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга.

В настоящее время «Медный всадник» - популярное место для молодожёнов.

Фото


Фото



Продолжение:

Места исполнения желаний СПб http://forum.say7.info/post3417821.html#3417821
Оглавление на стр.1.
 
10 Дек 2012 3:57

Распечатать сообщение
L@ris@

Лариса

51 год
Хабаровский край

L@ris@Мои рецепты
таненка писал(а):
Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга.

good2 good2 good2 good2 good2
 
10 Дек 2012 16:19

Распечатать сообщение
annapolyak


47 лет
Астрахань

annapolyakМои рецепты
о новые материалы girl_claping girl_claping girl_claping надо обязательно прочитать,время пока нет Embarassed но я исправлюсь и всё осилю-честно честно!!!! Танечка ещё раз огромное СПАСИБО за подарки girl_in_love girl_in_love girl_in_love счастья и здоровья твоей семье(ничего что на ты Embarassed ) Romashki Romashki Romashki
Страница 8 из 68

Наверх