Рига-мой город родной

Lankus




На церковной горе под вековой липой находится памятное место Турайдской Розы

ПС. Все фото кликабельны

Фото


Легенда о Майе - Турайдской Розе

Фото


Весной 1601 г. шведские войска захватили Турайдский замок. После битвы писарь Грейф среди убитых обнаружил девочку, которой было всего несколько месяцев. Грейф унес девочку домой и воспитал ее как собственную дочь. Случилось это в мае, и девочку назвали Майей.
Шли годы, Майя росла красивой девушкой. За красоту люди называли Майю Турайдской Розой. На противоположном берегу Гауи - в Сигулдском замке - жил ее жених садовник Виктор Хейл. По вечерам они встречались у пещеры Гутмана.
В то время в Турайдском замке служили два дезертира польской армии - Якубовский и Скудритис.
Якубовский влюбился в Майю и хотел жениться на ней, но девушка его отвергла. Это разозлило Якубовского, и он решил добиться ее силой.
Якубовский написал записку (как бы от Виктора) и заманил Майю в привычное место свиданий -в пещеру Гутмана. Майя пришла и поняла, что ее обманули. У девушки на шее был красный шелковый платок, и она сказала Якубовскому, что этот платок обладает волшебной силой — того, кто носит его, меч не берет. И предложила ему убедиться в этом. В те времена люди верили в волшебство. Якубовский сначала колебался, но потом ударил мечом со всей силы, и девушка упала к его ногам. Майя предпочла смерть унижению. После этого Якубовский, испугавшись, убежал в лес и повесился.
Под вечер Хейл нашел убитую Майю в пещере и в отчаянии побежал в Турайду за помощью. У пещеры был найден топорик садовника. Судья решил, что убийца - Виктор Хейл.
Суд состоялся в Турайдском замке, и Виктора хотели осудить как убийцу. Но ход событий изменил Скудритис, который явился в суд и рассказал правду. Виктор был оправдан, а Майю похоронили на Турайдской Церковной горе.
Любовь Майи и Виктора живет в легенде и на протяжении столетий обращается к сердцам влюбленных.
Красивой свадебной традицией стало возложение цветов к памятному месту Турайдской Розы

Парк народных песен с 26 скульптурами скульптора Индулиса Ранки

Фото


Скульптура «Три молодые сестры»

Фото


(Три молодые сестры сидят в розовом саду.)
Чаще всего народные песни пели молодые девушки. Гарлиб Меркель 200 лет назад писал: «Искусство поэзии у латышей находится в руках женщин, потому что женщины - единственные, кто в условиях всеобщего гнета еще могут чувствовать радость... В их песнях выражается дух народа». Песня гласит: «Лучше я буду петь, чем плакать, пусть плачет мой черный день». Красивое пение - украшение молодой девушки. Песни нужно учить, их учит мать, бабушка, отец, братья и сестры: «Пой, сестрица, ты мне, я тебе [спою] с ликованьем».


Скульптура «Невеста пасечника»

Фото


Поднимаясь по ступеням на Гору дайн, каждый встречается со скульптурой «Невеста пасечника». Сияющая белизна скульптуры и хрупкий девичий стан с плечиками, поднятыми в напряженной решительности, выражает чувство ответственности хранительницы песен. Ей доверено сокровище народа, и она его сохранит.

Скульптура «Была у моего жеребца»

Фото



Скульптура «Была у моего жеребца» воспевает трудолюбие латышского крестьянина и посвящается его коню - верному помощнику на протяжении веков. Старинную сельскую жизнь, заботы, работу невозможно представить без доброго жеребчика. Описание его красоты искрится радостью красок: «На мышастом коне в Ригу поехал, на гнедом в церковь, пусть отцов рыжий конь семена везет на поле».
Человек украшает лошадь колокольчиками, подковывает брильянтовыми гвоздями. В латышских мифологических песнях даже у Бога есть лошади с серебряными уздечками, золотыми седлами. Сыновья Бога выныривают из моря или Даугавы как мышастые лошади с попонами в звездах и с золотыми вожжами. Как золотые кони они везут солнечную повозку по небесной горе, непрестанно и без устали. Аусеклитис - Утренняя звезда - тоже в народных песнях появляется на жеребце, данном солнцем.

Лайма дает человеку доброго жеребца. Жеребцу можно высказать свои беды, припав к его шее, он - друг, который выслушает и поймет, которому можно доверить тайны. Когда человеку не хватает мудрости принять решение, за советом он обращается к самому близкому другу - лошади. У ливов тоже есть свой рассказ о Коне судьбы, что нашло отражение в «Хронике Ливонии» о событиях в Турайде в 1191 г.
Под звуки песен о жеребце скульптуру «Была у моего жеребца» открыли в 1996 г.


Скульптура «Отец песни»

Фото

Фото


Скульптура «Отец песни» символизирует память, жизненную мудрость народа, создание и преемственность народных песен от поколения к поколению. Сохранение и поддержание культурного наследия -работа и благословение, которые можно совершить только посредством привлечения воли и взаимовыручки. На одной стороне скульптуры виден образ почтенного старца, хранителя и сочинителя песен: «Этому песенка, тому песенка за кусочек хлебца». На второй стороне скульптуры - поющие женщины, представляющие три поколения, знающие и хранящие песенное наследие, а с ними - образ защитника, полного сил юноши. У основания скульптуры стоит ларец с песнями, в котором символически собрано песенное наследие - столь великое, что «Три дня пел, но даже крышку не поднял».
Ежегодно на площади у скульптуры «Отец песни» в летнюю пору проходят концерты фольклорных групп и этнографических ансамблей, спевки и широкие традиционные культурные мероприятия. Группы туристов, посещая Турайдский музей-заповедник, приглашаются к скульптуре спеть свою народную песню, продолжая таким образом пополнять песенное наследие.

 
11 Мар 2014 21:28

Страница 7 из 8