Стихи каждый день(поэтический календарик)

Тина2

Валентина

76 лет
Москва
ЦИТАТА ОТ Lavita



Хм, вот бывают в русской поэзии стихи, которые читаешь - все слова вроде бы понятны, а смысл ускользает. Сейчас несколько раз прочитала это стихотворение Тютчева - поняла, что без исторического контекста разобраться в нем не получится. Потому что это что-то наподобие поэтической журналистики. Явный отклик поэта на современные ему события. А в моей голове об этих событиях ну ни мыслишки нет. :dontknow: Пришлось в Гугл залезть. Делюсь тем, что удалось найти, может кому тоже интересно будет:

Написано в связи с обнародованием 26 ноября 1864 г. энциклики Папы Римского Пия IX, причислившего свободу совести к «заблуждениям века». Первая публикация в газете «День» следует непосредственно за одной из передовых статей, которые обычно писал сам редактор Аксаков, — политическим обозрением по поводу папского вселенского послания. Анализируя послание Пия IX, он «клеймит порицанием» и раскрывает ложность папства. Папа Римский «называет злым безумием и опасным бредом свободу совести, свободу вероисповедания, свободу мысли, свободу слова, свободу печати, свободу воспитания и всяческую свободу, которая наносит какой-либо ущерб — не Божьей правде, а правам и власти апостольского престола». Тем самым Аксаков утверждает, что папство изжило себя как религиозный институт, потому что служит не вере, а государству. Стихотворение подтверждает слова Аксакова. Тема продолжится в стих. «Ватиканская годовщина», написанном в связи с годовщиной провозглашения Ватиканским собором 30 июля 1870 г. догмата о непогрешимости папы.
Стихотворения того времени отражают убеждения Тютчева, высказанные еще в статье «Папство и Римский вопрос с русской точки зрения»: «В течение веков Западная церковь, под сенью Рима, почти совершенно утратила облик, указанный ей исходным началом. Она перестала быть, среди великого человеческого общества, обществом верующих, свободно соединенных в духе и истине под Христовым законом: она сделалась политическим учреждением, политическою силою, государством в государстве».
Тютчевская мысль опиралась на идею о России как о «всемирной христианской монархии». По мнению Вл. Соловьева: «Одно время условием для этого великого события он (Тютчев) считал соединение Восточной церкви с Западною чрез соглашение Царя с папой, но потом отказался от этой мысли, находя, что папство несовместимо со свободой совести, т. е. с самою существенною принадлежностью христианства».


Своими словами так: Этот самый Папа Пий IX, чей понтификат был самым длинным за всю историю, в Папы попал довольно случайно. В начале правления он был вполне себе либерален - когда его избрали, он был не просто Папой, а Папой-королем, то есть помимо церковной власти обладал еще и светской. И начал он с либеральных реформ. Но когда в результате национально-освободительного движения итальянского народа папская власть над Римом была ликвидирована, написал эту самую обиженную Энциклику, где сказал: "Ребята, вот это вот всё - свобода совести, вероисповедания, отделение церкви от государства - это ведь всё от дьявола, между прочим... И вообще - первосвященники непогрешимы просто по своей сути. Поэтому нечего задумываться, просто слушайте, что они вам говорят и будет вам счастье. Когда-нибудь."
Многим не только в Италии, но и в других странах, эти мысли почему-то не понравились. Тютчеву в том числе. Отсюда и возникли эти стихи.

 
21 Дек 2013 11:47

Страница 28 из 30