таненка
Татьяна
санкт-петербург
Ах, Эрмитаж! Ах, Эрмитаж!
Давно ль стоял там экипаж
Екатерины, что сама
Картины первые внесла.
И вот теперь, в свой юбилей,
Встречая у дверей гостей,
Он торжеству такому рад.
Ах, Эрмитаж! Виват! Виват!
Галинка Мамонтова-Серпуховичка
Малый ЭРМИТАЖ
Уходит год 2014 – год 250-летия музея Эрмитаж
Рядом с Новым Эрмитажем (Атлантами)
http://forum.say7.info/post4925253.html#4925253 находится Малый Эрмитаж - здание, которое и дало название всему комплексу - ЭРМИТАЖ.
Значит Малый Эрмитаж – главный юбиляр.
Малый Эрмитаж - следующее здание за Новым Эрмитажем, т.е между зданием с Атлантами и Зимним дворцом
Этот дворцовый флигель – Малый Эрмитаж задумывался Екатериной II, как интимный уголок императорского дворца. Он был предназначен для отдыха и развлечений. Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество».
Малый Эрмитаж со стороны Дворцовой площади.
Малый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы. («Южный павильон»).
Екатерина II повелела возвести рядом с Зимним Дворцом Эрмитаж, где можно было бы проводить время в уединении и тишине. Архитектор Ю. М. Фельтен построил в 1764—1767 годах южный павильон, обращенный фасадом на Миллионную улицу. Фасад здания выглядел так же, как и фасад Зимнего дворца. Очевидно, поэтому здание некоторое время называлось Малым Зимним дворцом, а впоследствии Малым Эрмитажем.
Точная дата основания музея неизвестна, но его днем рождения принято считать 7 декабря - день святой Екатерины, покровительницы музея.
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец доставили 225 картин, приобретенных у берлинского коммерсанта Гоцковского. В эту коллекцию вошли работы голландских и фламандских художников. Гоцковский собирал коллекцию для прусского короля Фридриха II, однако тот, находясь в сложном финансовом положении после тяжелой войны, не смог оплатить покупку картин. Сам же коммерсант имел долг перед русской казной, и вынужден был погасить его, передав России свою коллекцию. Для Екатерины это приобретение стало демонстративным политическим шагом: она показывала всей Европе, что русская императрица верна идеям Просвещения, популярным в Европе.
Продолжая начатое, Екатерина дала указание своим представителям в Европе покупать для нее все лучшие художественные произведения, которые будут выставлять на аукционы. За годы ее царствования приобрели еще несколько прекрасных коллекций живописи, а также гравюры, скульптуру, резные камни, монеты, медали, гобелены, ювелирные изделия. Вначале все коллекции размещали в залах Зимнего дворца, но скоро места там стало мало, и Екатерина приказывает построить для своих художественных ценностей специальное помещение. С этой целью был сооружен Малый Эрмитаж. Правда, все сокровища вначале могли видеть только гости императрицы, и сама она писала о своих богатствах, размещенных в пустых залах: "Всем этим любуются только мыши и я….".
Э.П.Гау. Малый Эрмитаж.
Знатоки живописи, европейские эрудиты собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. Советы по приобретению предметов искусства и коллекций давали выдающиеся люди эпохи: философ Дидро, скульптор Фальконе, энциклопедист Гримм, русский посол в Париже князь Д.А. Голицын и др. Ряд произведений искусства был выполнен по специальному заказу. Фактически большая часть современной эрмитажной коллекции французской, голландской, фламандской живописи 17-18 веков была приобретена именно во времена Екатерины II. Всего к концу ее царствования было куплено около 4 тысяч картин.
Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций, а также библиотеки Вольтера и Дени Дидро.
Э.П. Гау. Залы Малого Эрмитажа.
Когда коллекции выросли, на набережной Невы возвели северный павильон Эрмитажа (1766—1769). Автором проекта был приехавший из Франции архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот. В XVIII веке здание называли также по фамилии архитектора "Ламотовым павильоном".
Малый Эрмитаж со стороны Невы. Ламотов павильон.
То есть здание Малого Эрмитажа расположено на участке между Дворцовой набережной и Миллионной улицей рядом с Зимним дворцом.
Валлен-Деламот очень бережно отнесся к соседству возводимого им Малого Эрмитажа с Зимним дворцом, Фасад павильона удачно сочетался с фасадом Зимнего дворца. Шестиколонный портик увенчан скульптурной группой. По сторонам портика — статуи Флоры и Помоны - богинь цветов и плодов в римской мифологии (олицетворяющие богатство растительного мира и земное плодородие)
Южный и северный павильон Малого Эрмитажа соединяют Восточная и Западная галереи, между которыми на уровне второго этажа устроен Висячий сад.
Висячий сад находится на уровне второго этажа. Он покоится на сводах первого этажа и хорошо виден из больших окон Павильонного зала, созданного А. И. Штакеншнейдером.
В висячем саду высаживались на клумбах белые и алые розы. Вдоль всего пространства сада росли ряды берёз, подстригаемые в форме пирамид. Летом сад дополнялся экзотическими растениями, которые на зиму убирались в оранжерею.
Э.П.Гау. Висячий сад
Э.П.Гау. Павильонный зал
Павильонный зал Эрмитажа.
В 1850-х годах архитектор А. И. Штакеншнейдер отделал в северном павильоне роскошный двусветный зал. Павильонныйзал полон причудливой зрелищности и декоративности. Его украшают ряды стройных беломраморных колонн, богатые хрустальные люстры, пристенные «восточные» фонтаны, мозаичная композиция на полу, копирующая древнеримский оригинал.
Окна Павильонного зала с одной его стороны выходят на Неву, а с другой - в висячий сад.
Из воспоминаний князя Сергея Михайловича Волконского:
"Как красива в эрмитажном павильоне бальная зала, в мавританском стиле, белая с золотом. Бал в этом зале - одно из самых красивых зрелищ. Зал отделён колоннами от смежной гостиной, и над этими колоннами балкон, с которого можно обозревать обе комнаты - и танцующих на блестящем паркете, и гуляющих по мягкому малиновому ковру гостиной. Из гостиной - открытая дверь в зимний сад, в котором во время балов в спрятанных за зеленью клетках стрекотали канарейки..."
Павильонный зал
мозаичный пол
Особую эффектность интерьеру Павильонного зала придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм.
В Павильонном зале Малого Эрмитажа находятся знаменитые часы "Павлин" см.
http://forum.say7.info/post3601300.html#3601300 и
http://forum.say7.info/post3614748.html#3614748
Часы Павлин
В парадных комнатах Малого Эрмитажа императрица принимала гостей. Здесь устраивались увеселительные вечера, придворные играли в различные игры, ставились пьесы написанные самой Екатериной 2. Она же составила специальные правила для гостей:
"1. Оставлять все чины вне дверей, равномерно как и шляпы, а наипаче шпаги.
2. Местничество и спесь, или тому что либо подобное, когда бы то случилось, оставлять у дверей.
3. Быть весёлым, однако ж ничего не портить, не ломать, и ничего не грызть.
4. Садиться, стоять, ходить, как заблагорассудится, не смотря ни на кого.
5. Говорить умеренно и не очень громко, дабы у прочих головы не заболели.
6. Спорить без сердца и горячности.
7. Не вздыхать и не зевать.
8. Во всяких затеях другим не препятствовать.
9. Кушать сладко и вкусно, а пить с умеренностью, дабы всякий мог найти ноги свои для выходу из дверей.
10. Сору из избы не выносить, а что войдёт в одно ухо, то бы вышло в другое прежде нежели выступит из дверей".
Нарушителям последнего правила запрещалось посещение следующих вечеров.
К. А. Ухтомский Виды залов Малого Эрмитажа.
К.А. Ухтомский. Кабинет мозаичных картин
К.А.Ухтомский часы Павлин.
В кабинете у директора Эрмитажа Б.Б.Пиотровского икона святой Екатерины. Он говорит в одном из интервью:
— У меня две Екатерины: императрица и святая Екатерина, они обе нам покровительствуют. Святая покровительствует императрице, а та— нам.
О самом первом Эрмитаже в России см.
http://forum.say7.info/post4900810.html#4900810