Как сохранить доверие ребенка и остаться ему другом?
Сообщение | Автор | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
08 Ноя 2009 1:10
|
S_vetka
Светлана 50 лет донецк |
|||||||||
Здравствуйте! Это я - беспокойная мамаша!
Наталья, восхищаюсь Вами, как собеседником! При Вашем опыте и дельных советах полное отсутствие менторского тона А я в душЕ ликую! У нас на Украине объявили карантин и дети полторы недели у бабушек (в другом городе обе и дети гостят у них по очереди). Казалось бы балдей - не хочу, НО... Старший практически со слезами просится домой, согласен даже слушать мои лекции и делать дом.задания. Младший в сердцах (как он потом признался, что от "скучания" за мамой и папой) пообещал "уйти от всех далеко-далеко, желательно, чтобы там было море". Хотя бабушки с дедушками моих детей буквально облизывают, ничем не нагружают и никак не напрягают. Может я напрасно радуюсь и на самом деле я эгоистичная мать? |
||||||||||
08 Ноя 2009 1:26
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Добро пожаловать, Светлана!
У меня старший тоже всегда хотел домой, а тут прям останусь и все! Младший на данный момент никуда из дома не пойдет, даже если ему пообещать золотые горы.
Света, от детей немного тоже надо отдыхать, я только ЗА отдых у бабушек и дедушек!!! Да и детки пусть немножко соскучатся, и каникулы им не повредят, без нравоучений и заданий. Так что все в порядке! |
||||||||||
08 Ноя 2009 1:29
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Дорогая Светочка, спасибо! Только очень светлые люди способны так оценивать других. Возможно, это слишком высокая оценка, но все равно приятно.
Извини, но мне кажется, есть повод задуматься, а правильное ли отношение сформировано у деток к их, без сомнения, замечательным бабушкам и дедушкам? Может быть, стоит больше рассказывать им о самых близких после мамы и папы людях, показывать, какие они интересные, уважаемые, как много можно от них узнать.... Я, к сожалению, росла без бабушек и дедушек и, признаюсь, завидовала тем немногим, у кого бабушка была рядом. Но родители много хорошего рассказывали о своих семьях, поэтому и отношение у меня к ним было как к небожителям. Спасибо моим папе и маме за это. Мои родители, в свою очередь, были прекрасными бабушкой и дедушкой, хотя мы жили в разных городах, а потом и в разных странах. Но каждое лето мы обязательно ездили к ним всей семьей. |
||||||||||
08 Ноя 2009 1:46
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Наташа, интересно, насколько сильно эти спонтанные процессы могут влиять на наших деток, что-то их слишком много на сегодняшний день?....Я имею в виду негативные. Я думаю, здесь многое зависит от родителей и того, как они "целенаправленно воздействовали" на свою ребенка, т.е. если личность формируется правильно, гармонично, может риск таких стихийных воздействий не так велик? |
||||||||||
08 Ноя 2009 3:48
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Абсолютно верно! Я всегда считала, что задача воспитателя состоит не в том, чтобы оградить ребенка от дурного влияния внешнего мира ( а эта составляющая есть, никто, надеюсь, спорить не будет, и она значительна), а научить наших детей понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. Если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал мир во всем его многообразии и не испытывал потрясений оттого, что вокруг так много негатива, нужно помочь ему найти свое место в этом мире, те сформировать личностную систему ценностей, которая и даст ему возможность выбирать. Хочу дополнить: очень часто дети, следуя примеру родителей, перенимают их систему ценностей, которая впоследствии становится определяющей в их жизни. Поэтому думающие родители анализируют свои поступки, отношение к людям и свой образ жизни. |
||||||||||
15 Ноя 2009 14:50
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Иногда в каких-то ситуациях приходится прям разорваться: хочется поступить так, как считаешь нужным, но в педагогических целях и в глазах ребенка приходится поступать совсем иначе. |
||||||||||
15 Ноя 2009 15:02
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Не хочу быть категоричной, но, возможно, следует постараться найти компромиссный вариант, чтобы не лгать и не "наступать на горло собственной песне", но и не показывать ребенку дурной пример. Не все педагогические истины истинны. Прошу прощения за тавтологию. Это общие рассуждения. В каждом конкретном случае стоит разбираться отдельно. |
||||||||||
15 Ноя 2009 16:46
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Стараемся, стараемся. Ой, не всегда, конечно, получается, но это очень важно.
Да, жизнь иногда преподает свою педагогику. |
||||||||||
15 Ноя 2009 18:01
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Если бы всегда получалось, то и думать не о чем было бы. Только в зрелом возрасте я поняла, что нельзя себя ругать за то, что сделано. Правильно говорят:"Сказанного (и сделанного тоже) не воротишь." Отсюда следует, что рвать на себе волосы и бить кулаком в грудь, проливая при этом море слез, - удел слабых и не очень умных людей, какими мы, к сожалению, иногда позволяем себе быть. Наверное, конструктивнее - обмозговать ситуацию со всех позиций, не зацикливаясь на своей безусловной правоте или признании своих ошибок, и найти решение, которое бы устраивало всех. Извините, я опять за компромисс. |
||||||||||
15 Ноя 2009 23:39
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Есть такое крылатое выражение "Лучше сделать и пожалеть, чем НЕ сделать и пожалеть"
Ой, Наташа, как я люблю и уважаю людей, которые умеют находить компромиссы!!!!!!! Я и сама очень компромиссный человек Старший сынуля у нас тоже очень компромиссный ребенок, причем с раннего детства, я всегда удивлялась, как он умудрялся находить компромиссы даже на детской площадке!! Поэтому договориться с ним очень легко. Чего не скажешь про моего младшего сына Довлата, который уже в свои почти три настолько категоричен, просто волосы дыбом встают. Особенно его последнее: На тридцатое по счету предложение пойти уже наконец-то спать я слышу в ответ тридцатое абсолютно спокойное "Я не буду спать, понимаешь?!". И никакие мои встречные предложения не находят понимания. Приходится "доставать" маленький кнутик . Наташа, я в соседней темке задала вопрос, вы не могли бы прокомментировать? По поводу того, что на подготовке у старшего учительница требует абсолютно красивое написание цифр, дело не в аккуратности, а именно в правильном и безупречном написании. За это она снижает "оценки", у сына при всем нашем огромном желании не получаются красивые цифры, особенно двойка. Целесообразно ли требовать это от шестилетноего ребенка? Ведь чему-то они должны учиться в первом классе, да и на той же подготовке? Я понимаю, что сейчас в образовании прогресс, дети к школе должны уже уметь и писать, и читать, и примеры решать и пр., но ведь физиологии и психологии ребенка это не объяснишь. Какими дети были лет 20 назад, такими и остались( может, я не права). И правильно ли мне мама сказала (а она тоже проработала в школе - библиотекарем и преподавателем более 20 лет), что у требовательных учителей "получаются" более сильные и успешные дети, нежели у мягких и добросердечных? Наташа, я буду вам признательна за ваши комментарии . |
||||||||||
16 Ноя 2009 1:34
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Леночка, я, к сожалению, не специалист по начальному обучению, поэтому не могу судить об этом профессионально, те я не знаю требования программы. Но, по-моему, здесь явный перебор, и прежде всего с оценкой. Правда, я не поняла, детям ставят отметки или дают оценку тому, что они делают? Оценкой, насколько мне известно, считается устный отзыв или, если хотите, выражение мнения по поводу.... А отметка - это та же оценка, но в баллах. Если в первом классе не сразу ставят отметки, то о чем может идти речь на подготовке? Красиво писать - это такой же талант как рисовать или петь. Все члены моей семьи, включая меня, плохо (я имею в виду каллиграфию) пишут, совсем не умеют рисовать, но это не помешало никому из нас получить нормальное образование.
В моем представлении ваш второй вопрос напрямую связан с первым. Не берусь судить конкретного педагога, но, проработав в образовании 37 лет, я, надеюсь, имею права на собственное мнение. На мой взгляд, все дело в том, какие цели ставит перед собой учитель: создать себе репутацию строгого учителя и всю профессиональную жизнь это реноме поддерживать, или быть строгой, но справедливой ради детей. Хороший учитель чаще хвалит, чем ругает, старается обратить внимание ребенка, его родителей и одноклассников на то, что он ему удается, и на этой основе старается помочь . Но сравнивать ребенка можно только с ним самим. Сегодня у него получилось лучше, чем вчера. Вчера он писал цифру 2 наоборот (это мой случай), а сегодня уже правильно, пусть не очень красиво, но уже есть прогресс.Ни в коем случае нельзя говорить, что он хуже Вани или Светы. Так он всю жизнь будет считать себя хуже, а это повод ничего не делать: все равно не заметят, не похвалят. Ваня и Света - близкий, но недостижимый идеал. Когда я работала в школе, некоторые родители просили меня быть с их детьми построже. Я не понимала, да и сейчас не понимаю, как это? Если ты не равнодушен к своей работе, если понимаешь, какая на тебе ответственность за будущее детей, ты будешь поступать справедливо. Результатов можно добиться не заставляя ребенка вздрагивать при твоем приближении или просто взгляде, а помогая ему поверить в себя. Когда мои дети пошли в школу, я выбирала умных учителей там, где это было возможно. Один мой бывший ученик, теперь уже взрослый, состоявшийся мужчина, никогда не проявлявший особого интереса к моему предмету, при встрече сказал: "Мы учили англ не потому, что боялись получить двойку, а потому, что было неудобно перед вами не выучить". В то время я выпускала 3 класса. В одном из них в конце учебного года меня попросили дать открытый урок. Девочка, собиравшаяся поступать на иняз, пришла на урок, осталась на обсуждение и, выслушав дифирамбы в мой адрес, попросила разрешения высказать свое мнение. Среди прочего она сказала, что это был не лучший мой урок. Вы не представляете, как я была горда! Это высшая оценка, которую я когда - либо получала. Даже самые маленькие дети должны быть не объектом обучения, а субъектом в совместной с учителем деятельности. Только субъекто - субъектные отношения в образовательном учереждении отвечают духу времени. |
||||||||||
17 Ноя 2009 1:12
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Наверное, в такие моменты чувствуешь, что не зря, не зря!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Истина. Хорошо сказано. Наташенька, спасибо Вам большое ! Даже самые маленькие дети должны быть не объектом обучения, а субъектом в совместной с учителем деятельности. Только субъекто - субъектные отношения в образовательном учереждении отвечают духу времени. Как это далеко от реальности! |
||||||||||
17 Ноя 2009 1:21
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
К сожалению, это так. Проблема еще и в том, что не все учителя готовы работать с детьми, выделяющимися из общей массы. Средненькие всегда удобнее, они не так критичны, их не нужно постоянно загружать: дай бог, чтобы прогамму усваивали. А "неудобных" стараются подогнать под общую гребенку. Вот и не знаешь, что лучше: развивать ребенка или сдерживать, чтобы не выделялся. |
||||||||||
18 Ноя 2009 1:20
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Развитые дети еще и в коллективе сверстников не больно котируются - не такой как все. Я поэтому от ребенка требую соответственно его возможностям, желаниям и особенностям. Вот сейчас спор у нас в семье: свекровь работает в школе искусств, она скрипачка и гитаристка, предложила отдать сына на хореографию, мы с мужем были только ЗА, мне всегда хотелось, чтобы сыночек умел танцевать. Сначала ему очень нравилось, но т.к. там одни девчонки, ему там скучно, мне, говорит, надоело изображать лягушек и птичек и пр. К тому же в понедельник у нас время таннцев накладывается на тренировку по тэквондо, которые он обожает. Приходится пропускать тренировку и идти на танцы. Сын крайне недоволен, ворчит постоянно и с таким нежеланием идет на танцы, просто ужас. Муж сказал, на танцы он ходить будет в любом случае, дабы не обижать маму, которая очень хочет, чтобы внучок туда ходил. Я не хочу "насиловать" ребенка, но чтобы бросал все на полпути тоже не хочется. Вот и не знаем, как поступить, вечно препираемся. |
||||||||||
18 Ноя 2009 1:48
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
А что для вас главное? Чтобы ребенок занимался тем, что ему нравится или ваши собственные амбиции? Попробовал он танцы, не пошло. Что ж ему бросать то, что нравится только ради того, чтобы взрослым угодить? Не может малыш сразу понять, что он хочет. Ему нужно попробовать многое, чтобы выбрать. Когда-то я сделала подобную ошибку, заставив дочку ходить в музыкальную школу только потому, что сама когда-то об этом мечтала, но в то время это было доступно не многим. По крайней мере, там, где мы жили. Вот и хотелось, чтобы дочка реализовала мою мечту. Прошло много времени, и сил много было потрачено, пока разобрались, что это ей совсем не нужно. А бабушка, уверена, найдет способ приобщить внука к музыке, научит слушать хорошую музыку. Вам повезло: у вас в семье есть профессионал! Пусть дети проживают свою жизнь, не ту, что мы им придумали. А мы будем помогать, если потребуется. |
||||||||||
19 Ноя 2009 23:11
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Для нас это главное.
Вот я тоже так думаю, но родители мужа так хотят танцы, прям мы уже с ними спорим, спорим, но свекор даже взялся сам возить его туда, единственное радует, хоть от сольфеджио отказались(оно было вкупе с танцами).
Бедная моя мама тоже так хотела, чтобы я ходила на фортепьяно, но я почему-то постоянно забывала про занятия и то опаздывала, то пропускала. Для меня это была каторга. Мож поэтому и забывала
Бабушка у нас и правда профессионал, у нее столько лауреатов, стипендиатов и просто учеников, которые хотят ходить именно к ней, что мы ее почти не видим, она на работе от зари до зари.
Ох, Наташа, я тоже так думаю, но мой обожаемый свекор думает иначе. Мы и так с ним в последнее время на ножах, меня бесит его чересчур вмешательство в воспитание детей. Вот одна из его придумок. Мой сын обожает гонки и фильм "Такси", хочет стать гонщиком-таксистом. Вполне нормальная детская мечта. Но наш дедушка уверен, ребенок должен мечтать стать президентом банка и с младых ногтей к этому стремиться. И он "втюхивает" такие стремления моему сыну, которому просто неинтересно быть президентом какого-то банка. Каждый раз проводит заумные беседы по этому поводу. Ну не бред? Где это видано, чтобы ребенок 6 лет мечтал стать президентом банка? Я свекру сказала, что не надо воспитывать в моем ребенке неправильные ориентиры и навязывать ему меркантильные мечты( я думаю, это несбывшаяся мечта свекра ). Потом, когда он вырастет, ему не захочется зарабатывать деньги постепенно, начиная с самых низких должностей(что вполне нормально), он будет сидеть и ждать, когда освободиться место этого самого президента. Короче говоря, свекру сказала, чтоб больше таких разговоров не было. А то вздумал стыдить его , типа, фу, таксист, кто ж об этом мечтает? Наташа, а вы как относились к мечтам и желаниям своих детей, наверняка они не всегда совпадали с вашими? |
||||||||||
20 Ноя 2009 0:10
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Скорее всегда не совпадали Я уже рассказывала о сыне. У него было так много увлечений, и он так увлеченно ими занимался (но только тем, что выбирал сам), что мы сомневались получится ли из него что-нибудь серьезное. Но свои опасения держали при себе, наблюдали, помогали, корректировали, когда получалось. В школе все было сложнее: сын учился легко в очень сложном классе. Имеется в виду программы, особенно по точным наукам. В отличие от многих одноклассников никогда не жаловался на трудности, считая их нормой. Хотя все признавали его способности, многих удивляло, что ему не нужно ночами сидеть за уроками, у него на все есть время, ему просто нравится преодолевать трудности. Все это ставило в тупик. Признаюсь, нас тоже, но не поведение сына, а то, что он не как все. (Даже умные родители иногда бывают откровенно тупыми). Но мы научили его работать, вот что главное. Хотели, чтобы он учился в Москве, а он предпочел остаться дома. Не знал, как нам это сказать, чтобы не расстроить и не разочаровать. Но мы приняли его решение с пониманием. Для нас всегда было очевидным, что диплом столичного ВУЗа - не дает гарантию жизненного и профессионального успеха. Ему 36, он генеральный директор металлургического холдинга. Приверженец здорового образа жизни и трудоголик. С дочкой 4 года занималась англ. Ее работы на англ по истории Британской монархии и национальным особенностям американцев до сих пор используют в школе. Но она вдруг заявила: " А кто решил, что я пойду на иняз?" и закончила факультет "Экономика управления". Это ее выбор, и мы его уважаем. Зачем внушать ребенку, что есть престижные и непрестижные профессии? Он это и так поймет в свое время и выберет то, что ему по душе. С высокомерием отзываясь о простых профессиях, мы тем самым формируем у ребенка такое же высокомерное и пренебрежительное отношение к людям. Это уродует психику ребенка: он еще ничего не успел сделать, но делить людей на первосортных и второсортных уже, бывает, научился. Впоследствии это может привести к трагедии: не стал он банкиром, значит не оправдал доверия. Как же теперь жить? Это страшно. Маленькие дети мечтают о понятных им земных профессиях, в них они видят романтику, которая нам, взрослым, увы, уже не доступна. Не лишайте своего ребенка мечты. Научите его любить людей не за то, что они занимают какой-то важный пост, а просто потому, что они живут достойно. А свекру вы все правильно сказали. |
||||||||||
20 Ноя 2009 0:24
|
Анна1966
Мск |
|||||||||
Наташа! Как замечательно Вы пишите! Просто удовольствие Вас читать - мудро и правильно!
|
||||||||||
20 Ноя 2009 0:40
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Анна1966
Спасибо, Эльвира! С такими замечательными собеседниками невоможно фальшивить. |
||||||||||
20 Ноя 2009 11:27
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Наташа, я так рада, что у вас такие хорошие детки , мне кажется, вы были достаточно либеральными и демократичными родителями, ну т.е. без жесткого контроля и пр..
Как вы считаете, Наташа, это от природы у вашего сына было стремление учиться, или результат приложенных усилий? Или первое с добавлением второго?
Вот, правильно и мудро, все бы родители так думали.
Да, раньше, во времена моего детства мечтали быть врачами, пожарниками, космонавтами, учителями с той целью и мыслью, чтобы приносить людям добро, помогать, а сейчас действительно, на первое место выступают совсем другие приоритеты, такие, как деньги, материальные ценности. Наверное, это издержки времени, в котором мы живем, и кого-то винить в этом глупо. Все дети сейчас знают, что врачи, учителя и пожарники зарабатывают так мало, как можно мечтать об этом?! Грустно все это.... |
||||||||||
20 Ноя 2009 12:04
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Трудно сказать В человеке всего много намешано: и генетического, и социального.... Но я все же считаю, что без целенаправленного воздействия, каковым и является воспитание, природные задатки могут не развиться или обратиться в свою противоположность. Напр, активность, любознательность, амбициозность (как положительное качество) - на что все это будет направлено, если у ребенка не будет положительных примеров в его ближайшем окружении или его активность и любознательность не будут напрвляться на положительную деятельность, амбициозность будет "подкармливаться" разговорами о том, что все кругом такие-сякие, один ты хороший. У ребенка не сформируется потребность добиваться успеха (под успехом я подразумеваю не только какие-то общественно признанные достижения, но то, что устраивает самого человека и общество, в котором он живет) своим трудом. Часто можно слышать брюзжание типа: я всю жизнь слесарем проработал, а этот - начальник, какой-то кандидат.... Если тебя не устраивает твоя профессия, зачем ты ею занимаешься? Чтобы стать начальником, ой, как много учиться нужно, об ответственности я и не говорю. Меня всегда умиляли разговоры типа "Нам давали золотую медаль, но мы не захотели" За всю свою профессиональную жизнь ни разу не сталкивалась с тем, чтобы кого-то просили взять награду.
Не могу с вами согласиться. Разве плохо жить хорошо, если ты сам заработал себе на такую жизнь, а не выполнял, пусть даже добросовестно, свои обязанности, но от сих до сих? Любая профессия может дать материальное благополучие. И при этом служение людям не исключается. Я могу привести примеры, даже написала, но потом убрала : не имею права вторгаться в чужую жизнь, чтобы подтвердить свои слова. |
||||||||||
20 Ноя 2009 21:58
|
Елена Сергеевна
|
|||||||||
Ой Эльвира, как я с вами согласна, читаю сообщения Натальи и просто восхищаюсь |
||||||||||
20 Ноя 2009 22:01
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
Спасибо, дорогие девочки. Но каков вопрос, таков и ответ Смотрите, как задает вопросы Леночка! Как глубоко она видит проблему.
|
||||||||||
22 Ноя 2009 22:36
|
Лючана
45 лет Россия |
|||||||||
Ой, Наташенька, как приятно , просто вы очень-очень приятный собеседник, с вами не просто приятно общаться, но еще и хочется перенять ваш жизненный и педагогический опыт! (прочитала и удивилась, как много слова "приятно", но переписывать не буду, видимо, действительно, так приятно )
Это просто чудесно!!!!
Наташа, просто как мне кажется, раньше дети не задумывались о материальном благополучии, хотели быть отважными, храбрыми, полететь в космос, быть открывателями, путешественники, сейчас мотивация при выборе профессии, да и просто мечты более, как сказать, приземленная, материальная, оцененная в ДЕНЬГИ, т.е. что это я буду учительницей, она так мало зарабатывает. Но не все так печально, дети есть дети, и сейчас они мечтают о чем-то романтичном, правда очень рано сталкиваются с "правдой жизни". Как сумбурно написала, надеюсь, вы поняли, о чем я хотела сказать.
Единственная и очень сложная профессия, которой никак почти не заработаешь себе на жизнь - воспитательница в детском саду. Несправедливо. |
||||||||||
22 Ноя 2009 23:26
|
NatalyS
Липецк |
|||||||||
А медсестры, а нянечки...? список можно продолжать. Тем не менее, конкурсы в медицинские и педагогические ВУЗы становятся меньше только по естественным причинам: мало детей. В институты, которые готовят специалистов для металлургической или горнодобывающей промышленности, где можно неплохо зарабатывать, особого наплыва нет. Т.е. материальная сторона - не самый главный критерий. Убеждена, что детей нужно готовить не для какой-то конкретной специальности, которую выбрали для своего чада родители, а для жизни. И учить зарабатывать деньги тоже необходимо. К сожалению, этот"презренный металл" еще не отменили. Таковы реалии, не считаться с ними нельзя, если мы хотим, чтобы наши дети жили полноценной жизнью. А насчет того, что раньше дети не задумывались о материальной стороне, можно поспорить. Конечно, на первом месте всегда было желание получить определенную профессию. Но не у всех: из своей практики знаю, что многие выпускники школ весьма смутно представляют, чем бы они хотели заниматься. А потому выбирают профессию родителей или ту, что наиболее востребована там, где они живут. Еще вариант - куда могут поступить. Какая уж тут романтика. |