Пасха: народные обычаи
Сообщение | Автор | |
---|---|---|
20 Апр 2009 1:30
|
Фея Зима
53 года Курган (Южное Зауралье) |
|
Пасха: народные обычаи
Всем известно, что Пасха сейчас – один из главных церковных праздников. Причем даже в годы, когда религия в нашей стране была под запретом, редко в какой семье на Пасху не красили яиц и не пекли куличей. Почему? Традиция. Причем традиция эта насчитывает не тысячу лет (принятие христианства славянами) и даже не две тысячи (зарождение христианства). Традиция эта появилась тогда, когда древние народы начали заниматься земледелием и в весеннюю пору последовательно проводили целый ряд обрядов, готовящих землю к плодородию. Печение обрядовых хлебов и катание яиц (символ Вселенной, родившей Бога), приношение их в жертву богам было обязательной частью этих обрядов. Другой частью обрядов было преклонение перед миром мертвых (родителей). В дни весны оно было наиболее сильным: ни летом, ни осенью, ни зимой родителям не приносилось столько жертв, дабы привлечь их на свою сторону. Собственно говоря, эти традиции плавно перекочевали в иудаизм, а затем и в христианство. Да они бы и не пустили таких сильных корней в этих религиях, если бы считались нецелесообразными пережитками старины. Новые религии не только восприняли древние обряды, но и приписали им новый смысл. Хлеб стал символом причастия, окрашенное яйцо – символом справедливости вести о воскрешении Христа, куполообразная творожная пасха, служившая символом родового кургана, преобразовалась в усеченную пирамиду – символ гроба Господня. В народе не была забыта и соль – символ солнечного божества, дарившего здоровье. Еще и сейчас в деревнях пожилые женщины (недетородного возраста) пережигают в печах в чистый четверг соль, уверенные в том, что она несет здоровье. Эту соль обязательно перед первым весенним выгоном на пастбище подсыпали в пищу скоту, в Пасху ею солили яйца, а затем хранили эту соль в течение целого года и использовали как лекарство (NB! Ни в коем случае не принимайте этот обряд за прямую рекомендацию к использованию чисточетверговой соли! Вера хороша, но доктора лучше знают, как лечить то или иное заболевание). Но… Ab ovo. Или, как говорили древние, начнем с яйца. Символ Вселенной и божественного плодородия. Помните, в народных сказках три царевны из Тридевятого царства дают Ивану Царевичу по яйцу: бронзовое, серебряное и золотое? Каждое из яиц в нужную минуту разворачивается в бронзовое, серебряное и золотое царства. В космогонических сказках рассказывается о рождении Дыя (Теоса, Деуса – Бога) из яйца. Многие народы верили в божественное начало яйца, в его причастность к мирозданию. Славяне не были исключением. Яйца к празднику расписывали не только христианской символикой, но и солярной (знаки солнца), а также символами засеянного поля и земли. Расписанным яйцом мужчины выкатывали по периметру поле, предназначенное в этом году для посева, бока беременных и больных животных, крошили на кладбище, чтобы скормить «вольным птицам» - душам усопших. Пасхальное яйцо клали в руку покойника, чтобы облегчить ему проникновение в иной мир, который должен развернуться перед ним золотым царством - Ирием. А еще считалось, что пасхальное яйцо способно потушить пожар и помочь найти пропавшее. И конечно, «с красного яйца» умывались красны девушки (да и бабы от них не отставали), ведь считалось, что так можно получить красоту. А дети, играя в «покатушки» (катание яиц) тоже повышали плодородие земли: чем дальше яйцо укатится, тем богаче урожая жди. (Девочки, про выведение клопов-тараканов тоже рассказывать?) Кулич – обрядовый хлеб – обладал ничуть не меньшей силой, чем яйцо. Плодородие он обещал земле. Изначально кулич имел фаллическую форму и символизировал мужское начало. Интересен сам обряд «осеменения» земли. В поле с куличом выходили уже рожавшие женщины детородного возраста. Они были полностью обнажены, а распущенные волосы должны были усилить действенность обряда. Женщины разбрасывали по полю крошки обрядового хлеба. С этим хлебом они проходили через всё поле, предназначенное для сева. Пасха продолжалась не один день, и каждому обряду находилось своё время. Сейчас Пасха тоже имеет несколько циклов. Начинается она с Вербного воскресенья, продолжается Страстной седмицей, затем – Светлой седмицей, а завершалась Красной горкой и Радоницей – днем поминовения усопших. В старину Красная горка была временем игрищ и свадеб, сейчас она проходит незаметно, а вот на Радоницу все мы обязательно поедем на кладбища, чтобы прибрать могилы родных – принести им своеобразную дань. Дань памяти. |
||
20 Апр 2009 3:16
|
Люси
Порт пяти морей |
|
Ирочка, Христос Воскресе!
Спасибо большое за интереснейший рассказ |
||
20 Апр 2009 7:09
|
Фея Зима
53 года Курган (Южное Зауралье) |
|
Пожалуйста.
Мне кажется, что нужно знать не только обряды, но и их смысл. |
||
20 Апр 2009 11:23
|
Люси
Порт пяти морей |
|
Совершенно верно. |
||
20 Апр 2009 11:29
|
СОНЕЧКА
|
|
Фея Зима
Ириночка подскажи пожалуйста.Значит на кладбище надо ехатьна Радоницу во вторник,а не на Красную горку? Я была так далека от этого,у нас не было еще потерь и вот придется первый раз в пасху идти на кладбище |
||
20 Апр 2009 11:39
|
Мульяна
49 лет Донбасс |
|
Феюшка, спасибо за интересный рассказ! Действительно, очень познавательно!
Сонечка, я слышала, батюшка говорил, что в пасху на кладбище нельзя ходить - так как это праздник торжества жизни над смертью. А поминальный день,т. е. Радоница через неделю после Пасхи. Вроде так. |
||
20 Апр 2009 12:45
|
Фея Зима
53 года Курган (Южное Зауралье) |
|
Вслед за пасхальной неделей (в этом году - с 20 по 26 апреля) идет Фомина неделя (в этом году - с 27 апреля по 3 мая). Красная горка (понедельник Фоминой недели) и Радоница (вторник Фоминой недели) приходятся как раз на неё. Радоница отмечается на девятый день после Пасхи. В старину Радоницу называли Навьим днем (навь "мертвец").
На кладбища шли семьями, умерших родственников оплакивали, вспоминали их добрым словом, приводили в порядок их могилы. Существовала также традиция совершения тризны около могилы (поминальной трапезы, включавшей обрядовые блюда: яйца, блины, куличи, пасхи, пиво, вино). И не только сами угощались во время этой тризны, но и приглашали к ней покойников: "Радоницу не замай - гостей с того света принимай!", "Святые родители, приходите к нам хлеба-соли покушать!" В завершение тризны старший по возрасту член семьи обращался к незримо присутствующим покойникам: "Извиняйте, родные родители! Не каждый день вас словом поимнаем, но почитаем всегда! Оставайтесь здесь с миром, а мы к вам в гости ходить будем". |
||
20 Апр 2009 12:55
|
СОНЕЧКА
|
|
Фея Зима
Иришка, спасибо большое: очень познавательно.Просто всегда думала,что надо в понедельник идти, а оказывается - во вторник.Спасибо Мульяна Наташик,я тоже слышала ,что нельзя на Пасху: мы не поехали.А люди ездят: говорят - это осталось с советских времен,когда выходной был один -воскресенье - и выбраться на радоницу с работы было невозможно. |
||
20 Апр 2009 13:20
|
Ljubovj Pasecnaja
73 года Latvija |
|
Наташенька, совершенно верно написала! 28 апреля (дата для 2009 г.) Во вторник второй седмицы по Пасхе, через день после Фоминой недели (Антипасхи), Православная Церковь установила поминовение усопших, первое после праздника Пасхи. В этот день христиане как бы разделяют пасхальную радость о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Радоница Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не скорбеть и не сетовать по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22, 32). Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. http://www.calend.ru/holidays/0/0/1908/ |
||
20 Апр 2009 13:41
|
Ljubovj Pasecnaja
73 года Latvija |
|
Девочки, не знаю как у вас, но у нас во вторник на РАДОНИЦУ прихожане приносят разные яства - угощения на раннюю службу в церковь, и ставят всё это на накрытые столы, зажигают на гостинцах свечи, в конце службы батюшки служат ПАНИХИДУ вокруг этих угощений и читают ИМЕНА УСОПШИХ, на поминальных записках, которые написали сами прихожане. Ещё на отдельном столике ставят кутью, потом её забирают и поминают дома усопших, своих близких и родных. Все яства – угощения остаются в церкви, кроме кутьи. Затем после службы батюшка ходит по кладбищу и служит на самой могилке, это делается по договорённости. На могилке оставляют тоже гостинец: яйца, куличи, конфеты - кто что может..., только нельзя оставлять деньги на могилке.
|
||
20 Апр 2009 15:55
|
СОНЕЧКА
|
|
Ljubovj Pasecnaja
Любочка,значит в церкви надо заказать панихиду? просто там столько разного-я путаюсь сорокоус заказывали,поминание на пол года.У нас еще пол года не прошло.А сейчас в радоницу что нужно? Спасибо вам за то,что просвещаете таких,как я |
||
20 Апр 2009 17:36
|
Ljubovj Pasecnaja
73 года Latvija |
|
Сонечка, я думаю, что у вас делают то же самое, что и у нас в православной церкви. |
||
01 Июл 2009 16:26
|
Katyusha
51 год |
|
Ой как интересно.Спасибо Ириш за познавательно-полезную информацию
|
||
02 Июл 2009 9:44
|
Фея Зима
53 года Курган (Южное Зауралье) |
|
Пожалуйста!
|
||
16 Мар 2010 3:15
|
mellory
|
|
а что говорили в старину вместо христос воскрес?
|
||
16 Мар 2010 10:10
|
Фея Зима
53 года Курган (Южное Зауралье) |
|
Христосъ воскресе.
Воскресе - это аористная форма глагола, имела значение единичного (не повторяющегося) действия в прошлом. Но действие, в отличие от перфекта, было нерезультативным, то есть в настоящем подтверждения этому действию не было. То есть Христос воскрес один раз, но не находится сейчас перед нами. |
||
16 Мар 2010 14:05
|
mellory
|
|
я имела ввиду еще до христианства.
|