Островная часть Венеции не такая уж большая по площади - всего 13,5 кв.км. А центральная часть и того меньше - 7 кв.км. И если я вам скажу, что на этой площади расположены 40 музеев, 20 выставочных галерей, 4 театра и 10 000 исторических построек, то вы поймёте, как трудно тут быть туристом... Увидеть хочется всё, но, увы, приходится выбирать...
Вот о том, что мы выбрали и где успели побывать, я вам сейчас постараюсь рассказать.
Один вечер мы посвятили итальянской опере. Слушали концерт оперных арий. Понравилось всё - и оркестр, и исполнители, и костюмы. Концерт был в Скуоле Св. Теодора. Вот это здание.
А вот несколько фоток с самого концерта. Качество фотографий, сами понимаете, неважное...
![Фото](https://ifs.cook-time.com/preview/img143/143620.jpg)
![Фото](https://ifs.cook-time.com/preview/img143/143621.jpg)
![Фото](https://ifs.cook-time.com/preview/img143/143622.jpg)
Я уже слышу вопросы: "А что это за зверь - "скуола"? ". Сейчас поясню. Скуолы возникли в Венеции в 12 веке. Позже их назвали "социальным феноменом". Это были такие братства. Объединялись в них чаще всего люди по профессиональному признаку. Так что, похоже, профсоюзы тоже венецианцы придумали... Члены скуол платили взносы, делали пожертвования и на эти деньги оказывали вполне реальную помощь нуждающимся. Организовывали госпитали, приюты. Скуолы участвовали и в управлении республикой. Ну и, конечно, каждая скуола строила себе помещение для собраний и отделывала его по своему вкусу и возможностям. Некоторые из скуол действуют и по сей день. В средние века в Венеции было шесть больших скуол и множество маленьких Эта, в которой мы концерт слушали, относится к маленьким. "А что же тогда представляет из себя большая?" - спросите вы. И я расскажу вам про Скуолу Св. Роха (Scuola Grande di San Rocco), которая произвела на нас впечатление гораздо более сильное, чем Дворец Дожей.
Это Церковь Св. Роха.
А сама скуола в таком же стиле, но побольше. Фотографии снаружи у меня нет, но зато я покажу вам зал, расположенный на втором этаже скуолы . Так же, как и нижний, он украшен полотнами Тинторетто. Их здесь 56. Тинторетто расписывал эту скуолу 23 года. Для того, чтобы легче было рассматривать картины на потолке, здесь посетителям предлагают зеркала. С ним можно гулять по залу и рассматривать картины, не задирая головы.
(фото с открытки)
Это один из фрагментов росписи потолка.
Конечно, фотографии дают слабое представление, но, поверьте мне - это что-то совершенно потрясающее!!! Картины Тинторетто здесь прямо оживают на стенах! Это действительно "живопись"! И всё оформление - это единое целое, а не набор отдельных картин и скульптур. Выйдя оттуда, мы поняли, что переполнены до краёв эмоциями и не сможем вместить в себя ещё и Тициана, картины котого тоже можно увидеть в Венеции.
Поэтому отправились смотреть очень скромную, но очень изящную Церковь Санта Мария деи Мираколи (Santa Maria dei Miracoli). Её иногда называют мраморной шкатулкой. Довольно точное название. Изысканно-скромная, и снаружи, и внутри отделана мрамором и нежной резьбой. С одной единственной иконой Чудотворной Девы Марии, ради которой и построена. Эта церковь так хороша! На самом деле церквей в Венеции множество, но мы рады, что увидели именно эту.
Островная часть Венеции состоит из 118 островов. Они все очень близко друг от друга и соединены между собой мостами. Но есть ещё несколько островов, которые находятся на большем расстоянии и добраться до них можно только на вапоретто. На некоторых из этих островов мы побывали и сейчас опять прогуляемся по ним вместе с вами.
Остров Сан Мишеле (San Michele).
Это остров-кладбище. Вот так, прямо из воды, поднимается его ограда. Кладбище необычное и красивое. Всё из белого камня. Цветы всюду только искусственные. И есть на этом кладбище знакомые нам имена.Мы постояли у могил Стравинского и Иосифа Бродского. На могилу Дягилева не успели - кладбище закрывалось. Мы ушли оттуда последними, вместе с сотрудниками кладбища.
Остров Сан Лазаро (San Lazzaro dei Armeni).
С этого острова я тоже могу показать только одну-единственную фотографию. Но рассказать о нём хочу обязательно.
Здесь с начала 18 века находится армянский монастырь. Место уникальное. Здесь была основана первая в мире библиотека на армянском языке. Здесь издавались книги и делались переводы с других языков. Сюда часто приезжал Байрон - брал уроки армянского языка. У него здесь даже своя комната была. Сюда приезжал Иван Айвазовский (его настоящее имя Ованес Айвазян) навестить родного брата, который был монахом этого монастыря. Монастырь действующий. На сегодняшний день там живут 8 монахов. Раньше было больше. Один раз в день сюда можно приплыть на вапоретто. Экскурсовод показывает церковь и некоторые помещения монастыря - трапезную, библиотеку, музей. Музей интересный. Чего тут только нет! И старинные книги, и папирусы, и египетская мумия, и трон с инкрустацией из слоновой кости, и картины Айвазовского, и много-много всякого интересного.
Есть даже советские деньги с профилем Ленина. Ведь армяне тоже пользовались когда-то этими деньгами.
Погулять по острову нет возможности. Через два часа за туристами приезжает обратный катер.
Всё что я вам могу показать, это внешний вид монастыря...
Остров Мурано(Murano).
С 1291 года Мурано это "остров стекла". К тому времени венецианское стекло стало знаменитым и пользовалось большим спросом в мире. Все мастерские по производству стекла решено было перенести на этот удалённый остров, чтобы понадёжнее спрятать от любопытных глаз секреты производства венецианского стекла. Официальная версия была такова: производство пожароопасное, поэтому пусть будет подальше от дворцов и жилых районов.
Мурано ещё называют "маленькой Венецией". Здесь тоже каналы и мостики. Только масштабы другие.
Мастеров-стекольщиков и их секреты правители очень ценили. У них была куча привилегий, но и строгие ограничения. Нельзя было под страхом смертной казни покидать остров и разглашать секреты производства. К привилегиям относилось право выдавать дочерей замуж в знатные семьи , право сделать детей с аристократкой и вписать их в Золотую книгу (перечень самых знатных семей Венеции). Они также могли рассчитывать на снисхождение суда, какое бы преступление ни совершили.
В обучение к мастеру невозможно было поступить постороннему человеку. Все секреты мастерства передавались только по наследству. Вроде бы это правило действует и сейчас.
А стекло здесь, действительно, особенное. И не только в магазинчиках сувениров и в мастерских. Оно повсюду.
Кстати, плоские зеркала, которыми мы сейчас пользуемся, были впервые сделаны Муранскими мастерами.
Букет из стекла.
Оркестр
Мозаика из кусочков стекла
Вазы
Маски
Модерн.
Стеклянный стог сена
Это всё фотографии того, что выставлено в витринах магазинов и на улицах. А о посещении тамошнего музея стекла можно только рассказать - фотографировать в музее запрещено... Больше всего нам понравились стеклянные изделия первого века. Дизайн такой, что хоть сегодня на стол ставь! И ещё нас поразили стеклянные погребальные урны (тоже первого века).
Остров Торчелло(Torcello).
Торчелло интересный остров. Это один из тех островов, на которых Венеция начиналась давным-давно в V веке. Первыми островами, на которых поселились беженцы с материка, спасающиеся от набегов гуннов, были Торчелло, Лидо, Мурано. На Торчелло было когда-то 20 тысяч жителей. Сейчас, говорят, 14 человек живёт. В 16 веке здесь малярия началась и жители, разобрав свои дома по камешкам, перебрались на другие острова.
Кое-что всё же здесь осталось с тех времён. Вот такой Мост Дьявола. Он без перил. Говорят раньше в Венеции много таких мостов было.
Вдалеке это не высотное здание виднеется, как нам сразу показалось. Это старинная колокольня в строительных лесах.
А это мы уже добрались до той части острова, где сохранились аж две большие церкви и вот такой мраморный трон.
Когда-то на нём правители Венеции сиживали, а теперь и простым смертным не возбраняется.
Здесь тоже колодец, и тоже закрытый.
Куча всяких "штучек" из археологических раскопок.
Музей уже был закрыт, так что мы только вокруг него погуляли.
А это одна из сохранившихся церквей.
Мы были внутри. Там совершенно потрясающая мозаика во всю стену! Но, как всегда, фотографировать запрещено... Вот только такой кусочек мозаики могу вам показать - он на входном билете был напечатан.
Остров Бурано (Burano)
Чудный островок. Просто игрушечный.
Все домики разноцветные и очень яркие. Якобы для того, чтобы морякам, возвращающимся с промысла, легко было издалека увидеть свой дом.
Вот совершенно типичный дом острова Бурано. На крыше - терраса, над дверью - навес из ткани. Такое мы видели только здесь, на Бурано. И дома в основном ухоженные.
Кажется, что нет двух домов одинакового цвета.
Печка рельефно выделяется. Это очень часто встречается во всей Венеции.
А ещё Бурано - это остров кружев. Здесь издавна плетут венецианские кружева. Говорят что начали это монахини и жёны рыбаков, которые от плетения рыболовных сетей плавно перешли на плетение кружев. Но есть и легенда про рыбацкое судно, которое проплывало мимо острова сладкоголосых сирен. Многие моряки поддались очарованию их песен и, позабыв о доме, шагнули за борт. И только капитан, думая о своей невесте, не стал добычей коварных сирен. И они наградили его за верность - подарили морскую пену, которая в его руках превратилась в кружевную фату для невесты.
Мы забрели в один магазинчик, где застали кружевницу за работой. Вот её кружевное царство.
Фотка нерезкая, но другой нет, а женщина эта так охотно позировала... В руках у неё начатая работа.
А это законченная. Бабочка сплетена из тончайшего шёлка.
Мне её примерить дали. Но купить я не смогла - уж очень цена "кусачая".
Чтобы не обижать кружевницу и не уходить без покупки, мы купили недорогую салфеточку.
Уезжали с Бурано мы уже на закате.
По дороге башню фотнули. Хоть и не Пизанская, а всё равно наклонилась.
Кажется подошла пора прощания с Венецией. Давайте проедемся последний раз на вапоретто по Большому каналу. Тем более, что нам удалось занять место у окна и можно хоть что-то сфотографировать.
Возле одного дома была замечена советская подводная лодка (там какая-то выставка соответствующей тематики).
Вдоль Большого канала в основном дворцы стоят. Фотки не очень хорошие, т.к. во время движения вапоретто сделаны.
Венеция подарила нам массу впечатлений и четыре дня лета посреди осени. Погода была замечательная. Но, как истинная женщина, Венеция не могла не покрасоваться перед нами в разных нарядах. Поэтому один раз на час она оделась в туман.
А другой раз совсем ненадолго в дождь
Она во всех нарядах хороша!