Джон Шемякин
14 ч. ·
В последнее время мне стали часто звонить по телефону брошенные друзья, разорённые мной компаньоны, соседи, которых я когда-то уговорил пожечь свои дома ибо грех так жить, забытые мной дети, прооперированные мной в грузовиках попутчики. Они всегда мне звонят, чтобы сказать "спасибо". Таков уж я.
А тут в трубке стали раздаваться какие-то унылые речитативы про "вот всегда в нашей стране, безысходность, система, борьба с системой, эта система, сама эта система, в этой системе, в нашей системе, душа, страх, грусть, как в системе, как с системой, как у системы, слёзы, удушье, беспомощность, куда, там и тут, сплошное, вековое...бесполезно..."
Это про впечатление от "Истории одного назначения". Не от фильма, а от ситуации, показанной в фильме веет на зрителей, мол, общей тоской и безвыходностью. Меня это огорчает. Я хотел ведь, чтобы зрители душили в процессе просмотра друг друга, чтобы рык в темноте и я на проволоке пролетаю над головами в горящем плаще с факелами в четырёх руках. Но раз только грусть и система, тогда выскажусь.
Ставим мысленные эксперимент. Представляем, что фильм японский, про Японию 1866 года. Рядовой ( нитто хэй), запутавшись в сетях коварного сотё-рисокрада, нападает на своего командира - тайи в присутствии молодого тюи из столицы, сына прославленного тайсё.
Понятно, что в кишках и крови мы бы бродили весь фильм по колено. Шел бы дождь, потомок славного даймё, великий литератор выводил бы кисточкой по рисовой бумаге иероглифы, ветер клонил бы ветви, раздавались бы гортанные крики, кровища, циновки, цветы персика, кривые зубы. Когда количество взрезавших себе брюхо достигло бы второго десятка - финальная музыка и титры на фоне семисот посаженых на кол вдоль дороги крестьян.
Понятно, что все зрители в Японии смотрели этот фильм с горьким чувством стыда: что за страна у нас?! что за система?! как мы все бессильны! проклятая страна! всё бесполезно! обречены! проклятое место! система!
А мы в России смотрели бы этот фильм с чётким пониманием, как же загадочна и прекрасна Япония! Ка-ка-я са мо быт ность! Не то, что у нас!
Я видел фильм "Табу"- "Gohatto", там молодого самурая (Рюхея Мацуду) имели всем подразделением в буквальном смысле, сходя с ума и вырезая друг друга. Примерно в те же годы дело в "Gohatto" происходит, что и в "Истории одного назначения". И что? Восторг, так вам доложу. Никакого уныния, понимаете.
Я теперь жалею, что Авдотья Смирнова вырезала лучшую сцену в фильме, в которой я под Бетховена двадцать минут режу поросят, а потом скачу на лошади голым под кровавым дождём.
В этом смысле надо работу начинать под названием "Глаза русского зрителя как фокус всех бед". Нам только повод дай. Мы сами режиссёров подталкиваем: покажи нам беду, нет, не такую, а чтоб вообще без выхода, нам так полегче.
----------------
Ну, что. Объехали мы в нашем селе все кинотеатры. А их аж целых три. Да в каждом еще по несколько залов. А залы-то эти построены фигово, не отвечают сегодняшним требованиям. С крутыми лестницами и ни одного пандуса. Прошлась повсюду с инспекцией. Даже в гостинице европейского класса та же фигня. До касс доехать на шикарных лифтах можно, а дальше - ловушка. Названия залов Paris, London и Roma предложила поменять на Задрищенск, Мухожопинск и, сжалилась, Малую Сарафановку. Персонал везде, правда, добрейший.