24 января 2013 года – 165 лет со дня рождения В.И. Сурикова (1848-1916)
Боярыня Морозова
Произведение получило название по имени центрального персонажа картины — боярыни Морозовой, одной из видных участниц «раскола».
Внешним поводом раскола были, как известно, церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности спор шел о том, как креститься — двумя или тремя пальцами).
Яркий и сильный характер боярыни Ф.П. Морозовой был в духе Василия Сурикова. Его увлек образ пламенной русской женщины, ее душевная несокрушимость и воля.
Трагедия Морозовой, как ее видел В. Суриков, это не столько трагедия одной, пусть и такой незаурядной по силе характера женщины. Это трагедия времени, трагедия всего народа.
В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову на допрос. Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, заполнившую узкую улицу с низкими домами, с золотыми и синими куполами церковок. Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.
Каждое лицо в толпе по-своему воспринимает событие.
Суриков стремился писать картины и этюды в тех же условиях. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял»,— как-то заметил художник.
Заключенное в картине трагедийное, героическое начало, ее живописная гармония волнуют любое сердце, чуткое к искусству.
Покорение Сибири Ермаком
Обращение Сурикова к теме покорения Сибири и к образу Ермака было далеко не случайным.
Красноярец Суриков был особенно страстным патриотом родного края и всегда проявлял горячий интерес к прошлому Сибири. А образ Ермака жил в семейных преданиях рода Суриковых: считалось, что далекие предки художника — донские казаки — пришли некогда сюда вместе с отрядом отважного покорителя сибирской земли.
После сражения 25 октября 1581 года Ермак занял столицу сибирского царя, хана Кучума. Затем, одержав ряд других побед, Ермак "бил челом" московскому царю Ивану Грозному, прося его принять сибирскую землю под свою "высокую руку".
Эта "живая быль... в рамках небылиц", по словам Репина.
Это - древний народный сказ, воплощенный Суриковым в живых образах искусства — одно из лучших произведений исторической батальной живописи.
Переход Суворова через Альпы
Картина «Переход Суворова через Альпы» продолжает тему воинского героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири Ермаком. Холст расположен вертикально и демонстрирует неприступность скалистых гор, героически преодолеваемых русской армией.
Пейзаж Василий Иванович Суриков писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода.
«Взятие снежного городка»
Игру «Взятие снежного городка» Суриков впервые увидел в раннем детстве.
Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве.
«Взятие снежного городка» на международной выставке в Париже в 1900 году получила именную медаль.
Его имя присвоено Московскому художественному институту.
На родине художника, в Красноярске, в 1954 году поставлен памятник, там же в 1948 году открыт дом-музей Сурикова, ныне Музей-усадьба.
В честь Сурикова назван кратер на Меркурии.
Выставка работ прославленного русского художника Василия Сурикова откроется сегодня на его родине в Красноярске. Она проводится совместно с Санкт-Петербургским Государственным Русским музеем.
Ее работа завершится 31 марта 2013 года.