Джон Шемякин
32 мин. ·
Что вы не увидите в "Истории одного назначения" никогда? Пойдёте 6 сентября в кинотеатры на этот фильм Авдотьи Андреевны Смирновой, а тут и я с комментариями. Валенки. Кафедра. Нарукавники.
То тектоническое движение властных российских материков, которые сошлись в конце лета 1866 года, круша друг друга и ломая судьбы тысяч российских подданных. Материки сходились по российской традиции в полном официальном молчании среди оглохших и растерянных миллионов. Крошечной частью, пылинкой, горела в этом крушащем движении судьба солдата Шабунина.
Материки российской власти ломали друг друга, повинуясь неумолимой логике, в нескольких местах.
И вы, разумеется, не поверите, что очень странный суд над солдатом Шабуниным был точкой, в которой эти места отчасти сходились.
Самая экзотическая, самая невероятная трактовка суда над Шабуниным заключается в вопросе продажи Россией владений Русско-Американской компании, русской Америки, Аляски.
Давайте последим что ли.
У кого впервые возникла идея продажи Аляски Соединённым Штатам Америки?
Господствует три версии. Первая версия - сама Российско-Американская компания предложила продать свои заокеанские владения. На протяжении полувека РАК финансировала 50 русских морских кругосветных путешествий и была самым удачным бизнесом империи. А тут сама предложила ликвидироваться. Вторая версия - позиция генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьёва-Амурского, который, обозревая необъятность подвластной ему территории, в некотором географическом ужасе, выдвинул идею избавиться от какой-то там Америки.
Эти версии прекрасны. И не имеют ни одного подтверждения, ни одного официального клочка бумаги, на котором излагали бы РАК и генерал-губернатор мнения о продаже.
Третья версия появления идеи уступить Вашингтону Аляску - позиция великого князя Константина Николаевича, нашего державного либерала и маститого династического флотоводца.
При жизни папы своего, императора Николая, Константин Николаевич с Российско-Американской компанией дружил ярко и интересно.
В 1853 году после переговоров с руководством компании великий князь (тогда державник и империалист под присмотром папаши) пишет 6 апреля 1853 года письмо министру иностранных дел графу Нессельроде. Великому князю тогда 26 лет, он полон дерзновенных помыслов (под орлиным присмотром папы). В письме от 6 апреля Константин требует предоставить РАК исключительное право на занятие острова Сахалин. Компания, видимо, предоставила Константину Николаевичу ряд неоспоримых русских доводов на этот счёт. Пункты требований тандема Великий князь - эффективный бизнес:
1. Сахалин должен принадлежать не Российской империи исключительно, а РАК на правах, "упомянутых в её привилегиях".
2. Для охраны интересов РАК империя обязана предоставить РАК армию, флот и чиновников, которые будут подчиняться не только имперскому командованию, но и руководству РАК. Т.е. РАК должна получить свою армию. Как британская Ост-Индская компания в Индии. До восстания сипаев оставалось ещё несколько лет и идея казалась очень интересной. Наш Газпром 19 века мог обзавестись собственным военным флотом и, примерно, армейской дивизией для начала.
3. Правительство в обмен на это может добывать на Сахалине уголь. РАК не возражает. За этот уголь Петербург ничего платить РАК не будет, но добывать уголь "должен собственным иждивением". Это значит в обмен на Сахалин империя получает право покупать на Сахалине уголь или добывать его самостоятельно в свободное время.
4. По первому требованию РАК империя обязана выдвинуть к остову все наличные военные силы для защиты интересов компании.
5. Средства на освоение Сахалина Российско-Американской компанией обязано предоставить имперское правительство. Безвозмездно. В счёт будущей дружбы.
Там ещё изрядно пунктов есть. Один другого прелестнее.
После смерти папы-императора великий князь Константин 22 марта 1857 года первым в России выдвинул идею продажи Аляски США. Голос великого князя, что пора, наконец, разобраться с РАК раздался из Ниццы. "...мне пришла мысль, что нам следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне Соединённых Северо-Американских Штатов и продать им наши Северо-Американские колонии...колонии эти приносят нам весьма мало пользы..." На письме Константина резолюция императора Александра II "Эту мысль стоит сообразить".
Что такое произошло за четыре года? Как в 1854 году РАК - это отличный бизнес для империи, а в 1857 году РАК - это какой-то помирающий нарост на здоровом теле государства, который следует отсечь? Если смотреть на рост поступлений от РАК в российскую казну, на отличные экономические показатели компании, то слова Константина про "мало пользы" смотрятся странновато.
Ответ на леденящую душу загадку: великий князь Константин заинтересовался железными дорогами. Произошло это в Париже, во время секретной встречи Константина Николаевича с Парижским комитетом русских железных дорог. Комитет хотел строить частные железные дороги в России и смог предоставить Константину Николаевичу весомые доводы известного свойства.
С этого момента Константин Николаевич решил Аляску продавать любой ценой.
Куда пошли деньги от продажи русской Аляски? Об этом мы как-то мало задумываемся сейчас. Нам сейчас трудно поверить, конечно, что правительство может что-то продать из общего и как-то тайно кому-то отдать вырученные средства. А в прежние годы случалось подобное.
Все деньги за продажу владений РАК были отданы частным предпринимателям, которые строили частные железные дороги для извлечения частной прибыли. Летом 1866 года, в разгар действия фильма Авдотьи Андреевны Смирновой "История одного назначения", секретный комитет (в составе императора Александра, председателя Госсовета великого князя Константина, министра финансов Рейтерна, управляющего морским министерством Краббе, российского посланника в Вашингтоне Стекля) решал куда направлять предполагаемые "деньги за Аляску"?
Решили, что на железные дороги, в которых Россия нуждалась. А на какие железные дороги? На казённые, которые строит бюджет, или на частные, которые строит тоже, в принципе, бюджет, но с участием эффективного частного бизнеса.
Руководство Российско-Американской компании в курс дела решили не посвящать. РАК продолжала наращивать свои отчисления в казну, чего её беспокоить лишний раз?
В секретном комитете РАК ругали, конечно. Говорили, что компания загибается, что надо её того-с, а деньги передать толковым. Странно, что РАК, ликвидированная после продажи своих владений, умудрялась выплачивать дивиденды по своим акциям до середины 1880 годов. Накануне секретного совещания по продаже Аляски корабль РАК "Цесаревич" привёз только пушнины на 2 миллиона рублей. Курс акций РАК вырос на 25 рублей на фоне ажиотажного спроса. Средний курс акций РАК ( номиналом в 150 рублей) в период 1858-1867 гг составлял 222 рубля 50 копеек. Последние торги на бирже для РАК были с повышением на 37 рублей за акцию.
Но великому князю Константину нужно было, чтобы РАК ликвидировали, а деньги отдали частным железнодорожным магнатам. Поэтому на казённых железных дорогах, по странному стечению обстоятельств, начались страшные кошмары. Как можно давать деньги на строительство бюджетных дорог, если там солдаты нападают на офицеров и готовят настоящий бунт против государя?
Во многом скорость, публичность, скандальность, неправосудность дела Шабунана объяснимы дискредитацией идеи государственного железнодорожного строительства. Государь Александр хотел деньги направить на казённые железные дороги. Значит надо косного государя запугать. Закошмарить разложением армии, занятой строительством казённых железок.
Железные дороги в России должен строить частный бизнес! Там таких кошмаров не будет! Посмотрите на честные лица российских предпринимателей! Дайте им денег и всё будет идеально. Не будут солдаты бунтовать, не надо будет их казнить, все будем петь и веселится!
Вот передо мной Отчёт Департамента казначейства Министерства финансов Российской империи:
"За уступленные Северо-Американским Штатам Российские владения поступило от означенных Штатов 11 362 481 рублей 94 копейки. Из 11 362 481 рубля 94 копейки израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязано-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 рублей 04 копейки. Остальные 390 243 рубля 90 копеек внесены в казну наличными деньгами".
Что это за дороги?
Курско-Киевскя - частная железная дорога, которую строили Карл Фёдорович фон Мекк и Павел Григорьевич фон Дервиз.
Рязано-Козловская - частная железная дорога, которую строил Павел Григорьевич фон Дервиз.
Московско-Рязанская - частная железная дорога, которую строили, не поверите, Карл Фёдорович фон Мекк и Павел Григорьевич фон Дервиз.
Этим двум гениям деньги за Аляску и ушли. Во всех справочниках указано, что дороги эти построены частным капиталом на частные деньги. Вернули ли гении деньги казне? Да как вам сказать? Не поверите, но даже в мыслях такого не держали. Выдали акций, понятно. Потребовали за это от государства охраны своего частного бизнеса.
Короче говоря, когда будете слушать музыку Чайковского или сочетаться браком на Английской набережной в Санкт-Петербурге, вспомните солдата Шабунина, приговорённого к расстрелу для устрашения ретрограда-императора, его жизнь была песчинкой на весах принятия решений, в конце которых гениальный Пётр Ильич получает помощь от Надежды Филаретовны фон Мекк, а Вера Николаевна фон Дервиз строит строит будущий Дворец бракосочетаний для ленинградцев.