Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
О Петре Первом – медном, гром-камне и немного фантазии…

«Медному всаднику» — 230 лет

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы?
А.С. Пушкин

Фото


История создания знаменитого монумента началась буквально через несколько дней после воцарения Екатерины II.
Екатерина решила установить памятник Петру 1 и одновременно увековечить свое имя, считая себя продолжательницей дел Великого Петра.


Екатерина по совету Дени Дидро приглашает в Петербург французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
В 1766 году скульптор прибывает в Петербург, где ему был оказан великолепный прием и специально для него устроена мастерская

Изначальная идея Фальконе — вознести конную статую на пьедестал в виде каменной горы - скалы, составленной из отдельных каменных блоков.
В 1767 году на поиски камней была снаряжена специальная экспедиция.

Только через год была обнаружена гранитная глыба, в незапамятные времена расколотая молнией и потому звавшаяся в народе Гром-камнем. О едином монолите приходилось только мечтать.

Фото


Легенда гласит: не раз во время Северной войны на этот камень поднимался Петр 1, наблюдая за расположением и передвижениями войск. Миф это или правда, но говорят, что это и есть тот самый камень.
Началась двухлетняя эпопея обработки и доставки гигантской скалы в Петербург. Для этого надо было освободить её от земли, убедившись при этом, что камень ограничен в размерах, то есть не является составной частью какого-то необъятного монолита. Затем к заливу пробили широкую просеку, по которой при помощи хитроумного приспособления с бронзовыми шарами в деревянных, обитых медью желобах и сложной системы блоков камень доставили к берегу.
Здесь его перегрузили на специально построенное судно и под пристальным вниманием всего города в сентябре 1770 года благополучно доставили к Сенатской площади и с великим трудом выгрузили на берег.

Фото


За всё время пути неоднократно создавались аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию. Но великий русский ум всегда находил выход из положения.
В честь перевозки монолита была выбита памятная медаль, на лицевой. стороне которой отчеканили два слова, вместившие в себя талант и усердие. выдумку и изобретательность, умение и опыт сотен людей: «Дерзновению подобно».

Фото


Поэт Василий Рубин в этом же году написал:

Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

Следуя своему гениальному замыслу — установить конную статую на гигантский пьедестал естественной скалы, Фальконе сооружает в мастерской дощатый помост, имитирующий этот предполагаемый пьедестал. Из царских конюшней скульптору выделили лучших жеребцов с красивыми кличками Бриллиант и Каприз, управляемых опытным берейтором Афанасием Тележниковым.
Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.
Коней возносили на полном скаку на помост и на мгновение удерживали над пропастью. Этого мгновения должно было хватить для того, чтобы скульптор сделал карандашный набросок с натуры. Бесчисленное количество набросков через несколько лет завершилось блестящей композицией.
Имя Афанасия Тележникова часто упоминается в письмах Фальконе, но почему-то не встречается в его обширной переписке имя артиллерийского офицера Мелиссино.
Мелиссо был удивительно внешне похож на Петра I. Он послужил одним из образцов для монумента Петра Великого.

Трижды императрица отвергала модели головы Петрат Первого, предложенные Фальконе, оставаясь неудовлетворенной отсутствием сходства с оригиналом. Скульптор бился над ней несколько лет. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, Мария Анн Колло, давняя ученица скульптора, приехавшая с ним в Россию и ставшая его постоянной помощницей, сама предложила вылепить эту голову самостоятельно. Работая над головой всадника, Колло использовала гипсовую маску, снятую ещё при жизни Петра скульптором Растрелли. Успех был полный. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Фальконе постоянно подтверждал равноправное участие Колло в работе над памятником. Получив в 1788 году по случаю открытия монумента Петра Первого золотую и серебряную медали, он одну из них — серебряную — отдал ей.

Технология отливки статуи была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».
Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

Фото
Открытие памятника Петру Первому.

Фальконе писал: «Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».
Основанием памятника служит естественная скала в виде волны – напоминание о том, что именно Петр 1 вывел Россию к морю.

Фото


Памятник называют «Медный всадник», а ведь он из БРОНЗЫ!!!
Получил он свое название благодаря знаменитой одноименной поэме А.С.Пушкина.

Фото


Сколько императоров скачут на конях, а, несмотря на это, чудный Медный всадник у нас один и неповторим! На Гром-камне есть надписи латинскими и русскими буквами: Peter Primo Ekaterina Secundo - Петру Первому Екатерина Вторая - лаконично и по-царски.

Фото


Памятник окружает чугунная литая ограда простого рисунка, которая подчеркивает величие монумента.

Реставрация памятника проходила в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма лучей.
Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и ее участниках и газета от 3 сентября 1976 года.


С дaвних пoр в нaрoде пoселилaсь увереннoсть, чтo некoтoрые неoбычные местa Сaнкт-Петербургa пoлны мистики. И в первую oчередь этими свoйствaми oблaдaет пaмятник Великoму Петру.

Гoвoрят, чтo Пaвел, гуляя пo Сенaтскoй плoщaди, пoвстречaлся oднaжды с сaмим гoсудaрем.
В нaрoде бытует вера в то, чтo Петр 1 oхрaняет свoй гoрoд.

Тероль Оля добавила легенды о памятнике Петру 1 http://forum.say7.info/post3342945.html#33429.
Известна легенда об ожившей статуе Петра – Медном всаднике.
В 1812 году, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, Александр I распорядился вывезти статую Петра в Вологодскую губернию. В это время некого майора Батурина стал преследовать один и тот же сон. Во сне он видит, как статуя Петра оживает, съезжает со своей скалы и направляется в сторону дворца, где жил император.
Александр I выходит и слышит обращенные к нему слова Петра: «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию. Но пока я на месте, моему городу ничего не угрожает.» Всадник поворачивается назад и слышится только цоканье бронзовых копыт о мостовую.

Сон безвестного майора скоро становится известен императору. Пораженный царь отменяет свое решение об эвакуации статуи. Как известно сапог наполеоновского солдата не коснулся Петербургской земли.
Дух великого Императора сказал, что пока на месте его памятник, с городом ничего не случится!

Говорят, что иногда в летнюю ночь слышится тихое цоканье бронзовых копыт о мостовую Английской набережной.
Фольклорный сюжет о Медном всаднике получил свое продолжение в годы Великой Отечественной войны.
В годы блокады в Ленинграде верили: пока памятники великим полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю-де-Толли останутся не укрытыми на своих местах, городу не грозит вражеская оккупация. Все 900 дней блокады памятники простояли открытыми, и ни один осколок бомбы или снаряда их не коснулся.

При обсуждении метода сохранения памятника Петру I во время блокады, произошел любопытный случай. Предполагалось снять скульптуру и спрятать на дне Невы. Присутствующий при этом старый архивариус рассказал о сохранившемся с 1812 года письме питерского старожила царю Александру I. Памятник тогда собирались увезти вглубь страны из-за нашествия Наполеона. Старожил сообщил, что ему во сне явился сам Петр и повелел уведомить царя, чтобы памятник не трогали. «Покуда я стою в граде сем, враг не ступит на землю его!» - сказал Петр. Было решено Петра не снимать. Монумент надежно укрыли.

Фото


Медный всадник, памятник, посвященный Петру Первому, стал одним из символов Санкт-Петербурга.

В настоящее время «Медный всадник» - популярное место для молодожёнов.

Фото


Фото



Продолжение:

Места исполнения желаний СПб http://forum.say7.info/post3417821.html#3417821
Оглавление на стр.1.

 
10 Дек 2012 1:08

Страница 8 из 69