Мой ВЕРНИСАЖ..., не только поэтический

Тина2

Валентина

77 лет
Москва
К дню рождения Бориса Пастернака.

Katia Margolis

10 февраля 2021
День в календаре, дом среди снегов, столбики слов на белой бумаге.
То, куда возвращаешься всю жизнь. Или то, что никогда не покидаешь.
Хронотоп , который всегда с тобой.


Дача Пстернака зимой.




10 февраля 2015 г. ·
Большой дом поэта стоял среди сугробов, как корабль вот-вот готовый к отплытию. Мы жили в пастернаковской сторожке в Переделкине. Само имя поэта мало затрагивало нашу детскую жизнь – более того, с детским же снобизмом мы полагали до поры до времени, что все носятся с поэтом, просто потому что он папа нашего дяди, а нам почти родственник, что-то вроде дедушки. Что ж до паломников – так это его добрые знакомые – старички и старушки. Скукоженную кутавшуюся в шаль, молитвенно называли «Надежда Яковлевна» и добавляли впоголоса «Мандельштам», бородатого с палкой шепотом – Копелев, про горбоносую –говорили, что она сестра Цветаевой – которую детское воображение рисовало, как цветочную фею – одну из мелких разноцветных куколок из конфетных оберток, которые так ловко скручивала для нас после чая ее подруга – Софья Исааковна Каган. Фигурки все множились на столе, а потом от едва заметного дуновения Софьи Исааковны начинали кружиться в вальсе по клеенке с яблоками. Шел снег или падали листья. А роман и поэт – были просто пейзажем за окном. Физическим пространством детства. Мы росли на полях стихов к роману. Поле начиналось сразу за калиткой. На горизонте были обозначены верхушки сосен и маковка церкви. Там, в трех соснах был похоронен то ли, поэт с фамилией как овощ, то ли доктор, с другой смешной фамилией, словно пережевывающей этот самый овощ. Выходить одним за ворота нам не разрешали. Просто подолгу стояли у калитки, вглядываясь в поле, словно выманивая свою судьбу из белого листа за воротами. Посетители музея привыкли к нашим фигуркам у зеленого забора. Собственно, и музея как такового в доме поэта тогда не было. Было нечто полуподпольное, куда приходили люди. Много людей, много лиц. Много слов, голосов, споров, разговоров. Вскоре, года в четыре, кроме силуэтов и лиц, в конце аллеи стали понемногу появляться и буквы. Потом слова. Они попадали на белую страницу, оставляя следы от дома до калитки, и терялись в том же белом поле. Потом потянулись строчки. Наподобие заборов вдоль писательского поселка. И вот однажды среди лапок, черных веток и просветов между ними, которые, оказывается, складывались в звуки, удалось разобрать:
"По той же дороге чрез эту же местность шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, но шаг оставлял отпечаток стопы." Вот так они и топают с тех пор. Буква за буквой. Штрих за штрихом. И снова вещи той пастернаковской дачи звучат первыми стихами, и снова вечное детство возвращается страницами белья на веревках строк, метрикой шагов по заснеженным аллеям, рифмами деревьев вдоль аллеи, бескрайнем полем смысла за калиткой.


Художник Катя Марголис. На даче Пстернака.

 
11 Фев 2021 18:10

Страница 218 из 290