Упражнения по системе Монтессори
Сообщение | Автор | |
---|---|---|
12 Июн 2010 21:04
|
Zarifa
46 лет Город Ветров и Огней |
|
Девочки, если кто найдет еще упражнения - добавляйте.
Пересыпание риса (от 2,5 до 5 лет) Цели упражнения: развитие мускульной координации, умение аккуратно пересыпать из кувшина в чашку, обретение уверенности в своих силах. Вам понадобится: небольшой поднос со стаканом и кувшинчиком, наполовину заполненным рисом; тряпка для вытирания стола. Презентация: покажите все предметы на столе и назовите их и действия с ними («стакан», «кувшин», «пересыпать» и т.д.);одной рукой возьмите кувшин за ручку, а другой – стакан; расположите кувшин ровно посередине над стаканом и пересыпьте в него рис; теперь пусть ребенок работает сам. Когда малыш достигнет совершенства в пересыпании риса, можно переходить к жидким веществам, разрешая ребенку самому налить себе молока или сока из кувшина в стакан. «Найди крышечку по размеру» (от 2 до 4 лет) Цели упражнения: развитие зрительной и моторной координации. Вам понадобится: 4-6 бутылочек или банок разных размеров с крышками (крышки можно хранить в небольшом контейнере). Презентация: расставьте бутылочки на столе перед ребенком; медленно снимите крышки и закрутите обратно; сначала надевайте крышки, соответствующие размеру бутылочек, затем перемешайте крышки и дайте возможность ребенку самому подобрать нужные крышки к бутылочкам. Коробочка с образцами тканей (от 2,5 до 5 лет) Цели упражнения: развитие и утончение тактильных ощущений. Вам понадобится: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Презентация: покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами. «Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет) Цели упражнения: знакомство с предметами различной формы, развитие тактильных ощущений. Вам понадобится: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.). Презентация: завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву «л», можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.). ------------------------------- 1. Игры с водойМногие игры по системе Монтессори не требуют игрушек. Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку). 2. Игра "Аквариум" Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками). Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой. 3. Переливание воды Игрушки: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан, тряпка. Подкрашенная вода медленно льется из лейки в мерный стакан. Затем эта вода выливается в разные сосуды, время от времени вода возвращается в мерный стакан. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Одновременно обсуждаются вопросы: "Где равные количества воды?", "Где воды больше?" Интересно лить не только крашеную воду, но и пену. В качестве контрольного задания Монтессори советует предложить ребенку переливать питье, например сок или молоко. 4. Игры с водой и губкой Игрушки: лейка, две тарелки, поднос, губка. Вы наливаете немного воды из лейки в тарелку, а потом при помощи губки , стараетесь перенести воду в другую пустую тарелку. Важно, чтобы вода не капала с губки на поднос, а оказалась целиком отжатой в новую тарелку. Если же несколько капель все же упали на поднос или стол, следует показать малышу как можно легок и приятно вытереть любую лужу. Затем это упражнения выполняет и малыш. 5. Игра "Ходьба по линии" Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы. Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу. 6. Игры с бисером Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы. "Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. 7. Игра c цветами Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно. 8. Игра "Больше и меньше" Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием. 9. Игра "Чистка посуды" Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным. 10. Игра "Уборка" Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка - развивающие игры в духе Монтессори. 11. Игры с застежками Игрушки: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки,крючки На плотный кусок ткани пришейте большие и маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который можно намотать на крючок, крючки и петли к ним, застежки из ремешков, застежки-"липучки". Каждое действие, например завязывание шнурков, рекомендуется проделывать медленно и старательно, чтобы ребенок имел возможность внимательно пронаблюдать весь процесс. Существуют гигантские пуговицы-шнуровки для малышей. Более 10 см. в диаметре с 4 или 6 большими дырками - они тоже воплощают идеи Марии Монтессори. "Пришивать" такую пуговицу можно учиться уже с 1.5 лет. Для детей постарше (2-2.5 года) подойдут сюжетные шнуровки. Они предполагают не только само действие (шнурование, завязывание узлов), но и сюжетную игру, игру-драматизацию. Малыш помогает ежику донести грибок, корзинку, орешек, распределяя их и пришнуровывая к ежиковой спинке. 12. Игра "В тишине" Игрушки: любые предметы в комнате В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню. Игры Монтессори - просты и естественны, они не требуют специальных игрушек, точнее делают игрушками все окружающие вещи в доме, они совершенствуют и гармонизируют поведение ребенка в целом; способствуют самостоятельности ребенка, его независимости от взрослых, и тем самым укрепляют чувство собственной ценности и достоинства; развивают чувство ответственности перед окружающими. |
||
14 Июн 2010 16:58
|
огонек
43 года Нижний Новгород |
|
Zarifa
Зарифа,большое спасибо!Очень интересные упражнения.Обязательно попробуем!!! ![]() |
||
16 Июн 2010 22:58
|
Zarifa
46 лет Город Ветров и Огней |
|
у нас в Баку школа Монтессори стоит достаточно недешево, и в очередь за пол года вперед надо записываться, а в принципе если посмотреть, любая мама может дома сама с ребенком заниматься, ничего сложного.
|
||
18 Июн 2010 22:42
|
Лючана
45 лет Россия |
|
Вот и я так думаю. Все материалы-игрушки есть в большом количестве дома и при желании можно заниматься с ребенком. Единственное, что с мамами детки ведут себя совсем не так, как с воспитателями - могут покапризничать, посвоевольничать. С воспитателями больше дисциплины. |
||
20 Июн 2010 20:51
|
Marineska
43 года Москва |
|
Вообще, когда малютки с 9 месяцев начинают заниматься по методике Монтессори, то они занимаются с родителями, а педагог только корректирует процесс. Поэтому нет никаких сложностей заниматься дома, тем более не стоит говорить про посвоевольничать, т.к. эта система призвана развивать у ребенка свободу выбора (малыш сам решает во что в данный момент хочет играть). Единственная сложность - решиться дать ребенку крупу или воду, которую вероятнее всего в первое время придется убирать по всему дому. А плюс занятий в группе в том, что дети учатся взаимодействовать между собой, не отнимать, мешать и т.д., а договариваться и терпеливо ждать. К сожалению у нас в Москве часть не совсем правильно сады работают по этой методике, да и стоят не дешево, а очень хочется, чтобы ребенок не просто ходил в сад, где никому не нужен, а за проступок на него орут, а напротив учился и узнавал новое, гармонично развивался. Zarifa Спасибо за примеры игр!!! Очень интересные и полезные ![]() ![]() ![]() |
||
12 Окт 2010 19:20
|
Зоська
42 года Санкт-Петербург |
|
Мы ходим в детский клуб, занятия в котором проводятся по системе Монтессори, очень довольны: и я, и ребенок. Ходим уже почти год. Если заболеваем - занимаемся дома, из подручных средств делаю пособия.
1. Дуршлаг и спички (или зубочистки) - просовывать через дырочки спички. 2. Мячики для настольного тенниса вылавливать из чашки с водой ситечком. И другое, что в голову придет! А осенью он сам вызвался у меня фасоль шелушить, при этом учил дедушку и бабушку - куда фасоль класть, а куда шелуху выбрасывать. Нам 2 лет еще нет. |
||
13 Апр 2012 18:13
|
Ирюська
Киев |
|
Zarifa
Старшему сыну как раз два с половиной, так что очень полезные занятия. ![]() ![]() |
||
31 Май 2012 15:13
|
Белая_Береза
|
|
Какая замечательная подборка!
Хочу внести свою лепту. Я со старшей ходила в подобный центр. Там было: 1. Переливание из одного кувшинчика в другой. Материалы: два одинаковых прозрачных небольших кувшинчика, лейка (для начала), тряпка (для пролитого), конечно поднос и ведро для разлитой воды, чтобы ее вылить. 2. Найти пару по звуку. В корзине лежали парные цилиндры (непрозрачные) с различными наполнителями (горох, манка, рис и проч), надо на слух найти пару. 3. Большой ящик с песком. Сначала раскладывалась клеенка, на нее садился ребенок, ему давался этот ящик. В песке были спрятаны мелкие игрушки. Игрушки надо было "выловить" из ящика и сложить на блюдечко. После игры конечно все убрать. Я для младшей такой же контейнер сделала только с горохом. 4. На подносе тарелка с большим бруском нечто среднего между пенопластом и пластилином (а может это и был пластилин? просто очень огромный кусок, размером с буханку) и канцелярские гвоздики. Надо их руками вдавливать в брусок или вынимать. 5. Поднос, на котором насыпана мелким слоем манка. И тут гребешок для волос, деревянная палочка (да можно что угодно, в принципе, мы с младшей даже машинку маленькую брали). Равномерно распредилив манку по подносу (слегка встряхнув) рисуют пальцами или предметами. |
||
04 Июн 2012 20:17
|
Лелёк
49 лет |
|
Вот тут описано много интересных и простых игр с водой (и не только) по данной методике http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_montessori/metodika_montessori/id/798
|
||
28 Май 2013 21:25
|
OKmodern
Androsova Faberlic 37 лет Украина |
|
Большое спасибо за подборку развивающих упражнений с детками!
Беру на заметку ![]() |