Aug. 6th, 2013
1:01 PM
Читаю "Faith, reason and the plague" Карло Чипполы. Я люблю, когда про веру, разум и чуму сразу в одной книге. Про веру и разум книг полно. Про чуму - достаточно. Про веру и чуму - тоже. А вот так, чтобы разом, чтобы как на лодке перевозить волка, козу и капусту с берега на берег - это по мне.
Чем Европа отличается от моего любимого Востока? Тем, что постоянно спорит сама с собой. И эта немного шизофреническая активность заставляет сшибаться т.н. веру и т.н. разум. На высоком уровне эта сшибка происходла в надмирных высях философии, на уровне для меня более важном, почти на бытовом, схватка происходила в столкновении церкви и бюрократии.
Бюрократия отвечала в Европе за т.н. разум в повседневной общественной жизни. Она как бы своими суетливыми и довольно невзрачными действиями колотила в двери обывателей, требуя от них мелочной рациональной покорности вместо внушаемой церкви высокого раболепия.
Церковь видела в чуме волю бога. Бюрократия видела ущерб казне, заразность, миазмы, расходы по утилизации трупов.
Церковь призывала к покаянию. Бюрократия устанавливала карантины, сгребала тела я специальные химические ямы.
Церковь звонила в колокола, стращала, утешала. Голоса в церквях звучали особо торжественно и пронзительно. Бюрократия в чумном мареве бродила с фонарями, замотав головы тряпками, ловила мародёров, сжигала зачумлённые дома, нанимала через реабилитацию законченных упырей для помощи людям.
Методы борьбы с чумой церкви были экстраординарны, воющие от ужаса народы ползли к церковным порогам, где церковь всречала их с суровостью и любовью заждавшегося отца.
А бюрократия суетилась, толкалась, методы её борьбы были чрезмерны, малоэффективны, бесчеловечны. Более того. Методы бюрократии с её бухгалтерским сухим гуманизмом были абсолютно непонятны и отвратительны населению. Они, кстати, и сейчас не очень понятны и не менее отвратительны для масс. Лучший образ злодея-садиста в массовой культуре - это не инквизитор у жаровни, а учёный психопат.
Как спасти население в чумном регионе от окончательного истребления? Европейская бюрократия понимала что "реализаия правил спасения зависела не столько от добровольности самого населения, сколько от присутствия полицейских сил, которые могли обеспечить соблюдение этих правил".
Конечно, на счёт чумы заблуждались и разум, и вера. Такое бывает. Естественно, что не было представлений о возбудителях, не было представлений о механизме заражения. Т.е. представления были, но такие, что лучше бы их не было вовсе. И противостояние веры и разума было столкновением заблуждений. Одни заблуждения коренились в мире божьего промысла, другие заблуждения коренились в неадекватности средств научного наблюдения.
Но бюрократия в своих стремлениях защитить свой кормовой удел и породила, в конце концов, всю систему мирового здравоохранения, институтов санитарии и все открытия вакцин. Потому как чума для неё была угрозой более реальной, чем для церкви.
Если вспомнить "Пир во время чумы" Александра Сергеевича, то там всё очень корректно изложенно. Бюрократия, через карантины, нанятого негра, вывозящего трупы, рытьё общих могил ( население, не побуждаемое полицией, неспособно рыть общие могилы нигде и никогда) пытается минимализировать последствия чумы, спасти подданных. А священник подходит к пирующим, чтобы их устыдить и завербовать. Бюрократия к пирующим не подходит. Они бюрократии неинтересны как личности, ей с людьми говорить охоты и нужды нет.