Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
Rozalinda писал(а):
Очень интересный рассказ про мастера Екимова....
Спасибо тебе за историю,

Розочка, действительно, как правило, имена создателей прославленных архитектурных и скульптурных творений Петербурга хорошо известны.
Но вот о непосредственных исполнителях творческих замыслов авторов или ничего неизвестно, или очень мало. А ведь без их тяжелого физического труда не могли бы получиться многие художественные произведения.
Одним из таких мастеров был Суханов Самсон Ксенофонтович - мастер каменных дел.
Родился Самсон Суханов в глухой деревушке Вологодской губернии в 1768 году, в семье пастуха. Его матери в голодную зиму приходилось собирать подаяние, чтобы прокормить семью. Мальчику не было и восьми лет, когда его отдали в батраки за 25 копеек в год. Он носил воду, рубил дрова, чистил конюшню.
Подростком ушел с бурлаками на Волгу, а затем на Северную Двину.
Добравшись до Архангельска, он на свой страх и риск в 1784 году нанялся на судно, отправлявшееся на Шпицберген «за звериным промыслом». Охотился на моржей, медведей, китов..
Не раз ходил на звериный лов. Однажды встретился один на один с белым медведем. Северный властелин, не сворачивая, шел прямо на Самсона. Но и парень не отступил. Понимал: бежать нельзя, все равно догонит. Воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится, будет кружить вокруг них. Выставил вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона. Тот не растерялся, выдернул из-за голенища нож и всадил его зверю в бок.
На зимовье вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке.
Был Самсон на все руки мастер. Умел чинить сапоги, ставить колеса на водяных мельницах, резать из дерева ложки и веретена. В Архангельске нанялся работать на якорном заводе.
От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу. А тут оказалось, что шурин работает в городе на Неве. Летом 1797 года с обозом рыбы пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Не думал и не гадал, что в российской столице найдет он свое главное дело.
Поступил на строительство Михайловского замка. Быстро постиг искусство каменотеса и вскоре стал в Петербурге лучшим мастером каменных дел.
Когда завершилось строительство Михайловского замка, Суханов организовал свою артель.
Когда начали возводить Казанский собор, архитектор А. Н. Воронихин поручил артели С. Суханова возведение колоннады из 138 колонн, выходящей на Невский проспект, а затем и внутренней колоннады собора.
За строительство Казанского собора Самсон Суханов был награжден золотой медалью.
Суханов руководит строительством гранитной набережной стрелки Васильевского острова, Самсон Суханов высек Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием - они украсили фасад Биржи.
Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова. Строительство полукруглой набережной на Стрелке Васильевского острова перед зданием Биржи, спуски к Неве и гранитная стена исполнены под его наблюдением.
Одновременно Суханов работал над возведением двух ростральных колонн-маяков по сторонам Биржи. Исполняет аллегорические фигуры, изображающие русские реки - Волги, Невы, Волхова и Днепра в виде человеческих фигур у подножия Ростральных колонн.
Журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову».
Им высечены колонны и скульптурные группы у фасада Горного института, а также фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Пирра и Аякса, которые украшают башню Адмиралтейства.
А потом были колонны Исаакиевского собора.
С именем Суханова связано изготовление колоссальных семнадцатиметровых гранитных колонн Исаакиевского собора. Ни одно сооружение в мире не имеет столь большого количества — 36 монолитов такого размера.. Способ обработки камней был разработан талантливым мастером. «Суханов, — пишет современник, — довел способ ломания гранита до чрезвычайной простоты и легкости...»
Николай Бестужев в журнале «Сын Отечества» в 1820 году писал:
«...Мы ищем удивительных вещей в чужих краях, с жадностью читаем древние истории, повествующие нам о исполинских подвигах тогдашней архитектуры... И проходим мимо сих чудных, неимоверных колонн...»
Наконец, и «Александрийский столп» — его рук дело. Как он сам свидетельствует: «...Самая колонна, сооруженная в память незабвенного Благодетеля России и служащая дивом для всей Европы (Александровская), добыта из недр земли, по моему же открытию в Питтерлаксе». По словам Суханова, более 35 лет трудился он «с соблюдением значительной пользы Государственной жизни, и первый указал облегчительный способ добывать из гранитных скал камни необыкновенной величины. Сей труд мой увенчан счастливейшим успехом для славы России».
Под руководством Суханова были одеты в гранит берега Крюкова канала.
Многие работы были созданы Сухановым и для императорских пригородных резиденциях Царского Села и Павловска.
Суханов с помощниками высек пьедестал памятника Минину и Пожарскому, что стоит в Москве на Красной площади.


Фото


Незаурядность мастера привлекла внимание известного художника В.А.Тропинина. в 1823 году им был написан замечательный портрет.
На картине он изображен в простой крестьянской одежде. С портрета смотрит на нас могучий, богатырского сложения человек, с умным, волевым лицом и осанкой, полной спокойного достоинства и благородства. Обращают на себя внимание большие, крепкие, много поработавшие на своем веку руки. В то же время длинные тонкие пальцы свидетельствуют о склонности человека к творчеству. Умное, энергичное, резко индивидуальное лицо старика с каменотесным молотком в руках на фоне базы колонны.


Суханов взял заказ на пьедесталы под памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли.
И, когда повез их к Петербургу на барже через Ладожское озеро, баржа затонула. В счет стоимости баржи с пьедесталами, а также за неустойку по договору, его имущество было продано с торгов. Суханову пришлось на собственные средства изготовить новые пьедесталы.
Работы над постаментами для открытых в конце 1837 года великолепных памятников двум известным полководцам — освободителям России в Отечественной войне 1812 года — оказались лебединой песней Суханова.

Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой..
Печальным был конец этого талантливого выходца из народа.

Незадолго до смерти в 1840 году больной Суханов подает на высочайшее имя прошение о помощи. Перечислив наиболее значительные свои работы, он писал, что «сам впал с несчастным семейством моим в злосчастную нищету и в дряхлости моей оною вымучен питаться горестнейшим подаянием…» Но Суханов был больше не нужен, и в помощи ему отказали.

Мы не знаем ни год смерти великого мастера, ни место, где он был похоронен.

Умер Самсон Ксенофонтович Суханов в Петербурге в 40-е годы таким же бедняком, каким и пришел сюда из-под Вологды.

Продолжение:
Мошков переулок http://forum.say7.info/post4109126.html#4109126

 
27 Сен 2013 0:23

Страница 19 из 69