Хозяйке на заметку

Dorothea




Aug. 4th, 2013

8:17 AM

Все жалуются на дороги. Их качество, количество, атмосферу кромешности на этих самых дорогах, ухабы и, не убоюсь сказать, выбоины.

У власти нет привычки, нет желания делать хорошие дороги. У власти есть иные привычки, связанные с дорогами, но все мы люди, одна Матушка-Аллилуя нам судья.

Но вот хотите - убейте меня. Не было у русского народа в славные годы царизма никакой тяги к хорошим дорогам. Скажу прямо. У меня сложилось твёрдое убеждение, что русские люди хорошие дороги побаивались, не любили их, старались не пользоваться.

Отчего так? Хорошая дорога - это для нормального русского мужского человека-крестьянина непрекращающаяся угроза общения с властями. По хорошей дороге к мужику приезжала власть. Ничего от
этого хорошего мужской человек-крестьянин не ожидал.

На хорошей дороге ( ну, которая с щебёнкой) у справного крестьянина быстро изнашивалась самая дорогая часть телеги - железные ободы на колёсах. "На этой дороге потом всё полито так, что колёсы жжёт, кособочит" - записывал Даль.

Наличие хорошей дороги по соседству с селом делало село богатым. Города протягивались друг к другу по шоссе, задевая сёла, раздвигая их границы. В первую очередь, от этого страдала вековечная крестьянская нравственность звенящей чистоты. Это когда девки должны жоставаться строго по уговору кому-то из местных, на крайний случай, соседским. А тут дорога, соблазны. Девы соблазнялись разным. Пример: Валдайский тракт и репутация валдайских крестьянок. Мужикам вся эта ситуация с проезжими совсем не нравилась. Поэтому на Валдае дольше всего в Центральной России процветало дорожное "разбойничество". Томила дорога крестьянина, будоражила его, вносила в неспешный ритм сев-боронование-порка-жатва что-то такое, от чего выходишь на околицу к снулой берёзе, обнимешь её и смотришь в убегающую ленту. Соблазны сплошные. Морок. У Брэма есть описание странной привычки медведей в тумане забираться на деревья и смотреть в даль часами.

Хорошие дороги нравились в России людям сметливым и практическим. Люди склада созерцательного хороших дорог не любили, новшества отвергали. Вот у меня в городе на Волге есть клуб железнодорожников им. Пушкина. Я люблю это здание, очень мне нравится бюст Пушкина на фасаде. Я этому бюсту постоянно подмигиваю, когда мимо проезжаю. Александр Сергеевич был одним из самых главных противников строительства железных дорог в России. Громил Герстнера с его идеей соединения Петербурга и Царского Села. А вот Фаддей Венедиктович Булгарин, второй мой любимец, был всецело за строительство жэдэ. Но бюст на фасаде клуба железнодорожников Пушкина. Потому как Россию не обманешь.

 
11 Сен 2015 2:59

Страница 12 из 33