Ольга из Воронежа

Ольга
71 год
Остров Анзер.
"В Воронеж с Соловков будет принесен ковчег с мощами священномученика Петра (Зверева)
7 августа 2009 г. / Епархии и Экзархаты
Ковчег с мощами священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, доставят 9 августа в 18.30 в Алексиево-Акатов монастырь Воронежа с Соловков. Об этом сообщили в пресс-службе Воронежской и Борисоглебской епархии.
Архиепископ Воронежский Петр принял мученическую кончину в 1929 году в Соловецких лагерях. Мощи святого, в 1925 г. бывшего воронежским викарным епископом, а в начале 1926 г. выбранного на вдовствующую Воронежскую кафедру и в ноябре того же года арестованного по обвинению в «контрреволюционной деятельности», пребывают в Соловецком монастыре. На острове Анзер Соловецкого архипелага завершился жизненный путь архиепископа Петра, отправленного на Соловки в 1927 г. отбывать 10-летний срок заключения.
С деятельностью сщмч. Петра в Воронеже связано укрепление позиций канонического Православия и вследствие этого ослабление влияния обновленческих групп.
В связи с отмечаемыми в нынешнем году двумя датами — 70-летием кончины воронежского архиепископа и 10-летием обретения его мощей Воронежская епархия ходатайствовала перед священноначалием РПЦ о передаче мощей сщмч. Петра Воронежской епархии.
27 тысяч воронежцев обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой вернуть в Воронеж мощи почитаемого святого. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла с Соловков в Воронеж сопроводит святыню официальная делегация во главе с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием.
9 августа в 18.30 в Алексиево-Акатовом монастыре начнется торжественное богослужение. В этот же день впервые в Воронеже в 23.30 по афонскому уставу начнется всенощное бдение, которое будет продолжаться до 07.00.
В 07.00 10 августа начнется Божественная литургия, которую совершит митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. С правящим архиереем за богослужением будет молиться все духовенство Воронежской и Борисоглебской епархии.
ИА Regnum/Патриархия.ru"
Сегодня по плану паломничество на остров Анзер. Предстоит пройти по острову 14 километров (высадка в одном месте острова, а посадка в другом, назад не возвращаться, т.к. там никто ждать не будет)
Индивидуальное посещение острова запрещено.
Группы паломников организуются по благословению наместника Спасо-Преображенского монастыря (или лица, его замещающего). Слава Богу, побывав дважды на Соловках, дважды удалось поклониться святым местам Анзера.
Здесь запрещается ставить палатки, разводить костры, курить в лесу, захламлять территорию острова мусором.
Паломников просят без благословения не увозить с Анзера каких-либо сувениров, а также не совершать одиночных прогулок - на острове легко заблудиться.
Осмотр Анзера производится в течение одного дня без ночевок.
Мы будем там, где перестало биться сердце священномученика Петра (Зверева).
Но пока идём по Большому Соловецкому
Посадка на катер.
Место высадки на остров Анзер.
Морские водоросли фукус, или морской виноград (Fucus sp.). Предлается на вкус испробовать (типа заквашенных огурцов).
Если Соловки - Святая земля, то Анзер - Святая Святых, земное Небо, место предызбранное быть селением угодников Божиих. Архимандрит Досифей обратил внимание на то, что само слово «Анзер» может быть переведено с греческого как «подвижник», «воздержник», «труженик».
Основоположником пустынножительства на Анзерском острове считается преподобный Елеазар
Белое море. Отлив.
Через болота Анзера.
К Голгофо-Распятскому скиту.
В 1702 году в Анзерском скиту появился инок, которому суждено было стать основателем нового скита на горе Голгофа. Этим иноком был преподобный Иов (в схиме Иисус) Анзерский. Здесь удостоился он видения Пресвятой Богородицы, которая приказала подвижнику основать скит в честь Страстей Сына Ее и Господа, предсказав о том, что «придет время, верующие на этой горе будут падать от страданий как мухи».
Устав скита был таков: принимали всякого желающего, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавший поступить в скит должен был построить келию своими руками. Масло, молоко и рыбу иноки не употребляли даже в праздники. Жизнь братии протекала «в подвигах духовных и трудах телесных».
В 1715 году ученики преподобного Иисуса соорудили на Голгофе деревянную церковь, которая была освящена в честь Распятия Господня.
За богоугодную жизнь преподобный Иисус был удостоен особенных откровений. По преданию, Пресвятая Богородица неоднократно являлась иеросхимонаху Иисусу в образе своем Тихвинском.
Однако по смерти преподобного Иова Голгофо-Распятский пришел в запустение. И только в 1827 году, указом Синода, было дозволено строительство нового каменного храма и утвержден его проект. Старая деревянная церковь была перенесена к подножию Голгофы и переосвящена в память Воскресенья Христова. А в 1830 году была освящена пятиглавая каменная церковь Распятия Господня с приделом Успения Богородицы, в котором под спудом находились мощи преподобного Иова.
В 20-х годах ХХ-го века в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения, через который прошли сотни священнослужителей, иерархи-священномученики архиепископ Серафим (Самойлович), епископ Дамаскин (Цедрик). Число больных в стационаре достигало 300 человек, обращение с ними отличалось жестокостью.
Служители стационара свидетельствовали: «Картина, которую я застал по приезде своем на Голгофу, бы¬ла ужасна, название Голгофы вполне оправдалось. В тесных помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый воздух, что само пребывание в нем более продолжительное время казалось смертельным. Большая часть людей, несмотря на мороз, была совершенно раздета, голые в полном смысле слова, на остальных - жалкие лохмотья. Истощенные люди, лишенные подкожного жирового слоя, скелеты, обтянутые кожей, голыми выбегали шатаясь из часовни к проруби, чтобы за¬черпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись, они умирали...»
На склонах анзерской Голгофы расположены могилы многих тысяч безвинно пострадавших людей, в том числе священников и архиереев. Так, здесь скончался от тифа и был похоронен священномученик Петр (Зверев) - архиепископ Воронежский и Задонский. Его мощи были обретены, а в 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, были перенесены (за исключением честной главы, оставшейся в Спасо-Преображенском соловецком монастыре) в Воронежскую епархию.
Мне посчастливилось присутствовать при этом событии и о нём рассказывала здесь
http://forum.say7.info/post631380.html#631380
Один из уцелевших старых крестов.
Памятный крест на общей могиле .
Вид с горы. Вспомните: под горой велись расстрелы.
Скит.
Спускаемся вниз.
Берёза, выросшая в форме креста. Путевод сказал, что ей более ста лет, так что выросла она такой задолго до лагерей.
А это "танцующие" берёзы. Такими выросли от ледяного и сильного ветра.
Троицкий скит.
Скит был основан в 1619 году преподобным Елеазаром Анзерским по благословению преподобного Иринарха, игумена Соловецкого, на месте чудесного явления: монастырские рыбаки видели здесь «столп огнен, до небес восходяшь». Преподобный Елеазар был строителем (скитоначальником) Троицкого скита с 1624 года и вплоть до своей кончины в 1656 году. В 30-е годы XVII века здесь преподобный Елеазар постриг в монахи священника Никиту (Минина), будущего Патриарха Никона. В числе учеников преподобного Елеазара были пустынники Никодим, Никифор Новгородец, иеромонах Макарий. В начале XVIII века строителем Троицкого скита был ссыльный духовник Петра I преподобный Иов (Иисус) Анзерский. В XIX веке здесь жили подвижники Соловецкие: старец Наум, иеросхимонах Иероним (Лукин), пустынник Филипп.
Преподобный Елеазар Анзерский родился в городе Козельске в семье купцов Севрюкиных. По благословению родителей, он удалился в Соловецкий монастырь, где принял постриг от игумена преподобного Иринарха (+ 1628; память 17 июля). В монастыре открылось его удивительное художественное дарование: он обучился резьбе по дереву и участвовал в украшении Преображенского собора. В 1612 году, по благословению игумена, он удалился на Анзерский остров, где стал отшельником и постоянно пребывал в молитве и Богомыслии. Чтобы добыть себе пропитание на пустынном острове, преподобный Елеазар вырезал деревянные чашки, которые оставлял на пристани. Проплывавшие мимо острова забирали чашки, а взамен оставляли припасы. В 1616 году преподобный Елеазар был пострижен в схиму. Иноки, собравшиеся вокруг преподобного, образовали скит со строгим уставом иноческого жития по древнему образцу. Монашеские келлии были построены далеко одна от другой. Отшельники собирались вместе только для субботних и воскресных Богослужений. Келейная молитва сочеталась с тяжелым телесным трудом. Среди учеников преподобного Елеазара был священноинок Никита, будущий Патриарх Никон. Царь Михаил Феодорович (1613 - 1645), зная о подвижнической жизни святого, вызывал его в Москву. Там преподобный Иринарх предрек ему рождение сына, за что царь щедро одарил его и помог устроить на острове каменный храм во Имя Пресвятой Троицы и обитель. Преподобный Елеазар занимался книгописанием. Он составил и переписал три книги "Цветника", в которые вошли старинные повести. Ему принадлежит также толкование на чин келейного монашеского правила. Скончался преподобный Елеазар в глубокой старости.
Во времена лагеря в скиту располагалось IV отделение СЛОН. Здесь содержались политзаключенные в 1924 году, затем — проштрафифшиеся женщины (в том числе — монахини), работали кустарные мастерские.
Сейчас храм восстанавливается. Стоял храм без купола. Приехали однажды студенты-строители. Решили помочь скиту - сделать купол, ведь уже специалисты почти готовые. Сделали за одно лето. Делали не молившись. Уехали. Купол после их отъезда обвалился. А осень вот она, за ней зима. Стали монахи сами с молитвой дело делать. Держится купол до сих пор.
Служит в скиту единственный священник. Во время нашего пребывания его не было (отплыл на Большой Соловецкий). Сами оставили свои записки на аналое и пожертвования в кружку положили. Иконостаса ещё нет и потому алтарь весь виден.
Этот молодой конёк скакал по острову совершенно один, он бегал как бегают все свободные животные лесные. Выбегал с топотом из леса, ломая ветки, стук копыт услышав,
мы рассыпАлись в разные стороны, он бегал явно обеспокоенный. Спросила нашего путевода по острову:"Что это с ним?" "А мамку ищет" На острове всего две лошадки - лошадь-мама и её почти взрослый сын-жеребец. Чаще всего мама-лошадь работает, запряжёная в телегу
Нет, вы только посмотрите - где в нашем современном мире вы найдёте такие цветущие луга, чтобы лошадиные ноги и телегу цветы полностью скрывали?
А сегодня маму запрягли в коляску, возить по острову нашего митрополита (для особых случаев имеется коляска в скиту. Приезд Патриарха, например. Или вот владыку Сергия). Гости на острове редки, ещё реже важные гости. От неожиданности, оставшись один, "сынок лошадиный" и растерялся и стал бегать по острову искать маму. Хищников на остовах нет ни одного. Люди! Там нет ни одного колорадского жука! Очень уж суровы зимы...
А какой мох... Такого цвета!!!
на посадку