Были и мифы Петербурга

таненка

Татьяна


санкт-петербург
И, опершись на колоннады,
Встают незыблемой чредой
Дворцов гранитные громады
Над потемневшею Невой!..
Н. Агнивцев.


Мраморный дворец
(Дворцовая набережная, дом 6 , ул.Миллионная, дом 5 )

Мраморный дворец расположен между Дворцовой набережной и Миллионной ул.
С Троицкого моста Мраморный дворец виден справа от памятника А.В.Суворову.

Фото
Памятник А.В.Суворову, служебный корпус Мраморного дворца, Петропавловская крепость и Троицкий мост вдали справа.
Фото
Мраморный дворец со стороны Невы.
Фото
Спуск у Троицкого моста.
Фото
Дворцовая набережная.

Екатерина Великая в конце своего правления говорила: «Петербург был деревянным, а оставляю я его каменным». Одним из ярчайших представителей построек из камня стал Мраморный дворец

Мраморный дворец естественно вписался в отведенное ему место на берегу Невы ещё и потому, что он был выполнен из натурального камня, как и набережная.

Фото


История дворца начинается в далеком от нас 1768 году. Именно в этом году Екатерина 2 издала приказ, согласно которому здесь началось строительство настоящего замка.
Дворец был построен и подарен графу Григорию Орлову, одному из организаторов дворцового переворота 28 июня 1762 года, в результате которого Екатерина взошла на престол.
Граф, в благодарность за подарок, поднес императрице бриллиант, доселе украшающий царский скипетр, и выстроил за свой счет арсенал (ныне здание СПб. судебных установлений).

По одной из легенд императрица сама сделала набросок будущего здания и показала его архитектору. Зная, что проект составила Екатерина, Ринальди высоко оценил эту работу и тут же получил разрешение на строительство.

На строительство дворца ушло целых 17 лет (1768— 1785 г).

Фото
Мраморный дворец со стороны Марсова поля.

Наиболее парадно решен фасад, обращенный к внутреннему садику.
Во время проектирования и строительства дворца перед его восточным фасадом плескались воды Красного канала, который был прорыт параллельно Лебяжьей канавке с другой стороны Марсова поля.
Но в 1780-х годах, во время строительства Мраморного дворца, Красный канал, соединявший Неву и Мойку, был засыпан.

После этого восточный фасад дворца с его эффектной надстройкой утратил свою первенствующую роль во внешнем облике здания.

Фото
Главный фасад расположен в глубине двора.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге стал первым петербургским зданием, облицованным природным камнем. Мрамор использовали не только для облицовки фасадов, но и для отделки внутренних залов здания. Поэтому и название оно получило – Мраморный дворец.
Внешние стены дворца и его внутренние интерьеры украшал гранит и более, чем тридцать сортов мрамора, который отличался цветами и оттенками.

Фото


По своей отделке Мраморный дворец — единственное в своем роде здание: все в нем, кроме штучных полов и дверей, сделано из мрамора, бронзы и железа, а кровля обита медными листами, стоимость которых исчислялась на огромную сумму.
Нижний этаж облицован тесаным "диким камнем" - гранитом, а верхние два — полированным разноцветным финляндским и сибирским мрамором, из которого сделаны и карнизы, украшенные мраморными же группами.

Екатерина II лично следила за ходом работ и поощряла особо отличившихся.

Огромные глыбы мрамора доставлялись по Неве. Для отделки фасадов и внутренних интерьеров использовалось 32 сорта мрамора. Для облицовки привозили материал, добытый в карьерах около Ладожского и Онежского озёр. А белый мрамор доставляли из Италии. Это было дешевле, чем везти его с Алтая или Урала.
По завершению строительства над входом была установлена надпись
«Здание благодарности»
Выше была установлена башенка с часами. А по сторонам от башни - две фигуры: справа – Верность, слева – Щедрость, работы скульптора Ф.И. Шубина.

Фото


В созданном проекте Ринальди сумел соединить две функции: городского дома и дворянской загородной усадьбы.
Сравнительно скромный, даже несколько строгий облик дворца -линии южного, западного и северного фасадов органично вошли в городскую застройку, а со стороны двора - дворянская усадьба с парадным двором, садом и оградой.
В 1780-1788 годах в восточной части участка построили служебный корпус. Перед его постройкой засыпали Красный канал, соединявший Неву и Мойку.

Фото
Служебный корпус Мраморного дворца.

Между зданиями была установлена решётка (работа П.Е. Егорова), похожая на ограду Летнего сада (ведь Егоров был участником её создания).

Фото


Ограда Мраморного дворца. Простая кованая решетка расположена между гранитными столбами, увенчанными красивыми мраморными вазами. Решетку украшают позолоченные детали

Особое место в оформлении Мраморного дворца занимают работы великого русского скульптора Федота Ивановича Шубина.

С 1774 по 1783 г. из его мастерской вышло не менее 44 произведений, украсивших фасады и интерьеры здания…

Федот Иванович Шубин - сын крестьянина. Родился 17 мая 1740 года в Архангелогородской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. С юности занимался распространенной в этих местах резьбой по кости. Зимою 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в Академию художеств.

Художник умел раскрыть многогранность человеческого образа, метко запечатлеть неповторимое выражение лица, взгляд, посадку головы. Шубин известен и как создатель многих бронзовых изваяний. Но полностью выразил он себя именно в работах, выполненных в мраморе.


В обработке мрамора Шубин проявлял исключительное мастерство.
Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее «дышать» камень.

Фото


Скульптуры Федота Ивановича Шубина необходимо в буквальном смысле слова - читать и внимательно рассматривать.

Статуи «Весеннее равноденствие» - «Ночь» («Диана»).
Неслучайны позы статуй, находящихся на одной площадке лестницы. «Равноденствие», поворотом головы вправо и легким разворотом корпуса навстречу поднимающемуся по лестнице зрителю, как бы встречает его.
«Диана», стоящая во фронтальном положении, кажется зрителю, пока он не достиг площадки. На площадке же существенным в восприятии фигуры становится поворот ее головы влево, провожающий зрителя. Таким образом, движение посетителя дворца по лестнице СОПРОВОЖДАЕТСЯ позами и жестами фигур в нишах.

Статуи не просто занимают свое место, но и «сопровождают» движение человека по лестнице.

Фото


Главный источник сведений о работе скульптора во дворце - счетные книги.

Выписки говорят о следующих выполненных и уже оплаченных или недоделанных, но близких к завершению в 1782 г. работах Шубина: 8 статуях парадной лестницы и часовой башни, 2 статуях весталок, 5 барельефах Орловского зала, 17 барельефах Мраморного зала, 2 бюстах, 2 барельефных портретах, 2 картушах и 2 барельефах трофеев на фасаде, 2 орлов с гирляндами на парадной лестнице, а также о камине в зале № 5 и 4 гирляндах в Мраморном зале».

Список впечатляет. Восхищает количество работ Шубина. Качество его творений вопросов не вызывает.

Фото

Фото

Фото

Фото
Граф Григорий Орлов.

Неоднократно перестраивавшийся Мраморный дворец в нынешнем строгом своем облике хранит лишь следы того скульптурного декора, который некогда делал его интерьеры изысканно нарядными.
Для Мраморного дворца были выполнены пять портретных бюстов братьев Орловых.

Статуи часового корпуса… выполнены с учетом расположения на большом удалении от зрителя и восприятия их в ракурсе - снизу-вверх. Их формы даны обобщенно, крупно.
У «Верности» нежное личико и грациозно выгнутая шея, впрочем, слишком длинная, даже если рассматривать ее удлинение, как способ компенсации перспективного искажения.
«Щедрость» отличается мягкостью форм. Статуи сильно пострадали от непогоды, но еще можно различить на голове «Щедрости» лавровый венок, а в роге изобилия среди плодов орденский крест.
Шубинским женским образам присуще особое ощущение целомудренной свежести.

По замыслу Ринальди, особенностью архитектурного решения Парадной лестницы должна была стать ее художественная отделка – как продолжение каменной отделки, начатой на фасадах здания.

Фото

Фото

Фото


Сдержанность в оформлении главной дворцовой лестницы объясняется желанием Екатерины II придать парадным покоям мужественный и строгий облик, указав на принадлежность его хозяина к сильной половине человечества.
Парадная лестница Мраморного дворца выполнена из мрамора серо-серебристых оттенков.
В нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», Осеннее и Весеннее равноденствие
Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость, старость.
На площадке от второго этажа до третьего — скульптуры, олицетворяющие осеннее и весеннее равноденствие.
Все символы парадной лестницы прославляли воинскую доблесть, твердость духа и подвиги Григория Орлова.

Мрамор использовался и для внутренней отделки дворца. Один из красивейших интерьеров — Мраморный зал. Стены его облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.
Зал открыт после реставрации в 2010 г,

Фото

Фото

Фото



В отличие от большинства залов дворца, интерьер парадной лестницы сохранился ещё со времен императрицы Екатерины 2.


Серо-серебристый тон мрамора в соединении с беломраморными статуями символизирущими времена суток (ночь и день, утро и вечер), а также весеннее и осеннее равноденствие создают строгий мужественный характер интерьера. так подходящий первому владельцу дворца.
Идею мужественности и воинской доблести владельца продолжают и скульптурные композиции на стенах лестницы, а также барельефы верхних наличников дверей, изображающих орла с лавровой веткой в окружении военной амуниции.

Овальный медальон с портретом А.Ринальди вмонтирован в стенку лестницы на первом этаже.

Фото


За Мраморным залом находился Орловский и Екатерининский залы, прославляющие деятельность братьев Орловых и Екатерины 2, а также покои Григория Орлова: парадная спальня, садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. В юго-восточной части дворца располагалась Картинная галерея. А в противоположной стороне размещались две бани – Турецкая и Греческая.

Фото

Фото

Фото

Фото


На третьем этаже Мраморного дворца находились жилые покои, библиотека, две гостиные для игры в карты, Китайская диванная. В корпусе по Мраморному переулку был зал для игры в мяч.


Одна из петербургских легенд говорит о том, что со стороны Мраморного переулка существовала потайная дверь, которой якобы пользовалась Екатерина II при визитах к Орлову. Эта легенда опровергается тем, что граф во дворце никогда не жил.

Мраморный дворец строился так долго, что граф Григорий Орлов умер в 1783 году незадолго до окончания строительства.

После его смерти дворец служил резиденцией великих князей. Одним из последних его владельцев был великий князь Константин Константинович Романов - президент Российской Академии наук и известный поэт. Печатался он под прозрачным псевдонимом «К. Р.».
Его перу принадлежат известные, положенные на музыку стихотворения: «Умер бедняга в больнице военной, долго родимый страдал...», «Растворил я окно, стало грустно не в мочь, опустился пред ним на колени...», «О дитя, под окошком твоим...» .
Он был хорошим семьянином, имел девять детей... Подчиненные ценили этого доброго человека.

Фото
Великий князь Константин Константинович Романов

В 1898 году по инициативе Константина Константиновича в Мраморном дворце прошло заседание Императорского Географического общества, на котором было принято решение о строительстве ледокола "Ермак" по проекту адмирала С. О. Макарова. На заседании присутствовали Д. И. Менделеев и С. Ю. Витте.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

После Февральской революции в Мраморном дворце Временное правительство разместило Министерство труда. Его возглавил сначала Матвей Скобелев.

После октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж.
Потом здесь помещались многие учреждения науки и культуры.
В 1937 г. Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей.
Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал.

У входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года.

В 1992 году Мраморный дворец передан Русскому музею.

Броневик В. И. Ленина отправлен в Артиллерийский музей.
На его месте установили памятник Александру III, используя тот же постамент, на котором стоял броневик.
Александр III изображен итальянским скульптором Паоло Трубецким грузным, тяжелым, сидящим на такой же массивной лошади, которая будто бы замерла перед невидимой преградой. Некоторые современники даже восприняли этот памятник как карикатуру на императора. На самом же деле Трубецкой этим памятником хотел передать дух правления Александра III, свернувшего либеральные реформы своего отца. По словам самого скульптора - «…не занимаюсь политикой, я изобразил одно животное на другом».

Первоначально же этот памятник был установлен перед Николаевским, ныне Московским, вокзалом – ведь Александр III считался августейшим основателем Транссибирской магистрали, которая начиналась именно здесь. Постамент тогда был из валаамского красного гранита, более трех метров высотой. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ».

Фото


Этот монумент, рассчитанный на зрительное восприятие на просторе Знаменской площади, здесь заключен в тесном пространстве парадного дворика Мраморного дворца.


Служебный корпус Мраморного дворца сооружен архитектором П.Е.Егоровым в 1780—1788 годах.
Обращенный в сторону садового садика его фасад был декорирован скульптурным фризом работы П.К.Клодта— барельефом «Служение лошади человеку».

Фото

Фото

Фото


На фризе в натуральную величину изображены 39 человеческих фигур и 33 лошади. Длина фриза почти 70 метров. Его условно можно расчленить на четыре барельефа, каждый из которых иллюстрирует один из этапов служения лошади человеку.
Сюжет первого барельефа: несколько мужчин, подвергнув лошадь испытанию, решили, что это животное пригодно для службы человеку. Старший среди принявших решение дает слуге приказание отвести коня в стойло конюшни.
Второй и третий барельефы изображают сцены кавалерийской атаки и другие эпизоды участия коней в боях.
Четвертый барельеф — парадный выезд знатного лица и сцена охоты всадников на оленя.
Сейчас в бывшем служебном флигеле размещается Северо-Западный государственный заочный технический университет (ул. Миллионная, д.5).


В годы блокады наружный декор Мраморного дворца сильно пострадал.


Известные немецкие коллекционеры, супруги Петер и Ирэна Людвиг в 1995 году подарили Русскому музею коллекцию произведений современных художников Европы, Америки и России. Так появился "Музей Людвига в Русском музее".

Экспозиция "Коллекция петербургских собирателей братьев Ржевских" представлена экспонатами, подаренными Русскому музею братьями Иосифом и Яковом Ржевскими.

В покоях одного из последних владельцев Мраморного дворца великого князя Константина Константиновича Романова, развернута выставка "Константин Романов - поэт Серебряного века".

В настоящее время в Мраморном дворце проводятся временные выставки современного искусства, экспозиции иностранных художников. Идёт реставрация помещений.


В 2002 году в Белом зале Мраморного дворца состоялась встреча руководителей России, Китая, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Они подписали хартию Шанхайской региональной организации сотрудничества.


Мраморный дворец и сейчас поражает своей «строгостью и стройностью», украшая набережную Невы и является одним из лучших мест для проведения выставок и конгрессов.


Продолжение:
От Летнего сада к саду Зимнему
Рядом с Мраморным дворцом (дома 8-16 по Дворцовой набережной) http://forum.say7.info/post3885521.html#3885521
http://forum.say7.info/post3915928.html#3915928 (Ново-Михайловский дворец)
http://forum.say7.info/post4109126.html#4109126 и
http://forum.say7.info/post4152177.html#4152177 и
http://forum.say7.info/post4333797.html#4333797 (Мошков переулок)
http://forum.say7.info/post4508317.html#4508317 и
http://forum.say7.info/post4516536.html#4516536 (Дом Ученых)

 
14 Июн 2013 20:56

Страница 15 из 68