Левитан
Ирина
60 лет
Реутов Московская обл
Виолончель Амати и карточный долг Шостаковича.
Снова была в филармонии. Вживую видела и даже слушала виолончель Амати (1630 год) . Помните советский детективный сериал "Визит к Минотавру" с Пляттом и Шакуровым - Амати и Страдивари?
Эта виолончель обычно хранится в музее, и вот редкий случай, дали музыканту сыграть на ней в концерте. Ну, что сказать, я не спец в виолончелях, звучит как виолончель
Внешне немного отличается от современных виолончелей, это даже такой неспециалист как я определит, потому что на той же сцене в двух шагах играли на современных виолончелях - найди отличия. Старинная виолончель немного поменьше и попузатее, ведущий сказал про неё что-то типа "недомерок".
Виолончелист Борис Андрианов.
Это было открытие 15-го международного виолончельного фестиваля. Ведущий Артём Варгафтик, у него на " Культуре" по телеку есть какая-то авторская программа, сестра говорит, интересно рассказывает. Я ей верю на слово.
В начале ведущий перечислил солидных спонсоров фестиваля, и было понятно, что в зале среди зрителей есть сотрудники этих спонсорских организаций, гораздо больше обычного во время концерта пользовались смартфонами, кто-то снимал концерт, а кто-то просто рылся в телефоне. Нафига они мучались? Я дома, если залипну в телефоне, то даже телек не слышу, сериал весь мимо меня, я вся в инэте. Так то я ж на диване лежу. Вот, кстати, если на мюзикле кто телефон возьмёт, то его сразу слепят лазерной указкой или встают перед ним, загораживая ему сцену. В Большом театре тоже очень строго. А тут редко вижу, чтоб кому замечание сделали. Один раз как-то бабуля взяла телефон, с у неё фонарик включён, билетерша к ней подбежала.
Во втором отделении дирижировать должен был Владимир Федосеев, тот, которому 90+ лет и про которого я говорила, что он может дирижировать одними бровями и качество музыки не пострадает. Но Федосеев заболел и дирижировал оба отделения Денис Лотоев.
Искренне желаю Федосееву здоровья. Тем паче, что концерт начался с печальной вести - умер маэстро Питерский филармонии. Оркестр вне программы в память о музыканте сыграл прекрасную мелодию Чайковского. Потом начали концерт.
Оркестр сегодня был наш самый главный - Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского. Очень высокий уровень оркестра, это слышу даже я, которой медведь на ухо.
Сегодня из этого оркестра были в основном скрипачи и виолончелисты.
Так как это всё же фестиваль, а не рядовой концерт, то сцена была украшена цветами.
В одну сторону
И в другую
И поближе
И работники в антракте, я к ним почему-то неровно дышу, наверное, после того случая, когда из-под моего носа два раза рояль укатили, а я и не заметила, слажено работают ребята, чётко
В первом отделении...
А нет, забыла ещё сказать - кроме фестиваля это был ещё вечер памяти, 100-летие виолончелиста Даниила Шафрана. Я про него впервые слышу, но, оказывается, это был такой талантливый человек, что советское правительство подарило (не в аренду, не в лизинг, а именно подарили) ту самую виолончель Амати и Шафран играл на ней 60 лет. Еще я узнала, что в большом концертном зале филармонии тоже можно смотреть кино, есть техническая возможность, нам показали отрывок из документального фильма про Шафрана.
Вот, два экрана по бокам с названием фестиваля. По ним "кино нам крутили", всё хорошо видно, крупно.
И так, в первом отделении сначала была длинная музыка, называется - концерт для двух виолончелей с оркестром. Композитор Гедини. Два молодых человека солировали. Что примечательно, один из них вышел с планшетом вместо нотной тетради, не первый раз уже вижу. Второй по старинке с бумажными нотами.
Весь этот концерт (для двух виолончелей с оркестром) мне представлялось море и скалы, то шторм, то тихое море с блёстками от луны. А после я заглянула в программку, концерт называется "Роща вязов" Да ёж ты морковь... где море и где вязы.
И в довесок к море-вязам исполнили произведение современной композиторши. Написано специально для этого фестиваля, дебют - звучит впервые). Обещали музыку со чтецом.
Музыка это не совсем музыка, это звуки, которые можно извлечь из виолончели и виолончелистов. Стук, тиканье часов, человеческий шепот. И под конец вышла дива (чтец), шепеляво прочитала четверостишие. Но вооот с таким
декольте, вооот с таким разрезом, и с попой.
На фото она в голубом платье, маленькая женщина - это композитор, по другую сторону - дирижёр
Второе отделение.
Шостакович любил раскладывать пасьянсы. Это, чтоб не соблазниться сесть за карточный стол, унимал, так сказать, азарт. Один раз, примерно в 1931 году, он сильно проигрался. И чтоб закрыть карточный долг, ему пришлось взяться за халтурку, написать музыку к эстрадно-цирковому представлению. Называется произведение "Условно убитый".
Веселенько так, особенно, когда в части под названием Петрушка, пианист (старичок с белой бородой) вышел из-за рояля и сыграл нам на гармошке.
Завершился концерт музыкой на той самой Амати. Название произведения мне ничего не говорит, но скопирую сюда для порядка - Мечислав Вайнберг, фантазия для виолончели и оркестра, соч. 52.
И тогда уж название того, что было с чтецом: сочинение «Ангел Света» для виолончели с оркестром, автор Азиза Садыкова (р. 1978) - и хотя я ничего не поняла, но чувствую, что автор умница.